Как и прежде, значительную долю среди ищущих работу составляли лица, не имеющие профессиональной подготовки или потерявшие профессиональные навыки в связи с длительным перерывом в работе. В январе - ноябре 2003 года на профессиональное обучение службами занятости было направлено 559 тыс. незанятых граждан, что на 13,4% больше, чем в соответствующем периоде 2002 года. Однако масштабы обучения и повышения квалификации незанятого населения отстают от потребностей рынка труда. Проблема качества подготовки безработных усугубляется тем, что в последние годы значительно сокращено финансирование служб занятости по этому направлению.
В значительной мере по этой причине доля безработных, направленных на профессиональное обучение в январе-ноябре прошлого года составляла всего от 6,1 до 8,1 % в Армении, Молдавии, Таджикистане, в Украине, Азербайджане, Киргизии и от 9 до 12,6% в России, Казахстане и Белоруссии.
Трудовая миграция
В последнее время возрастает заинтересованность целого ряда государств Содружества в привлечении иностранной рабочей силы в условиях развивающейся экономики и складывающейся демографической ситуации. Вместе с тем, некоторые страны СНГ заинтересованы в миграции своих граждан. Это в определенной мере позволяет им решать проблему занятости и повышения уровня жизни населения, снижения социальной напряженности.
В прошлом году внешняя трудовая миграция в государствах Содружества в ее легальной форме оценивалась чуть более 400 тыс. человек. Трудящиеся-мигранты из стран СНГ составляли более половины этой численности. Основной поток мигрантов из государств Содружества (57%) шел, как и прежде, в Россию, причем среди них преобладающую величину составляли трудящиеся-мигранты из Украины, Молдавии, Таджикистана (соответственно 30, 20 и более 8%). В меньших размерах была трудовая миграция в Россию из Армении, Азербайджана и Узбекистана - от 6 до 8%. Незначительный удельный вес (3-4%) составляли легальные трудящиеся-мигранты из Киргизии, Грузии и Казахстана.
Начиная с 2003 года Российская Федерация ввела квотирование привлечения иностранной рабочей силы, которое не распространяется на граждан государств СНГ, и их трудоустройство производится вне квот. В прошлом году квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию для осуществления трудовой деятельности составила 530 тыс. человек. В 2004 году квота предусмотрена в размере 213 тыс.человек.
В 2003 году в России почти треть легальных иностранных трудящихся-мигрантов работала на стройках, 24% - были заняты в сфере бытового обслуживания и торговли, 13% - в промышленности, 7,4% - в сельском хозяйстве, 2,4% - на транспорте и 23% - в прочих отраслях.
В некоторых государствах Содружества идет привлечение трудящихся-мигрантов, главным образом, из стран дальнего зарубежья. Так, в Казахстане и Молдавии до 85%, в Киргизии - более 70% иностранных работников являлись гражданами из этих стран. Например, в Киргизии трудящихся-мигрантов из Турции было более 40%, из Китая - около 20%. В России среди привлекаемой рабочей силы не из стран СНГ граждане Китая составили 25%, Вьетнама - 17%, Турции -10%.
Необходимо отметить, что в странах СНГ численность легальных иностранных трудящихся-мигрантов пока крайне мала и не превышает одного процента занятого населения стран.
Наряду с легальной трудовой миграцией в странах СНГ получила значительное распространение трудовая миграция в ее нелегальной форме, которая является серьезной проблемой для наших государств, и особенно для России, где по оценкам руководства Федеральной миграционной службы незаконно находится до 5 млн. иностранных граждан. Нелегальные мигранты оказывают существенное влияние на местные рынки труда. Ежегодно они вывозят из страны от 13 до 15 млрд. долл. Из-за их незаконной деятельности только в 2003 году бюджеты российских регионов недополучили до 2 млрд. долларов.
Все это говорит о необходимости усиления внимания к регулированию трудовой миграции, борьбе с незаконной миграцией, важности совершенствования соответствующего законодательства в государствах Содружества, участия профсоюзов в решении этих проблем. Вместе с тем, профсоюзам нужно добиваться от правительств активизации действий по выработке согласованной миграционной политики наших стран с учетом потребности в рабочей силе, обеспечению реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ.