Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право.



2.7.1. Предстоит разработать перечень правовых актов и самих актов, необходимых для создания и успешного функционирования социального государства, который должен постоянно пополняться по мере поэтапного развития социального государства. В качестве первоочередных правовых актов необходимо:

· с учетом модельных законов ЕврАзЭС принять федеральные законы «Об основах социальной политики» и «О государственных социальных стандартах».Первый из них определит права и обязанности всех субъектов регулирования социальной политикой – государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений в части осуществления ими деятельности в области социальной политики. Второй закон должен установить систему государственных социальных стандартов, охватывающую такие основные сферы социальных отношений как: оплата труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; пенсионное обеспечение; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами, а также товарами массового спроса; образование; здравоохранение и обеспечение лекарственными средствами; наука; культура; социальное страхование; социальная помощь и социальное обслуживание населения; обеспечение экологической безопасности; защита социальных прав граждан.

Необходимо дальнейшее развитие нормативной базы социального партнерства, обеспечивающей законодательное определение порядка взаимодействия и взаимной ответственности основных участников переговорного процесса – профсоюзов, работодателей и органов власти. В развитие действующего Трудового кодекса представляется целесообразным принятие федерального закона «О социальном партнерстве», который придал бы необходимую правовую силу и обязательность коллективным соглашениям и договорам.

Кроме того, потребуется:

· повысить статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ответственность сторон за выполнение мероприятий Генерального соглашения. Генеральные соглашения следует рассматривать в качестве конкретной программы согласованных действий Правительства, объединений профсоюзов и предпринимателей в социально-трудовой сфере. Эта программа не должна быть соглашением о намерениях сторон, как это чаще всего и бывает на практике. Генеральное соглашение должно быть нацелено на решение определенного круга социально - трудовых проблем, для осуществления соответствующих задач должно быть предусмотрено необходимое финансирование, а роль и ответственность каждого партнера должны быть зафиксированы;

· ужесточить нормы законодательства (на определенное время) за нарушение, несоблюдение, невыполнение принятых коллективных договоров и соглашений;

· реформировать законодательство в сфере оплаты труда.В том числе:установить минимальную заработную плату на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, а сам прожиточный уровень – на уровне благосостояния, достойного для современного человека; стимулировать, в первую очередь, занятых в материальном производстве, особенно в машиностроении, приборостроении, нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, а также в других отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс. Особое внимание должно быть уделено повышению реальной заработной платы работникам отраслей бюджетной сферы и сельского хозяйства. Нужны новые современные формы организации заработной платы, способные заинтересовать работников в полной реализации на производстве своих способностей и возможностей;

· реформировать законодательство в области социального страхования,на основе которого социальными партнерами могли бы быть разработаны новые механизмы страхования, действенные в рыночных условиях;

· разработать и принять закон «О трудовом арбитраже», на основе которого социальные партнеры могли бы находить комплексные решения спорных вопросов в сложных социально-экономических ситуациях.

·разработать и принять «Закон о социальном заказе», который создал бы правовую основу равного (на конкурсной основе) доступа к бюджетному финансированию для учреждений, оказывающих социальные услуги, независимо от формы их собственности.

Наряду с принятием новых законов представляется целесообразным внесение необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство, приведение его в соответствие с положениями и принципами социального государства с социальным рыночным хозяйством.

2.8.Одним из ключевых механизмов функционирования социального государства является государственная кадровая политика Российской Федерации,которая призвана обеспечить:

· разработку основных принципов и приоритетов в области профессионального развития кадрового потенциала общества;

· разработку принципов и механизмов экономического стимулирования субъектов управления по обеспечению востребованности кадрового потенциала общества;

· формирование правовых и организационных основ по защите общества от непрофессионализма и защите интересов граждан, занятых в профессионных видах труда;

· разработку экономических механизмов распределения кадрового потенциала с целью обеспечения и сохранения единого социокультурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.

 

Заключение

Граждане России в 1993 году по своей воле стали на путь строительства социального государства. Такую же модель выбрали и другие страны СНГ: Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Украина. Поэтому конкретные шаги по созданию в Российской Федерации правовых основ и конкретных механизмов функционирования социального государства с социальной рыночной экономикой будут иметь важное не только внутреннее, но и международное значение.

