Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предложения по законодательному регулированию и развитию социального страхования



 

Формирование эффективной и цивилизованной системы обязательного социального страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшие среди них:

1. Разработка доктрины системы социального страхования для России, позволяющей определить стратегию развития данного института социальной защиты на длительную перспективу (для 2-3 поколений),его места и роли в социальной политике государства, что в конечном итоге позволит достичь принципиального согласия общества и власти на приемлемый уровень социальной защиты и избегать частых и неоправданных реформ в данной сфере. Например пенсионная реформа не может проводиться два–три раза в течение десяти лет, так как это может вызывать массовые нарушения пенсионных прав целых поколений населения.

2. Принятия пакета законов о пенсионном страховании работающих в производствах с высокими уровнями профессионального риска и проживающих в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что крайне актуально для России, так как это касается примерно 40-50 % работающих граждан.

3. Принятия пакета законов о социальном страховании по безработице и по уходу за одинокими пенсионерами, инвалидами и другими категориями населения, нуждающимися в регулярной и систематической помощи на дому.

4. Принятие федерального закона о товариществах взаимного страхования, направленного на создание организационных некоммерческих самоуправляемых структур страхователей и являющихся одновременно страховщиками в области социального страхования. Можно без преувеличения сказать – доверие и сотрудничество в деле организации системы социального страхования – это не роскошь, а необходимое условие для эффективно функционирующей экономики.

Образно говоря: социальное страхование без всякой натяжки можно сравнить с нервной системой социальной политики государства, которая чутко реагирует на потребности в защите живого общественного организма.

Понятно и то, что социальное страхование не универсальный механизм социальной защиты «на все времена». Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения – эти и ряд других «вызовов» требуют модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования, выработки непростых решений со стороны правительства, социальных партнеров и с учетом мнения международных организаций.

При этом, ясно одно: социальное страхование на протяжении целого столетия является основной формой социальной защиты и будет играть такую роль, по крайней мере, еще столетие. Оно, вне всякого сомнения, является достижением и достоянием всего человечества.

 

 

Лучше всего застрахован богатый[15]

 

 

И.В. Михалев, руководитель аппарата Комитета
Совета Федерации по социальной политике,
кандидат социологических наук

 

 

Реформирование обязательного медицинского страхования привлекает внимание не только самого широкого круга специалистов, но и простых людей, которых эта проблема затронет в первую очередь, поэтому любые изменения в сфере здравоохранения требуют тщательной проработки и взвешенной оценки.

Конституция гарантирует российским гражданам бесплатную медицинскую помощь. Однако существует огромный разрыв между установленным конституционным правом и объемом финансовых ресурсов, направляемых в эти сферы, соответственно между конституционными гарантиями и практикой здравоохранения.

Одной из основных составляющих системы финансирования здравоохранения наряду с бюджетным финансированием, расходами организаций на медицинское обслуживание своих работников и, наконец, затратами самого населения является обязательное медицинское страхование.

В существующей системе медицинского страхования, развивающейся с введением в действие Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", накопилось много проблем, главная из которых - недостаток средств. По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования, программа государственных гарантий Российской Федерации по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью в 2002 году была выполнена на 93 процента, в том числе ее составная часть - программа обязательного медицинского страхования - на 55,4 процента, в то время как бюджетная часть программы была профинансирована на 156,6 процента.

Органы исполнительной власти не в достаточной мере уплачивают страховые взносы на медицинское страхование неработающего населения, направляя средства на здравоохранение, минуя систему медицинской страховки. В результате возникает недофинансирование по тем статьям расходов, которые покрываются за счет средств обязательного медицинского страхования и прямо влияют на качество медицинского обслуживания населения: заработная плата работников медицинских учреждений, медикаменты, питание и прочее.

Сложились существенные различия в нормативах на душу населения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Отклонения от норматива по базовой программе страхования как в одну, так и другую сторону составили 3-4 раза и более. За истекший период подавляющее число регионов не сумело обеспечить финансирование гарантированного законом минимального объема бесплатных медицинских услуг, определенного базовой программой обязательного медицинского страхования, поэтому часть медицинских услуг, предусмотренных этой программой, и услуги повышенного качества стали переноситься в сферу платной медицины.

