Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Таким образом, с формально-юридической точки зрения по УПК РФ полномочия защитника состоят из его субъективных прав (ч. ч. 1 и 2 ст. 53) и его обязанностей (ч. 3 ст. 53).



Следует отметить, что, поскольку адвокат-защитник имеет не только полномочия, предусмотренные УПК РФ, но и права, предусмотренные ст. 6 ФЗ "Об адвокатуре", следует сделать вывод о том, что полномочия адвоката-защитника шире, чем полномочия защитника, не являющегося адвокатом. Последний в силу отсутствия у него соответствующего статуса не имеет возможностей реализовывать права, предусмотренные ст. 6 ФЗ "Об адвокатуре". Нельзя не обратить внимание и на то, что в ФЗ "Об адвокатуре" установлен ряд гарантий независимости адвоката, которые по своей сути позволяют адвокату-защитнику требовать их соблюдения от должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу, и иных лиц, так или иначе причастных к процедуре уголовного судопроизводства. Защитник, не обладающий статусом адвоката, естественно, не имеет таких правовых возможностей <6>.

--------------------------------

<6> См., напр.: Воронов А. Некоторые проблемы защиты прав граждан в уголовном процессе // Мировой судья. 2007. N 10.

Таким образом, поскольку в российском законодательстве существует два уровня профессиональных прав адвоката-защитника, причем ни ст. 6 ФЗ "Об адвокатуре", ни ст. 53 УПК РФ, ни иные нормы УПК РФ по отдельности не содержат всего перечня прав адвоката-защитника, следует прийти к выводу о том, что профессиональные права адвоката-защитника представляют собой комплексный правовой институт, сочетающий в себе полномочия адвоката и полномочия защитника.

Согласно словарю С.И. Ожегова "полномочие" - это "официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел" <7>. Определение понятия "право" (в субъективном смысле) здесь же толкуется как "охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять" и как "возможность действовать, поступать каким-нибудь образом" <8>. Из вышеизложенной интерпретации понятий и терминов, использованных законодателем при конструировании ст. 6 ФЗ "Об адвокатуре" и ст. 53 УПК РФ, следует вывод, что понятия "полномочия" и "права" (в субъективном смысле) используются в законе и на практике как синонимы <9>.

--------------------------------

<7> URL: http://www.ozhegov.org/words/25090.shtml.

<8> URL: http://www.ozhegov.org/words/26238.shtml.

<9> Следует при этом отметить, что З.В. Макарова небезосновательно замечает: "По какой причине законодатель употребил два разных понятия в одной статье, непонятно. Вообще следует отметить, что вольное обращение с этимологическим значением русских слов дает возможность толковать уголовно-процессуальные нормы "кому как заблагорассудится". Такое впечатление, что УПК писали иностранцы, плохо владеющие русским языком". См.: Макарова З.В. Профессиональная защита подозреваемых, обвиняемых. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. С. 203 - 204.

Об этом свидетельствует и анализ научной литературы. Так, В.Н. Ивакин в одной из своих работ <10> указывает, что в процессуальной теории во многом под влиянием цивилистической науки сложился взгляд, согласно которому полномочия представителя есть не что иное, как субъективные права <11>, и приводит ссылку на соответствующие источники <12>, хотя сам В.Н. Ивакин с таким подходом не согласен, как и некоторые другие исследователи <13>. Тем не менее спор о различном содержании понятий "право" (в субъективном смысле) и "полномочия" мы считаем непродуктивным.

--------------------------------

<10> См.: Ивакин В. Полномочия адвоката - представителя в гражданском и арбитражном процессе и их оформление // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 1. Хотя следует отметить, что сам В.Н. Ивакин этой точки зрения не придерживается, чему и посвящена его вышеуказанная работа, хотя сам при этом не приводит определение понятия "полномочия", которое бы позволило отграничить его от определения понятия "право" (в его субъективном смысле). Наряду с этим в одной из своих более ранних работ уважаемый автор приводит свое мнение о том, что полномочия отличаются от субъективных прав тремя существенными признаками: 1) они представляют собой правовые возможности совершения процессуальных действий не от своего собственного имени, а от имени другого лица; 2) полномочия производны от субъективных прав; 3) возникновение и дальнейшее существование полномочий у представителя по общему правилу зависят от воли представляемого лица. См.: Ивакин В.Н. Понятие "полномочия представителя" в ГПК и теории // Проблемы применения и совершенствования Гражданского процессуального кодекса РСФСР: Сб. науч. тр. Калинин, 1984. С. 70 - 71. Следует отметить все же, несмотря на различия, о которых говорит В.Н. Ивакин, субъективные права и полномочия в уголовно-процессуальной науке и в науке об адвокатуре, как правило, не разграничиваются.

<11> Субъективные права большинством авторов понимаются как дозволительные средства правового регулирования, гарантирующие управомоченному субъекту в целях удовлетворения интересов пользование конкретным социальным благом, обеспеченное юридическими обязанностями других участников правоотношений и возможностью защиты со стороны компетентных органов. См.: Шериев А.М. Субъективные права, свободы и законные интересы как объекты правовой охраны и защиты: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 9.

<12> См.: Розенберг Я.А. Представительство по гражданским делам в суде и арбитраже. Рига, 1981. С. 77; Гражданское процессуальное право / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2005. С. 116 - 117 (автор главы - О.П. Чистякова); Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. Гражданский процесс. М., 2006. С. 120; Колоколова Э.Е. Адвокат - представитель в гражданском процессе России. М., 2005. С. 112 - 114.

<13> См.: Купрейченко С.В. Защитник в уголовном процессе на стадии предварительного расследования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9 - 10.

Вместе с этим, учитывая, что объем прав адвоката не равен объему прав адвоката-защитника, а объем прав адвоката-защитника не равен объему прав защитника, не обладающего статусом адвоката, а также многоуровневость полномочий адвоката-защитника и закрепление этих полномочий не в только в ст. 6 ФЗ "Об адвокатуре" и ст. 53 УПК РФ, а еще и в целом ряде иных норм УПК РФ и других законодательных актах, представляется необходимым заявить о существовании в российском праве межотраслевого правового института <14> профессиональных прав адвоката-защитника.

--------------------------------

<14> В теории права отмечается, что в правовой институт входит обособленная группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством, существуют так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей права, но регулирующие взаимосвязанные родственные отношения (см., напр.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. С. 128; Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 2003 С. 389; Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. С. 315 - 316).

Необходимость введения в научный оборот понятия "профессиональные права адвоката-защитника" в данном случае обусловлена как вышеприведенными обстоятельствами, так и тем, что имеется объективная необходимость в отграничении институтов прав адвоката, прав защитника и прав адвоката-защитника друг от друга. Имеется и необходимость в отграничении профессиональных прав адвоката-защитника от его процессуальных прав и непрофессиональных прав.

В словаре С.И. Ожегова определение понятия "профессия" интерпретируется как "основной род занятий, трудовой деятельности" <15>, а "профессиональный" - это "такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности" <16>. Использование при конструировании рассматриваемого определения термина "профессиональный" объясняется сущностью и направленностью адвокатской деятельности, которая нашла свое отражение и на законодательном уровне: она выражается в оказании квалифицированной юридической помощи в целях защиты прав, свобод и интересов, а также обеспечении доступа к правосудию, причем именно на профессиональной основе (ч. 1 ст. 1 ФЗ "Об адвокатуре").

--------------------------------

<15> URL: http://www.ozhegov.org/words/28418.shtml.

<16> URL: http://www.ozhegov.org/words/28417.shtml.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.