Настоящая Концепция социального государства Российской Федерации может быть использована при разработке программ социально - экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Реализация конституционной цели по созданию правового социального государства является не просто желаемым, предпочтительным, но и единственно возможным, безальтернативным вариантом для России. При политической воле органов государственной власти и участии всех общественных сил эта цель может и должна стать общенациональной идеей и программой действий всех граждан России.

 

Рекомендации

научно – практической конференции

«Концепция социального государства Российской Федерации»

(г. Москва, Академия труда и социальных отношений, 20 января 2004 г.)

 

1. Участники научно – практической конференции, рассмотрев разработанную Временным творческим коллективом (ВТК) и представленную Оргкомитетом конференции Концепцию социального государства Российской Федерации, отмечают, что Концепция прошла общественную апробацию и научную экспертизу. Концепция была обсуждена и в основном одобрена на заседании круглого стола в Академии труда и социальных отношений 19 ноября 2002 г., представлена Президенту Российской Федерации В.В. Путину и по поручению Правительства РФ была рассмотрена Министерством труда и социального развития совместно с Министерством экономического развития и торговли, Министерством природных ресурсов, Министерством иностранных дел, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством образования, Министерством финансов, Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Предложения министерств, ведомств и государственных внебюджетных фондов к Концепции в мае 2003 г. были переданы творческому коллективу с просьбой доработать Концепцию и обсудить ее на конференции с последующим представлением в Государственный Совет РФ. Доработанный текст Концепции был рассмотрен на заседании круглого стола в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 10 ноября 2003 г., принят ее участниками и рекомендован к рассмотрению на научно – практической конференции.

2.Участники конференции, обсудив Концепцию социального государства Российской Федерации, пришли к следующим выводам:

2.1. Концепция в полной мере отражает современный уровень знаний о правовом демократическом социальном государстве, раскрывает содержание основных положений и принципов, лежащих в основе деятельности социального государства.

2.2. Концепция формулирует стратегические цели социального развития Российской Федерации, являющейся по Конституции социальным государством, определяет приоритеты социальной политики Российского государства с учетом реально сложившейся в обществе социально – экономической ситуации.

2.3. Концепция дает в целом правильное представление об основных механизмах, обеспечивающих поэтапное движение современной России к социальному государству с социальной рыночной экономикой.

2.4. Концепция может быть использована при разработке программ социально – экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, при разработке Социальной доктрины или Социального кодекса Российской Федерации.

3. Участники конференции, отметив научное и практическое значение Концепции социального государства Российской Федерации, решили:

3.1. Одобрить Концепцию с учетом замечаний и предложений, высказанных на конференции.

3.2. Предложить Оргкомитету конференции до 20 февраля 2004 г. направить Концепцию социального государства Президенту РФ В.В. Путину с просьбой рассмотреть ее на заседании Государственного Совета Российской Федерации.

3.3.Рекомендовать Оргкомитету конференции обратиться к Президенту РФ В.В. Путину с предложением о восстановлении Совета по социальной политике при Президенте Российской Федерации.

3.4. Рекомендовать Российской академии наук, Академии труда и социальных отношений с участием других заинтересованных научных и учебных учреждений и организаций разработать в первом полугодии 2004 г. проект перспективного комплексного плана научно – исследовательских работ по проблемам социального государства.

3.5.Рекомендовать Министерству образования РФ рассмотреть вопрос о включении в государственный образовательный стандарт по ряду специальностей учебной дисциплины «Основы социального государства».

3.6. В целях популяризации идей социального государства и оказания необходимой учебной, методической и научной помощи заинтересованным организациям, организовать работу постоянно действующего Учебно-консультационного центра на базе Научного центра по проблемам социального государства Академии труда и социальных отношений.

3.7.Рекомендовать Оргкомитету и Временному творческому коллективу продолжить разработку предложений и мер по общественному и научному сопровождению хода реализации положений Концепции социального государства Российской Федерации.

3.8.Рекомендовать Оргкомитету и Академии труда и социальных отношений издать материалы настоящей конференции и направить их всем участникам конференции и другим заинтересованным организациям.

СОСТАВ ВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА[21]

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.