Платные услуги в ряде случаев предоставляются в первоочередном порядке, увеличивая время ожидания для тех, чье лечение оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования или бюджета. Таким образом, уровень и объем медицинского обслуживания стали зависеть от платежеспособности пациентов.

Нехватка денег у Федерального фонда обязательного медицинского страхования, основные доходы которого формируются по ставке единого социального налога 0,2 процента, не позволяет полностью осуществлять выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов страховки в рамках базовой программы.

При этом доля уровня расходов на здравоохранение в ВВП России составляет менее трех процентов, в то время как в странах Западной Европы этот показатель равен 6-7 процентам, в США - более 14 процентам.

В условиях дефицита средств действующая система обязательного медицинского страхования не обеспечивает права гражданина на выбор врача и лечебного учреждения. Сохранение сметного финансирования медицинских организаций, при котором расходы на их содержание определяются в зависимости от количества коек и штатной численности, не стимулирует врачей к оказанию качественной медицинской помощи.

Президент Российской Федерации в течение трех лет в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации обращался к проблеме совершенствования обязательного медицинского страхования. Еще в 2001 году была поставлена задача сформировать законодательную базу для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи. В апреле 2003 года на заседании президиума Госсовета Российской Федерации в городе Тамбове была одобрена концепция модернизации этой системы.

Ее цель состоит в обеспечении условий устойчивого финансирования медицинских организаций. Для достижения этой цели предполагается усиление централизации средств в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования для оказания необходимой помощи регионам, а также регионам, которые не в состоянии уплачивать взносы за неработающее население в полном объеме.

Предполагается также софинансирование страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения из федерального бюджета в субъектах Российской Федерации, заключивших многосторонние соглашения и обеспечивающих внесение своей доли страховых взносов в полном объеме.

Неотъемлемой частью модернизации медицинского страхования является внедрение стандартов медицинской помощи, совершенствование сети лечебно-профилактических учреждений, а также изменение их статуса с целью повышения эффективности обслуживания.

В 2003-2004 годах Пенсионным фондом Российской Федерации реализуется программа оказания адресной медицинской помощи пенсионерам за счет дополнительных платежей. Это финансирование осуществлялось из расчета 525 рублей в год на одного неработающего пенсионера в 2003 году и 580 рублей - в 2004 году на основе соглашений, заключаемых с органами исполнительной власти отдельных субъектов Российской Федерации, прежде всего готовых профинансировать свою часть страховых взносов.

Предварительные итоги участия Пенсионного фонда Российской Федерации в дополнительном финансировании страхования неработающих пенсионеров показывают действенность данного механизма. Это стимулирует субъекты Российской Федерации к уплате в полном объеме страховых взносов и повышение эффективности использования имеющихся средств. Деньги направляются в лечебные учреждения на оплату оказанных медицинских услуг в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи. На индивидуальных лицевых счетах нарастающим итогом отражаются сведения об объемах и стоимости медицинских услуг. Все это увеличивает заинтересованность учреждений здравоохранения в предоставлении медицинских услуг, ориентированных на реальные потребности людей.

Несмотря на указанные возможности использования данных персонифицированного учета в обязательном медицинском страховании, представляется разумным оценить расходы на введение такой системы, а также определить реальные возможности Пенсионного фонда Российской Федерации по переработке такого массива информации.

Полная реализация определенных концепцией принципов модернизации обязательного медицинского страхования требует принятия соответствующего законодательного акта. Вместе с тем следует отметить, что экономическое обоснование такого законопроекта должно включать ряд параметров, которые в свою очередь в ближайшее время подвергнутся существенному изменению в связи с планируемым снижением единого социального налога и реформированием межбюджетных отношений. Очевидно, что модернизация такой социально значимой системы, как обязательное медицинское страхование, требует комплексной оценки всех влияющих на нее факторов.

 

Социальное государство в России – выбор времени

 

 

В.М. Анисимов, заместитель руководителя аппарата
Комитета Совета Федерации по социальной политике,
кандидат экономических наук

 

 

Опыт развитых стран свидетельствует, что без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий динамичное развитие экономики и высокий уровень жизни невозможны.

