В упражнениях третьего урока мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном - в том, что звук не связан с физическими усилиями, -мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон также без физических усилий, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе, пускай он будет еле-еле слышным, а об открытии " второго рта", о расслаблении произвольной мускулатуры тела - и о малом, поверхностном дыхании. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок.
Прежде чем начать упражнения по выработке навыка интонирования, напомню 3 положения органов речи (два подготовительных и одно основное).
1-е подготовительное положение: рот закрыт." Второй рот" открыт (опущена гортань). Одна рука на груди, вторая рука (ладонь) на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) - во "второй нос".
2-е подготовительное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). "Второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". В этом случае голос очень близок к естественному. Внимание сосредоточено на недопущении физического напряжения во всём теле.
3-е основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинцу не пролезть), "второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". Рука на груди. Во всех трёх положениях постарайтесь почувствовать разницу в вибрационных ощущениях в груди.
Урок начинаем с упражнений по открытию "второго рта" -1-2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона - 2-3 мин. После этого приступаем к третьему уроку.
Упражнения в интонировании. Минимальное время выполнения каждого упражнения - 1 минута.
Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во "второй нос" и делаются всегда в трех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение. Надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничной палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только звуки. Всё ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.
Общие правила при выполнении этих упражнений:
темп упражнений - удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья.
Упражнение 1.Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между "а-а" и "о-о"): одна рука на груди, другая выполняет жест, смысл которого: "Подойдите!".
То есть при каждом поднятии тона свободной рукой вы делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счёт игры воображения.
Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 2. Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов "не то, не то", похожий на "э-а"). Голос идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 3. Двойной сигнал с противоположным смыслом. Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок и вы своей интонацией даёте понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу (двойной звуковой сигнал для передачи слов "да-да", похожий на "ага"). Голос образуется так же, как и при несогласии, но интонация (смысловое значение) противоположная. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 4.Тройной сигнал. Укачивание ребенка в колыбели. Тон поднимается, затем опускается и снова поднимается. Счет раз, два, три. Мысленно можно проговаривать:"Ба-ю-бай". Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 5. После того как вы почувствуете, что овладели этим ритмом, вы можете увеличить продолжительность укачивания до счета 7. Последний, седьмой, сигнал так же, как и в упражнении 1, приходится на повышение тона. Мысленно можно проговаривать: "Ба-ю, ба-ю ба-ю - бай". Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 6.Четырьмя короткими сигналами выражаете интонацию просьбы, после этого делаете короткое придыхание и повторяете упражнение. Формула: вдох, а-а-а-а, вдох, а-а-а-а и так далее. После того как система будет освоена, вам будет достаточно проделать это упражнение несколько секунд - и голос будет
настроен. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Эти упражнения очень полезны для разработки резонансной системы голоса.