Предыдущие четыре урока, составившие доречевой уровень, подготовили наш аппарат (путём расслабления произвольной мускулатуры, настройки дыхания, открытия "второго рта", установления примарного тона и выработки навыков интонирования) к речевой работе. Без этого подготовительного этапа, без создания своего рода фундамента речи, попытки научиться управлять своим голосом обречены на неудачу.
Подготовительные упражнения для настройки голосового аппарата - 5 мин.
Слова и фразы произносим в трех уже хорошо известных положениях. Напомню эти 3 положения:
Первое положение. Рот закрыт. Одна рука - на груди, другая рука (ладонь) - на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов.
Второе положение. Рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). В этом случае голос очень близок к естественному, так как открытие губ рефлекторно помогает открытию гортани ("второму рту"). При широком открытии первого рта "второй рот", как мы обращали на это внимание, закрывается.
Внимание сосредоточено на недопущении физических напряжений и на вибрационных ощущениях в груди. Рука на груди.
Третье положение. Рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец не пролезет). Рука на груди.
Слова
Напоминаю, что минимальное количество повторений одного упражнения - 8 раз.
Представим, что ту медсестру, к которой мы обращались, зовут Анна. Затем мы обращаемся к ней по имени Ханна, затем _ Гханна (звук ГХ - украинский вариант русского Г) и наконец -Ганна. Согласная "Н" - сонорная и, следовательно, звучная. Полезность этой согласной состоит и в том, что она тренирует тонкую координацию языка - ведущего артикуляционного органа речи. Напоминаю, что гласная "А" требует самого широкого открытия "второго рта". Звуки "X" и "ГХ" тренируют, кроме открытия "второго рта", также и контроль плавности выдоха. Звук "Г" в идеале, к которому мы стремимся в этих упражнениях,
полностью открывает "второй рот".
Упражнение 1.Анна!
Выполнение: Имя "Анна" произносим на восходящей интонации (интонация просьбы). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 2.Ханна!
Выполнение: Слово "Ханна" произносим с интонацией просьбы, как и в упражнении 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 3. Гханна! (звук ГХ - украинский вариант русского Г).
Выполнение: Произносим слово "Ганна" в украинском варианте с интонацией просьбы, как и в упражнении 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 4.Ганна!
Выполнение: Слово "Ганна" произносим в русском варианте с интонацией просьбы, как и в упражнении 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Суммарное минимальное время выполнения цикла из трех слов - около 5 мин. С паузами между упражнениями оно составляет 6-7 мин.
Как легко заметить, разница в произношении - только в первом звуке (А, X, ГХ и Г). С какой целью установлена эта разница? Все четыре звука имеют как общие, так и различные свойства. Общее их свойство состоит в том, что произносятся они в глубине гортани, в том месте, где происходит открытие "второго рта". Различие их - в степени участия произвольной мускулатуры при их произношении.
В первом случае (А) идет чистый звук при самом широком открытии глотки ("второго рта"). Во втором (X) - чуть зашумленная струя воздуха. В третьем (ГХ) - эта струя идет с голосом. Во втором и третьем случаях (это заднеязычные, задненебные согласные) дело обходится без активного участия корня языка. В четвертом случае (Г) в формировании звука активно участвует корень языка (он смыкается со стенкой гортани, и напор воздуха их не размыкает) и звук носит взрывной характер.
Украинцы в свое время отказались от этого звука (Г), так как он хотя и на доли секунды, но запирает гортань, т.е. прерывает связь трахеи и гортани. Поэтому голоса у украинцев более звучные в прямом смысле: при произнесении украинского Г звуковая струя не прерывается. Не потому ли на Украине до сих пор не смолкают песни? Русский заднеязычный звук Г, с одной стороны, закрывает на мгновение гортань, но, с другой стороны, если научиться этот звук произносить при открытом "втором рте" и контролировать это произношение, то тогда можно быстро закрепить навык открытия "второго рта", а это половина успеха в восстановлении природной постановки голоса. Этот навык, по сути дела, переводит всю артикуляционную систему из "первого рта" во "второй". А это значит, что вся речь ставится на дыхание и увеличивается сила звука, интонационная составляющая и дикция. Вот на таких простых упражнениях и можно добиться впечатляющих результатов.
Фразы
Предлагаемые четыре упражнения отличаются от четырех предыдущих двумя особенностями:
1. После каждого слова необходимо делать придыхание.
2. Кроме тонкой координации движений языка (согласная Н), включается координация губ (согласная М). Таким образом, в этих упражнениях активно участвуют все системы образования речевых звуков (челюсть, "второй рот", кончик языка и губы). За счёт простоты этих упражнений и достигается тонкая координация всей артикуляционной системы.
Упражнение 5.Анна! - Гамму!
Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 6.Ханна! - Гамму!
Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 7. Гханна! - Гамму!
Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом
положениях рта.
Упражнение 8. Ганна! - Гамму!
Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Суммарное минимальное время, затрачиваемое на пятый урок, - 15-30 мин.
Пятый урок даёт нам своего рода ясный ориентир, который выводит нас на дорогу, раскрывающую перед нами невиданные горизонты.