Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Геометрических представлений и понятий



На основе анализа теории и практики формирования у детей дошкольного возраста знаний о геометрических фигурах мы определили ряд уровней усвоения детьми геометрических представлений и понятий.

Первый уровень – соотношение геометрической фигуры с ее образцом-моделью (классификация фигур по признаку формы по образцу);

Второй уровень - узнавание и называние геометрической фигуры;

Третий уровень – выделение некоторых характерных признаков геометрической фигуры;

Четвертый уровень – характеристика и анализ геометрических фигур, самостоятельное создание геометрической фигуры в соответствии с ее характерными признаками.

На каждом из этих четырех уровней усвоения представлений и понятий о геометрических фигурах в свою очередь мы выделили качественные уровни усвоения учебного материала: высокий, средний и низкий уровень.

Охарактеризуем более подробно каждый из обозначенных уровней.

1 уровень – соотношения геометрической фигуры с ее образцом-моделью (классификация фигур по признаку формы по образцу). Данный уровень чаще всего характерен для детей второго-третьего года жизни. В этот период дошкольники, как правило, еще не знакомы с названием геометрических фигур, не воспринимают их в качестве эталонов при определении формы окружающих предметов, опыт работы с геометрическими фигурами малый, однако дети могут соотносить предложенные геометрические фигуры с их образцами, находить такие же по форме фигуры, как в образце.

В качестве дидактического материала предлагаются наборы геометрических фигур (вначале двух видов, а затем трех видов и более), например, квадраты и круги (первоначально они должны быть одного и того же цвета и размера). К наборам прилагаются две фигуры-образца (квадрат и круг) того же цвета, что и фигуры в наборах, но по размеру они могут быть больше чем фигуры в наборе.

 

Тесты для детей 2-го, 3-го года жизни.

Тест 1.Классификация фигур по одному из свойств (для детей 2-го года жизни).

Первая часть задания. Материал: наборы геометрических фигур на каждого ребенка– круги и квадраты одинакового размера и одного и того же цвета, фигуры-образцы того же цвета, но большие по величине (смотрите рисунок 51).

 

n n l n l n l l n n l n l l l

Рис. 51 Наборы геометрических фигур для классификации

 

Педагог предлагает детям разложить фигуры на круги (то есть вот такой формы, показывает круг-образец), и на квадраты (то есть вот такой формы, показывает квадрат образец).

«Все квадраты (вот такие фигуры по форме - показ квадрата образца), положите рядом с этим квадратом, а все круги (фигуры вот такой формы – показ круга образца) положите рядом с этим кругом».

Вторая часть задания. Классификация геометрических фигур по цвету. Материал: геометрические фигуры одного вида, например, круги, но при этом часть из них имеет один цвет, а другая часть – другой цвет.

Дается задание: «разложите фигуры по цвету (например, на красные и желтые)». В процессе классификации также используются образцы, например, желтые по цвету фигуры, выкладываются в желтую коробку, а красные - в красную.

Третья часть задания – классификация геометрических фигур по величине. В качестве дидактического материала используются геометрические фигуры одного и того же вида (например, квадраты), одинакового цвета, но разной величины (большие и малые). Предлагаем детям разложить фигуры по величине на большие и маленькие. Большие фигуры выкладываются в большую коробку, а малые - в малую.

 

Примечание. Для выполнения теста на классификацию фигур по образцу могут использоваться такие пары фигур как: круги и треугольники, квадрат и полукруг; прямоугольник и треугольник. После 2,5 лет: прямоугольник и квадрат; квадрат и треугольник.

Тест 2. Усложненный вариант упражнения.

Данное упражнение также предполагает классификацию фигур по одному из свойств (цвета, формы, величины). Однако задания усложняются за счет использования дидактического материала, в который входят геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, кроме того, увеличивается количество фигур разного цвета (фигуры 3-х цветов) и разной формы (фигуры трех форм).

Материал: наборы геометрических фигур на каждого ребенка– круги, треугольники и квадраты разного размера и разного цвета, фигуры-образцы любые по цвету и большие по величине (смотрите рисунок 52).

sšls ltmmn ml s sl nš l n

Рис. 52 Наборы геометрических фигур для классификации

Первая часть задания. Педагог дает задание детям разложить фигуры по форме, все треугольники положить рядом с самым большим треугольником, а все круги положите рядом с самым большим кругом, все квадраты положить рядом с самым большим квадратом.

Вторая часть задания. Педагог предлагает детям разложить геометрические фигуры по цвету. Красные по цвету фигуры положить в красную коробку, желтые фигуры положить в желтую коробку, а синие фигуры положить в синюю коробку.

Третья часть задания. Педагог просит детей разложить геометрические фигуры по величине на большие и малые. Большие фигуры выкладываются в большую коробку, а малые - в малую.

Анализ результатов. По итогам выполнения тестов выделяются следующие уровни.

Высокий уровень: дети выполняют задание самостоятельно, без ошибок и без какой-либо помощи педагога.

Средний уровень: ребенок нуждается в дополнительной помощи педагога (повторное объяснение задания, показ способа выполнения, частичное совместное выполнение задания).

Низкий уровень: ребенок не понимает, что от него требуется, раскладывает фигуры вне соответствие с образцами, либо выполняет различные виды манипулирования с дидактическим материалом.

Полученные при тестировании результаты вносятся в таблицу 15.

Таблица 15.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.