Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уроки 8-11. Работа с текстом.



Связанная речь (начало работы над эталонным текстом)

Общий обзор заключительного этапа речевой ступени

Сегодня мы приступаем к работе над связным текстом. Вам будет предложен отрывок из трагедии Гёте "Эгмонт". Этот текст является успокаивающим, он приводит к релаксации (расслаблению), необходимой для лучшего управления голосом и артикуляционной системой. К тому же релаксирующее свойство этого текста в дальнейшем можно использовать для быстрого снятия напряжения, а также для борьбы с бессонницей (те, кто ранее ею страдал, при помощи этого текста быстро от неё избавлялся).

Некоторое пояснение. Этот текст представляет собой грезы Эгмонта - французского поэта, осужденного на казнь:

"Сладостный сон, ты приходишь, как чистое счастье: без зова, без мольбы, сам собою. Мысли теряют связь, смешиваются в одно, образы радостей и скорбей. Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний. Желанное безумие охватывает нас, и мы погружаемся в небытие ".

Выделим в тексте паузы, в которых необходимо делать придыхание. (Паузу выделяем вертикальной чёрточкой |)

Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье | без зова, | без мольбы, | сам собою. | Мысли теряют связь, | смешиваются в одно, | образы радостей | и скорбей.| Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний. | Желанное безумие охватывает нас, | и мы | погружаемся в небытие.

С каждым из этих 14 фрагментов производится самостоятельная работа, состоящая из 12 этапов.

Эти этапы - мое изобретение для развития голоса при работе с любым текстом.

Работать будем с текстом по фрагментам. Величина фрагмента определяется длиной текста от вдоха до выдоха.

Напоминаем 3 положения рта:

Первое положение. Рот закрыт. "Второй рот" открыт (опущена гортань). Одна рука - на груди, вторая рука (ладонь) -


на голове. При этом положении, происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) - во "второй нос".

Второе положение. Рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). "Второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". В этом случае голос очень близок к естественному.

Третье положение. Рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец не пролезает), "второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос".

Рука на груди. Внимание сосредоточено на недопущении физического напряжения и на вибрационных ощущениях в груди.

Для наилучшего усвоения новой речевой модели создана
новая система из 12 этапов работы с текстом. Вначале идет работа
с отдельными фрагментами.

Фрагмент 1.Сладостный сон.

12 этапов работы с каждым из фрагментов:

1. Мысленное проговаривание фрагмента (создание
модели) - 8 раз.

2. Проговаривание с закрытым ртом - 8 раз. Следим за
ударениями в словах, устанавливаем четкий ритм фрагмента.

3. В этом ритме произносим текст, используя вместо слов
звуки - А и ХА.

Это выглядит так: АХА-ХА-ХА (с закрытым ртом). Будем называть это формулой текста. Ударение ставится на первом и последнем А (выделено жирным) - 8 раз.

Это делается для подготовки максимального открытия "второго рта".

4. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз. Это делаем
для подготовки максимального открытия "второго рта".

5. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Это делается
для подготовки максимального открытия "второго рта".


 






6. Произносим текст, используя звук Г. Выглядит так:
АГА-ГА-ГА (с закрытым ртом) - 8 раз. Это делается для
максимального открытия "второго рта".

7. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз. Это делаем
для максимального открытия "второго рта".

8. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Это делаем для
максимального открытия "второго рта".

9. Произносим сам фрагмент текста - Сладостный сон -
с закрытым ртом - 8 раз.

 

10. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз.

11. То же самое с открытым ртом - 8 раз.

12. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Изменение в
следующем: первый раз произносим фрагмент в привычной
манере, второй раз - с пафосом, т. е. торжественным тоном.
Применение этого приема приводит к усилению голоса (без
потери тембральных красок) за счет психического фактора.
Таким образом происходит закрепление психоакустической
модели голоса: "вся сила голоса — в интонации" (Ф.И.
Шаляпин).

Фрагмент 2.ты приходишь.

12 этапов такой же работы, как и с первым фрагментом.

Формула текста - АХА-ХА-ХА (ударение на третьем А).

Фрагмент 3.как чистое счастье.
Те же 12 этапов.

Формула текста - АХА-ХА-ХА-АХА (ударение на втором

И ПЯТОМ А).

 

Фрагмент 4.без зова.
12 этапов.

Формула текста - АХА-ХА (ударение на втором А).

Фрагмент5. без мольбы

12 этапов

Формула текста - АХА-ХА (ударение на третьем А).


 

Фрагмент 6. сам собою.

12 этапов.

Формула текста - АХА-АХА (ударение на первом и третьем А).

Работа с фразой

Повторим текст урока не менее 8 раз в трех положениях рта: Сладостный сон,| ты приходишь,| как чистое счастье | без зова,| без мольбы,| сам собою.

В открытом положении рта один раз произносим текст в привычной манере, другой раз с пафосом, т.е. торжественным тоном. Напоминаю, что это приведет к усилению голоса (без потери тембральных красок) за счет психического фактора и, в свою очередь, к закреплению психоакустической модели голоса.

Суммарное время работы над этим отрывком составляет 30-40 минут, включая полюбившиеся вам упражнения для настройки голоса. Настройка примарного тона обязательна.

Остальное - по желанию и наличию времени.

Орфоэпия(особенности произношения учебного текста) Сладостный сон произносится как "Сладосный сон", буква Т не произносится (правило: сочетание "стн" произносится как "сн").

Чистое счастье. Произносится: "Чистае щасьтье" (правило: безударные гласные произносятся не так, как гласные под ударением, сочетание "сч" произносится как "щ"). Произносятся так, как пишутся, только ударные гласные. На ударную гласную приходится вся информационная нагрузка слова. Желательно на ударных гласных затягивать звук, произносить текст несколько нараспев, в декламационном стиле. Это будет способствовать закреплению новой психоакустической модели голоса. Общее правило произнесения безударных гласных: чем дальше они от ударной гласной, тем больше их отличие от звучания в ударном положении. Все особенности произнесения гласных звуков впитываются с молоком матери. Более подробно о правилах произношения гласных и согласных


 




звуков можно прочитать в любом учебнике по фонетике или орфоэпии (произношении). Для общей культуры эти сведения не будут лишними.

Работа со словом требует терпения. Именно такую работу над каждым звуком Шаляпин сравнивал с работой ювелира по обработке металла. Работа над этими 6 маленькими фрагментами требует не менее 5-6 часов (если по полчаса в день, то в течение примерно двух недель).

Главное здесь - не спешить и помнить, что вы занимаетесь работой по замене физической модели голоса на психоакустическую. При произнесении текста необходимо следить не за голосом, а за расслаблением всех мышц, за неподвижностью нашего главного "врага" - диафрагмы, а также следить за смыслом произносимого текста. Сам текст имеет ярко выраженный релаксирующий характер и поэтому облегчает расслабление мышечной системы. С этим текстом легко засыпается. Надо мысленно несколько раз произнести эти первые 6 фрагментов - и сладостный сон придет к вам, как чистое счастье.

Урок 9.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.