На основе анализа теории и практики формирования у детей дошкольного возраста знаний о геометрических фигурах мы определили ряд уровней усвоения детьми геометрических представлений и понятий.
Первый уровень – соотношение геометрической фигуры с ее образцом-моделью (классификация фигур по признаку формы по образцу);
Второй уровень - узнавание и называние геометрической фигуры;
Третий уровень – выделение некоторых характерных признаков геометрической фигуры;
Четвертый уровень – характеристика и анализ геометрических фигур, самостоятельное создание геометрической фигуры в соответствии с ее характерными признаками.
На каждом из этих четырех уровней усвоения представлений и понятий о геометрических фигурах в свою очередь мы выделили качественные уровни усвоения учебного материала: высокий, средний и низкий уровень.
Охарактеризуем более подробно каждый из обозначенных уровней.
1 уровень – соотношения геометрической фигуры с ее образцом-моделью (классификация фигур по признаку формы по образцу). Данный уровень чаще всего характерен для детей второго-третьего года жизни. В этот период дошкольники, как правило, еще не знакомы с названием геометрических фигур, не воспринимают их в качестве эталонов при определении формы окружающих предметов, опыт работы с геометрическими фигурами малый, однако дети могут соотносить предложенные геометрические фигуры с их образцами, находить такие же по форме фигуры, как в образце.
В качестве дидактического материала предлагаются наборы геометрических фигур (вначале двух видов, а затем трех видов и более), например, квадраты и круги (первоначально они должны быть одного и того же цвета и размера). К наборам прилагаются две фигуры-образца (квадрат и круг) того же цвета, что и фигуры в наборах, но по размеру они могут быть больше чем фигуры в наборе.
Тесты для детей 2-го, 3-го года жизни.
Тест 1.Классификация фигур по одному из свойств (для детей 2-го года жизни).
Первая часть задания. Материал: наборы геометрических фигур на каждого ребенка– круги и квадраты одинакового размера и одного и того же цвета, фигуры-образцы того же цвета, но большие по величине (смотрите рисунок 51).
n n l n l n l l n n l n l l l
Рис. 51 Наборы геометрических фигур для классификации
Педагог предлагает детям разложить фигуры на круги (то есть вот такой формы, показывает круг-образец), и на квадраты (то есть вот такой формы, показывает квадрат образец).
«Все квадраты (вот такие фигуры по форме - показ квадрата образца), положите рядом с этим квадратом, а все круги (фигуры вот такой формы – показ круга образца) положите рядом с этим кругом».
Вторая часть задания. Классификация геометрических фигур по цвету. Материал: геометрические фигуры одного вида, например, круги, но при этом часть из них имеет один цвет, а другая часть – другой цвет.
Дается задание: «разложите фигуры по цвету (например, на красные и желтые)». В процессе классификации также используются образцы, например, желтые по цвету фигуры, выкладываются в желтую коробку, а красные - в красную.
Третья часть задания – классификация геометрических фигур по величине. В качестве дидактического материала используются геометрические фигуры одного и того же вида (например, квадраты), одинакового цвета, но разной величины (большие и малые). Предлагаем детям разложить фигуры по величине на большие и маленькие. Большие фигуры выкладываются в большую коробку, а малые - в малую.
Примечание. Для выполнения теста на классификацию фигур по образцу могут использоваться такие пары фигур как: круги и треугольники, квадрат и полукруг; прямоугольник и треугольник. После 2,5 лет: прямоугольник и квадрат; квадрат и треугольник.
Тест 2. Усложненный вариант упражнения.
Данное упражнение также предполагает классификацию фигур по одному из свойств (цвета, формы, величины). Однако задания усложняются за счет использования дидактического материала, в который входят геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, кроме того, увеличивается количество фигур разного цвета (фигуры 3-х цветов) и разной формы (фигуры трех форм).
Материал: наборы геометрических фигур на каждого ребенка– круги, треугольники и квадраты разного размера и разного цвета, фигуры-образцы любые по цвету и большие по величине (смотрите рисунок 52).
sls ltmmn ml s sl n l n
Рис. 52 Наборы геометрических фигур для классификации
Первая часть задания. Педагог дает задание детям разложить фигуры по форме, все треугольники положить рядом с самым большим треугольником, а все круги положите рядом с самым большим кругом, все квадраты положить рядом с самым большим квадратом.
Вторая часть задания. Педагог предлагает детям разложить геометрические фигуры по цвету. Красные по цвету фигуры положить в красную коробку, желтые фигуры положить в желтую коробку, а синие фигуры положить в синюю коробку.
Третья часть задания. Педагог просит детей разложить геометрические фигуры по величине на большие и малые. Большие фигуры выкладываются в большую коробку, а малые - в малую.
Анализ результатов. По итогам выполнения тестов выделяются следующие уровни.
Высокий уровень: дети выполняют задание самостоятельно, без ошибок и без какой-либо помощи педагога.
Средний уровень: ребенок нуждается в дополнительной помощи педагога (повторное объяснение задания, показ способа выполнения, частичное совместное выполнение задания).
Низкий уровень: ребенок не понимает, что от него требуется, раскладывает фигуры вне соответствие с образцами, либо выполняет различные виды манипулирования с дидактическим материалом.
Полученные при тестировании результаты вносятся в таблицу 15.