ОБСЕ организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 гос Европы, Центр Азии и Северной Америки. Прежнее название - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий. Основные средства обеспечения безопасности: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности; защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов; экономическая и экологическая безопасность.
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера.
Предтечей ОБСЕ было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное в1973 по инициативе СССР для преодоления напряженности в отношениях между Востоком и Западом. Совещание проводилось в три этапа: 1)3 - 7 июля 1973 - Хельсинки - совещание министров иностранных дел, 2)18 сентября 1973 - 21 июля 1975 - Женева - внесение предложений, поправок и согласование текста.
3) 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот документ был призван закрепить сложившийся «статус-кво» на европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком. Первая «корзина» касалась общих вопросов, связанных с проблемами европейской безопасности. Вторая «корзина» посвящалась вопросам эконом, научно-технического сотрудничества и кооперации в области экологии и сохранения окружающей среды. Третья включала гуманитарные вопросы и проблему защиты прав человека.
Поворотным моментом в его деятельности стала Парижская встреча на высшем уровне 1990 г. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. В ноябре 1990 г. на переговорах в рамках процесса СБСЕ было выработано соглашение по контролю над вооружениями - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). принятие на Стамбульской встрече на высшем уровне 1999 г. Хартии европейской безопасности, которая предусматривает совершенствование оперативных возможностей Организации + Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.
Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве. Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав гос и правительств, созываемое регулярно каждые два года. На встречах в верхах устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем полит уровне. Центральным руководящим органом ОБСЕ является Совет министров (ранее Совет СБСЕ), состоящий из министров иностр дел и несущий ответственность за принятие решений. Он собирается один раз в год. Руководящий совет (вместо Комитета старших должностных лиц) должен собираться на свои встречи в Праге не реже двух раз в год. Он призван обсуждать и формулировать принципы полит и общего бюджетного характера. Постоянный совет — основной орган в структуре ОБСЕ для ведения полит консультаций и принятия текущих решений. Совет состоит из постоянных представителей государств-участников; находится в Вене. Общее руководство оперативной деятельностью возлагается на действующего председателя, каковым является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета министров. Срок полномочий действующего председателя, один календарный год. Леонид Кожара. В его обязанности входит также поддержание тесных контактов и активного диалога с Парламентской ассамблеей (ПА). Он должен выносить рекомендации ПА на рассмотрение Постоянного совета и информировать ПA о деятельности ОБСЕ. Важным органом является Центр по предотвращению конфликтов (находится в Вене). Парламентскую ассамблею, состоящую из представителей всех стран — членов ОБСЕ . собирается на ежегодные сессии поочередно в городах государств-членов. Секретариат ОБСЕ находится в Вене; возглавляется Ген секретарем, который избирается на три года Советом министров.
Существующие в настоящее время механизмы: "Венский механизм по необычной военной деятельности"; человеческого измерения ("Московский механизм"); чрезвычайных ситуаций ("Берлинский механизм"). "механизм человеческого измерения» состоит из 2 основных элементов: Венского механизма и Московского механизма. Основа Венского механизма, который состоит из 4 этапов, была заложена в Венском Заключительном Документе 1989 года. состоит из 4 элементов: обмен информацией и письменный ответ на запросы; проведение двусторонних встреч с другими участниками организации; любая страна-участница может привлечь внимание других участников по дипломатическим каналам по вопросам человеческого измерения; · любая страна-участница может делиться информацией. Московский механизм, включает: страна-инициатор может предложить другому гос пригласить миссию экспертов; просящая сторона может инициировать отправку миссии экспертов против воли другого государства, при условии, что такая инициатива находит поддержку еще 5 государств, добровольное приглашение миссии экспертов страной ОБСЕ.
Противостояние России и ОБСЕ. Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) - Россия заблокировала документ. 2005 —Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план — «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов.
Политическая значимость. Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и послекризисным восстановлением в кризисных регионах, а также превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью в Европе.
Косово стало тем районом, где была развернута первая долговременная миссия СБСЕ. Миссии СБСЕ в Косово не удалось реализовать все свои задачи. Вторая миссия ОБСЕ в Косово - Миссия по проверке в Косово (МПК) была развернута с октября 1998 г. по март 1999 г. Третья миссия ОБСЕ в составе Миссии ООН в Косово (МООНК) и будет играть ключевую роль в вопросах, связанных с институциональным строительством, укреплением демократии и утверждением прав человека. Миссия ОБСЕ для Боснии и Герцеговины для обеспечения мира, стабильности и демократии в Боснии и Герцеговине. Миссия ОБСЕ в Хорватии 1996 г. - содействие возвращению беженцев и перемещенных лиц, защита их прав, а также защита прав национальных меньшинств. 27 марта 1997 г. было создано «Присутствие ОБСЕ в Албании» - посредническая миссия ОБСЕ, учрежденная в связи с народными выступлениями против президента страны и правительства. Посредническая миссия ОБСЕ завершилась успешно.