Россия, провозгласившая себя социальным государством, официально зафиксировала это в ст.7 Конституции: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Социальные права, гарантируемые гражданам, прописаны в следующих статьях Основного закона страны:

· на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37);

· на отдых (п. 5 ст. 37);

· на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38);

· на социальное обеспечение (ст. 39);

· на жилище (ст. 40);

· на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

· на экологическую безопасность (ст. 42);

· на образование (ст. 43);

· на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44).

Однако сама по себе декларация о социальном государстве не превращает в таковое Россию автоматически. Для его становления, развития и укрепления требуется и теоретическое обоснование концептуальных основ формирования эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления.[16]

Социальным государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных соци­альных и политических сил в обществе. Оно выделяет приоритетные сферы и определяет меры, спо­собствующие достижению поставленных целей:

· поддержание занятости (проведение эффективной кадровой политики, обеспечение гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирование организа­ции современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников в рам­ках социального партнерства; содействие общественно полезному и эффективному предпринима­тельству);

· проведение политики доходов (формирование эффективной системы налогообложения; уста­новление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; контроль за инфляцией);

· улучшение жизнеобеспечения населения (поддержание и развитие коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи);

· совершенствование системы социальной защиты граждан (разработка и реализация государ­ственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского);

· охрана окружающей среды (обеспечение экологической безопасности страны и достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержания их це­лостности и жизнеобеспечивающих функций);

· формирование социокультурной среды (повышение роли и качества общего и профессиональ­ного образования; сохранение национальных языков и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию).

Подтверждением социальной, политической, идеологической и нравственной зрелости социального государства, общества в целом является становление и развитие института социального партне­рства как регулятора социально-трудовых отношений.

Для реализации положений ст. 7 Конституции Российской Федерации требуются согласованные действия всех ветвей государственной власти и общественных объединений. Чтобы весь механизм четко работал, необходимо принять федеральный закон "Об основах социальной политики", который определил бы права и обязанности всех ее субъектов - государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений.

Важнейший инструмент социальной политики - социальная защита. Согласно определению МОТ, она включает комплекс мер:

· стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

· предотвращение основных социальных рисков и компенсацию части доходов в случае их воз­никновения с помощью механизмов социального страхования;

· предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участника­ми системы страхования;

· обеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.

Реализацию гарантированных гражданам Конституцией социальных прав (являющихся одновре­менно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства), а также порядок их предоставления обеспечивают устанавливаемые государственные социальные стандарты (ГСС), которые необходимо закрепить в соответствующем федеральном законе, охватывающем все основные сферы социальных отношений оплату труда и трудовые отношения; поддержание занятос­ти и помощь безработным; пенсионное обеспечение; медицинское обслуживание и снабжение ле­карственными средствами; сферы коммунальных и бытовых услуг, образования и профессиональной подготовки, науки, культуры, социального страхования и т.д.

Представляется настоятельной необходимость гармонизации законов в сфере доходов: в стране от­сутствует единый концептуальный подход к регулированию заработной платы и увязке ее с размерами пенсий и ресурсным обеспечением.

С особой остротой в нашем обществе стоят проблемы социальной поддержки молодежи, профи­лактики детской беспризорности и безнадзорности. Основными причинами их возникновения и рос­та являются разрушение прежней государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования эффективной новой, адаптированной к условиям рыночных отношений, рост бедности и имущественного расслоения населения. В этой связи чрезвычайно актуальными остаются вопросы принятия федерального закона об основах государственной молодежной политики и возвращения к разработке законопроекта о профилактике насилия в семье и обществе.

Провозглашение Российской Федерации социальным государством - цель, достижение которой потребует огромных усилий. Пока мы находимся в самом начале трудного пути.

 

 

О состоянии занятости и трудовой миграции населения
в странах СНГ в 2003 году

 

 

Н.Д. Подшибякина, заместитель Генерального

секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов,
кандидат экономических наук

А.А. Прохоров, заместитель заведующего

Социально-экономическим отделом Исполкома
Всеобщей конфедерации профсоюзов

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.