Педагог предлагает детям разложить геометрические фигуры по обручам следующим образом: положить в красный обруч все красные фигуры, в черный обруч все малые фигуры, в зеленый обруч все квадратные фигуры.
Вопросы к детям. Какие фигуры лежат:
1) Внутри всех обручей? (Красные малые квадратные фигуры).
2) Внутри красного и черного, но вне зеленого обруча? (Красные малые неквадратные фигуры).
3) Внутри черного и зеленого, но вне красного обруча? (Некрасные малые квадратные фигуры).
4) Внутри красного и зеленого, но вне черного обруча? (Красные немалые квадратные фигуры).
5) Внутри красного, но вне черного и вне зеленого обручей? (Красные немалые неквадратные фигуры).
6) Внутри черного, но вне зеленого и вне красного обручей? (Некрасные малые неквадратные фигуры).
7) Внутри зеленого, но вне черного и вне красного обручей? (Некрасные немалые квадратные фигуры).
8) Вне всех обручей? (Некрасные немалые неквадратные фигуры).
Правильные ответы на вопросы указаны в скобках.
В ходе выполнения заданий дети должны объяснять свои действия.
Вторая часть теста – задание на установление отношений между двумя множествами. В качестве дидактического материала детям предлагаются карточки со схематическим изображением отношений между двумя множествами (смотрите рисунок 5).
Задание детям: «Назови любые два множества, которые можно расположить в обручах следующим образом». Ребенок придумывает по три варианта ответа по каждому рисунку.
а ) б) в)
Рис. 5 Карточки со схематическим изображением отношений между двумя множествами
Примечание: В протоколе фиксируется количество придуманных ребенком вариантов, отмечается быстрота и легкость ориентировки при выполнении задания.
Третья часть теста – решение задач. Детям предлагается решить две задачи.
1) В коробке лежало 4 длинных карандаша и 6 красных карандашей, всего в коробке было 11 карандашей. Сколько разных видов карандашей лежало в коробке? Назови их. Сколько каждого вида карандашей лежало в коробке?
2) Оля вышила 8 цветов. Из них 6 тюльпанов и 6 красных цветов. Сколько разных видов цветов вышила Оля. Назови их.
Максимальная оценка за первую часть теста составляет 5 баллов.
1 балл дается за правильное разложение геометрических фигур в кругах, если дети при раскладывании допустили хотя бы одну ошибку, они получают 0 баллов.
Ответы на вопросы первой части теста оцениваются следующим образом:
4 балла – ребенок дал правильные ответы на все вопросы (на 8 вопросов);
3 балла – правильные ответы даны на большую часть вопросов (от 5 до 7 вопросов);
2 балла – правильные ответы даны на половину вопросов (на 4 вопроса).
1 балл – правильные ответы даны на меньшую часть вопросов (от 1 до 3 вопросов);
0 баллов – ребенок либо не отвечает на вопросы, либо его ответы все являются неправильными.
Таким образом, максимальная оценка за первую часть теста составляет 5 баллов.
Во второй части теста ребенок может максимально набрать 9 баллов. То есть, каждый вариант правильного ответа оценивается в один балл. Следовательно, за работу по каждому рисунку ребенок может получить по три балла. За три рисунка – 9 баллов. В таблице фиксируется общее количество баллов набранных ребенком во второй части теста.
В третьей части теста можно максимально набрать 6 баллов. При этом каждая задача оценивается в отдельности, оценка за решения одной задачи составляет 3 балла.
3 балла – ребенок решает задачу самостоятельно без какой-либо помощи взрослого;
2 балла – ребенок решает задачу при незначительной помощи взрослого;
1 балл – решает задачу при постоянной помощи со стороны взрослого;
0 баллов – не решает задачу.
Количество баллов, полученных ребенком за решение первой и второй задачи третьей части теста, суммируется.
Полученные результаты тестирования вносятся в таблицу 6.