На основе данной таблицы производится сравнительный анализ усвоения учебного материала детьми на начало и конец учебного года. Показатели могут быть наглядно оформлены в виде следующей диаграммы.
Показателями уровня усвоения детьми дошкольного возраста представлений об арифметических действиях могут являться и результаты тестирования по теме «Вычислительная деятельность» и «Решение арифметических задач».
Тесты на выявление уровня сформированности умений детей
Дошкольного возраста производить вычислительные
Действия в уме (для детей 5-7 лет)
Целью этого тестового материала является определение того, насколько дети овладели навыками вычислительной деятельности, как быстро они производят вычисления на сложение и вычитание в уме. В этой связи при тестировании педагог обращает внимание не только на результаты вычислений, но и на время, которое необходимо ребенку для выполнения того или иного упражнения.
Тест 1. Педагог предлагает детям следующую задачу. В обруче лежит 5 квадратов, доложи, столько треугольников, чтобы:
а) в обруче стало 8 геометрических фигур.
б) в обруче стало 10 геометрических фигур.
Составь арифметические действия по решению задач.
s s s s s n
n n n
n
Рис. 37 Наглядная схема к задаче первого теста
Тест 2. Ребенок должен определить, сколько квадратов нужно положить в круг, чтобы вместе с треугольниками их стало:
а) 9; б) 8; в) 11.
Педагог предлагает доложить нужное количество квадратов в круг и выложить при помощи цифр и знаков арифметическое действие по решению задачи.
n n n s
n n s s
s
s
s
Рис. 38 Наглядный материал к задаче второго теста
Тест 3. Детям предлагают заполнить круг квадратами и треугольниками так, чтобы:
а) общее количество фигур равнялось числу 10, а квадратов было на два больше чем треугольников.
б) общее количество фигур равнялось числу 7, при этом треугольников было на 3 меньше чем квадратов.
s s s n
n n n s
n n s s
Рис. 39 Наглядный материал к задаче третьего теста
Тест 4. «Определи, какое число я загадала».
а) Если число увеличить на две единицы, то получится 6. Какое число я загадала?
б) Если число уменьшить на одну единицу, то получится 4.
в) Если число увеличить на две единицы, то получится число 7.
Тест 5.
Детям предлагается набор карточек с изображением предметов от 1 до 10:
_
l l
YYYYYYYYYY
{ { { {
u u u u u u u
ØØØØØØ
< < < < < < < <
Рис. 40 Набор карточек с изображением предметов от одного до десяти
Задания детям.
а)«Найди карточку, число предметов которой составит сумму чисел предметов, изображенных на двух карточках».
Педагог выбирает из набора по две карточки и показывает их ребенку. Ребенок в свою очередь должен найти одну карточку, на которой число предметов составляет сумму чисел предметов, изображенных на двух указанных педагогом карточках.
Например: педагог выбирает карточки с одним предметом и двумя предметами.
_
l l
Следовательно, ребенок должен взять карточку с тремя предметами.
б) «Найди одну карточку, число предметов которой образует разность чисел предметов изображенных на двух карточках».
Педагог также выбирает из набора по две карточки и показывает их ребенку. Ребенок определяет разностные отношения между числовыми данными этих карточек и находит одну карточку, число предметов которой равно разности предметов изображенных на карточках выбранных педагогом.
l l
Например: педагог выбирает карточки с тремя предметами и двумя предметами и показывает их ребенку.
_
Ребенок в свою очередь выбирает карточку, на которой изображен один предмет.
Тест 6.
Материал: Набор карточек с изображением чисел от 1 до 10.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Рис. 41 Набор карточек с изображением чисел от одного до десяти
Задания детям.
а)«Найди карточку, на которой указана сумма двух обозначенных чисел».
Педагог выбирает из набора по две карточки с цифрами и показывает их ребенку. Ребенок в свою очередь должен найти одну карточку, на которой изображено число, обозначающее сумму двух указанных чисел.
Например: педагог выбирает карточки с числами 1 и 2. Ребенок находит карточку с числом 3.
б)«Найди карточку, на которой указана разность двух обозначенных чисел».
Педагог выбирает из набора по две карточки с числами и показывает их ребенку. Ребенок в свою очередь должен найти одну карточку, на которой изображен число, обозначающее разность между двумя указанными числами.
Например: педагог выбирает карточки с числами 8 и 6. Ребенок находит карточку с числом 2.
При работе с детьми тесты могут использоваться в комплексе или выборочно.
Анализ результатов.Максимальная оценка за первый и третий тест составляет по два балла за каждый. За одно правильно выполненное задание теста дети получают по одному баллу. Если задание не выполнено или выполнено частично, ребенок получает 0 баллов.
Второй и четвертый тест максимально оцениваются в три балла каждый. Дети получают по одному баллу за правильно выполненное задание в каждом из тестов.
Четвертый и пятый тест оценивается следующим образом. Если ребенок достаточно быстро и безошибочно выполняет вычислительные действия в уме на сложение и вычитание: единицы, он получает 1 балл; двух единиц – 1 балл; трех единиц – 1 балл; четырех единиц - 1балл, пяти единиц - 1 балл и т.д. Баллы суммируются, на основание чего делается вывод об уровни овладения детьми вычислительными действиями и планируется дальнейшая работа по обучению.
Кроме того, при оценивании полученных результатов педагог строго фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение каждого из упражнений. При контрольных тестированиях учитывается и такой показатель, как сокращение времени на решение задачи (скорость вычислительного действия).