- значительное сокращение времени пропитки и сушки; отсутствие необходимости зачистки пов-ти пакетов железа от наплывов лака; низкие потери лака; хорошее заполнение обмотки лаком при однократной пропитке; хорошая цементация витков; компактное оборудование; возможность автоматизации; уменьшение трудоёмкости пропитки и термообработки; снижение расхода электроэнергии; низкое выделение летучих и отсутствие взрывоопасности, что позволяет встраивать оборудование в поточно-механизированные линии для производства якорей и статоров.
Пропиточный состав подаётся на лобовую часть обмотки. Для лучшего проникновения обмотка нагревается до 60-80. Лак проникает в пазовую часть и на противоположную лобовую часть за счёт гравитационных и капиллярных сил.
Существует 3 основных способа введения лака в обмотку статора через лобовую часть:
1- Статор располагается вертикально, лак подаётся на верхнюю лоб. часть через вращающееся сопло. 2- статор располагается наклонно под углом 20-30°, вращается со скоростью 20-25 об/мин. Лак подаётся на лобовую часть. Сопла неподвижны. Обмотка нагревается до 60-80°С путём пропускания постоянного тока. Попадая на обмотку лак разжижается и легко проникает в паз. Недостаток – неравномерное распределение состава: вверху его меньше, чем внизу. Этот способ наиболее распространён. После окончания пропитки статор переводится в горизонтальное положение и продолжает вращаться. За счёт нагрева обмотки происходит желатинизация лака, он не вытекает из обмотки.3- сердечник вращается горизонтально. Лак подаётся на внутренние и внешние лобовые части.
Общие закономерности проникновения пропиточного состава определяются законом течения жидкости в капиллярах
s – поверхностное натяжение пропиточного состава, х – размер обмотки.
При капиллярном методе пропитки производится дозирование пропиточного состава. При избытке ПС происходит загрязнение оборудования и металлических частей. Дозирование производится двумя способами: по времени истечения ПС(при постоянной вязкости), по объёму.
Пропитка в ванне с помощью ультразвука
В ванну встроен магнитострикционный. f=21,5 кГц. Под действием у/з колебаний температура лака повышается за 20 минут до 75 °С. Лак проникает в обмотку. Вязкость в пазу в 2 раза выше, хотя содержание летучих не меняется .
Сборка вращающихся соединений электрических машин. (Сборка подшипников, типы консистентных смазок и требования к ним. Усилие запрессовки. Правила закладки смазки. Работа лабиринтных уплотнений).
Последовательность сборки подшипников(п/ш): 1. Шарики, тела качения п/ш размещаются на беговой дорожке внешнего кольца п/ш-ка. Окон.их распределение будет обеспечено сепаратором. 2. Вставка внутреннего кольца п/ш. 3. Внутреннее кольцо п/ш центрируются опорой на шарики, укладываясь на сегмент окружности, образованный шариками. 4. С целью окончательного кольцевого распределения в соответствии с сепаратором п/ш шарики раздвигаются. 5. Две части сепаратора п/ш-ка вставляются с одной и с другой стороны, затем соединяются сваркой или пайкой.
Усилие запрессовкизависит от соотношения внутреннего диаметра к наружному диаметру запрессовываемой детали, относительной величины натяга к диаметру соед-мых деталей, номинального диаметра соединения, длины детали и коэф-тов трения. Усилие запрессовки необходимо прикладывать к тому кольцу, кот.садится на посадочное место с натягом. Нельзя наносить удары непосредственно на кольцо п/ш. Прим.спец.оправки, кот.исключ.перекос п/ш при монтаже.
Правила закладки смазки: 1.кол-во смазки должно составлять не более 2/3 объема камеры (60-70%). 2 . Перед заменой смазки п/ш-к при снятых крышках промывают чистым бензином с добавлением т/ф-го масла. Промывают с торца. Бензин увлекает за собой растворившуюся смазку, затем п/ сдедует просушить сжатым воздухом. 3. Набивку смазки нужно проводить чистыми руками и чистым инструментом. При набивке все кольцевые углубления в деталях п/ш-го узла, обращенные к п/ш-ку, заполняются на одну треть в нижней их части. Прост-во м/д обоймами с шариками набивают смазкой по всей окружности. 4. После сборки проверяют легкость вращения ротора от руки и затем вкл-т двигатель и вращают его в теч.15 мин вхолостую. Если сост-ие п/ш хорошее, при прослушивании слышен равномерный гул без стуков и ударов.
Работа лабиринтных уплотнений. Осн.принцип лабиринтного уплотнения заключается в его геометрической форме, кот. создает препятствие в виде поворотов для загрязняющих вещ-в на пути к проникновению в уплотнение. Лаб.уплотнения не пред-ны для защиты от высоких ур-ней жидкостей и от перепадов давления м/д обеими сторонами уплотнения. Перепад давления м/б снижен, но не устранен. «+» просты в эксплуатации, не изнашиваются, допускают значит.окружную скорость, им.малое сопротивление вращению.
Типы консистентных смазок.пластичные смазки – изгот-ся на основе смазочных масел и имеют консистентную стр-ру, благодаря загустителю. Смазочные пасты – отлич-ся высоким содержанием твердых смазочных веществ. Смазывающие воски – им.высокомолекулярную углеводородную основу. Состав смазки= базовое масло(80-90%)+загустители+ присадки. Загустители: метал-ые мыла(на основе лития, кальция или Al) с содой; комплексное мыло; неорганический загуститель(бенитовая глина); синтетические загустители (полеуретан). Базовое масло. Можно испол-ть минеральное или синтетическое.
Требования к смазкам. Не иметь вредных примесей; хорошая пластичность; сохранять физико-химические св-ва; обладать антикоррозийными св-ми