Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБСЕ и ее роль в обеспечении европейской безопасности



ОБСЕ организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 гос Европы, Центр Азии и Северной Америки. Прежнее название - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий. Основные средства обеспечения безопасности: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности; защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов; экономическая и экологическая безопасность.

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера.

Предтечей ОБСЕ было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное в1973 по инициативе СССР для преодоления напряженности в отношениях между Востоком и Западом. Совещание проводилось в три этапа: 1)3 - 7 июля 1973 - Хельсинки - совещание министров иностранных дел, 2)18 сентября 1973 - 21 июля 1975 - Женева - внесение предложений, поправок и согласование текста.

3) 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот документ был призван закрепить сложившийся «статус-кво» на европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком. Первая «корзина» касалась общих вопросов, связанных с проблемами европейской безопасности. Вторая «корзина» посвящалась вопросам эконом, научно-технического сотрудничества и кооперации в области экологии и сохранения окружающей среды. Третья включала гуманитарные вопросы и проблему защиты прав человека.

Поворотным моментом в его деятельности стала Парижская встреча на высшем уровне 1990 г. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. В ноябре 1990 г. на переговорах в рамках процесса СБСЕ было выработано соглашение по контролю над вооружениями - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). принятие на Стамбульской встрече на высшем уровне 1999 г. Хартии европейской безопасности, которая предусматривает совершенствование оперативных возможностей Организации + Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.

Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве. Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав гос и правительств, созываемое регулярно каждые два года. На встречах в верхах устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем полит уровне. Центральным руководящим органом ОБСЕ является Совет министров (ранее Совет СБСЕ), состоящий из министров иностр дел и несущий ответственность за принятие решений. Он собирается один раз в год. Руководящий совет (вместо Комитета старших должностных лиц) должен собираться на свои встречи в Праге не реже двух раз в год. Он призван обсуждать и формулировать принципы полит и общего бюджетного характера. Постоянный совет — основной орган в структуре ОБСЕ для ведения полит консультаций и принятия текущих решений. Совет состоит из постоянных представителей государств-участников; находится в Вене. Общее руководство оперативной деятельностью возлагается на действующего председателя, каковым является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета министров. Срок полномочий действующего председателя, один календарный год. Леонид Кожара. В его обязанности входит также поддержание тесных контактов и активного диалога с Парламентской ассамблеей (ПА). Он должен выносить рекомендации ПА на рассмотрение Постоянного совета и информировать ПA о деятельности ОБСЕ. Важным органом является Центр по предотвращению конфликтов (находится в Вене). Парламентскую ассамблею, состоящую из представителей всех стран — членов ОБСЕ . собирается на ежегодные сессии поочередно в городах государств-членов. Секретариат ОБСЕ находится в Вене; возглавляется Ген секретарем, который избирается на три года Советом министров.

Существующие в настоящее время механизмы: "Венский механизм по необычной военной деятельности"; человеческого измерения ("Московский механизм"); чрезвычайных ситуаций ("Берлинский механизм"). "механизм человеческого измерения» состоит из 2 основных элементов: Венского механизма и Московского механизма. Основа Венского механизма, который состоит из 4 этапов, была заложена в Венском Заключительном Документе 1989 года. состоит из 4 элементов: обмен информацией и письменный ответ на запросы; проведение двусторонних встреч с другими участниками организации; любая страна-участница может привлечь внимание других участников по дипломатическим каналам по вопросам человеческого измерения; · любая страна-участница может делиться информацией. Московский механизм, включает: страна-инициатор может предложить другому гос пригласить миссию экспертов; просящая сторона может инициировать отправку миссии экспертов против воли другого государства, при условии, что такая инициатива находит поддержку еще 5 государств, добровольное приглашение миссии экспертов страной ОБСЕ.

Противостояние России и ОБСЕ. Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) - Россия заблокировала документ. 2005 —Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план — «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов.

Политическая значимость. Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и послекризисным восстановлением в кризисных регионах, а также превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью в Европе.

Косово стало тем районом, где была развернута первая долговременная миссия СБСЕ. Миссии СБСЕ в Косово не удалось реализовать все свои задачи. Вторая миссия ОБСЕ в Косово - Миссия по проверке в Косово (МПК) была развернута с октября 1998 г. по март 1999 г. Третья миссия ОБСЕ в составе Миссии ООН в Косово (МООНК) и будет играть ключевую роль в вопросах, связанных с институциональным строительством, укреплением демократии и утверждением прав человека. Миссия ОБСЕ для Боснии и Герцеговины для обеспечения мира, стабильности и демократии в Боснии и Герцеговине. Миссия ОБСЕ в Хорватии 1996 г. - содействие возвращению беженцев и перемещенных лиц, защита их прав, а также защита прав национальных меньшинств. 27 марта 1997 г. было создано «Присутствие ОБСЕ в Албании» - посредническая миссия ОБСЕ, учрежденная в связи с народными выступлениями против президента страны и правительства. Посредническая миссия ОБСЕ завершилась успешно.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.