Переход управленческих структур бизнеса на новые информационные технологии вызвал их организационную перестройку. Реформирование системы государственного управления с опорой на внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в форме «электронного правительства» или «электронного государства» является необходимостью на данном этапе, т.к. система государственного управления должна обеспечивать необходимую оперативность в реагировании на изменения в бизнесе и обществе.
Одним из центральных звеньев государственной информационно-коммуникационной инфраструктуры являются объединенные государственные и муниципальные информационные ресурсы (ОГИР), что позволяет создать интегрированное информационное пространства за счет устранения дублирования информационных ресурсов на всех уровнях государственного управления
Россия обладает огромными информационными ресурсами, для объединения которых должна использоваться сложившаяся высокая степень централизации и координации со стороны ответственных государственных органов. Основой объединения информационных ресурсов является методология, включающая в себя технические, технологические и процедурные стандарты. Интеграция направлена на создание общенациональной, многофункциональной и многоуровневой системы с использованием современных технологий, обеспечивающих как взаимодействия государственных структур всех уровней, так и доступ граждан к открытой государственной информации и государственным сервисам.
Объединением государственных информационных ресурсов достигается создание интегрированного информационного пространства для эффективного и быстрого удовлетворения информационных потребностей всех ветвей власти на всех уровнях государственного управления, а также потребностей граждан и бизнеса в услугах государственного аппарата через упрощение поиска и получения необходимой информации.
Пространственная информация является важнейшей составной частью объединенного государственного информационного ресурса, которая позволяет повысить эффективность процессов интеграции государственных информационных ресурсов за счет использования новых производительных и надежных технологий, обеспечивающих сопоставление и комплексный анализ данных, имеющих пространственную привязку.
Понятие «пространственные данные» возникло в начале 60-х годов ХХ в., в период первых экспериментов по созданию географических информационных систем (геоинформационных систем, ГИС). Это были первые шаги по созданию информационных систем, оперирующих координатно-определенными (пространственными) данными и обеспечивающими технологический процесс их сбора, хранения, обработки, визуализации (в том числе в виде карт), обмена, распространения и использования их в прикладных целях.
Появление ГИС означало коренной переворот в инструментарии моделирования географического пространства, позволяя реализовывать принципиально новый способ его описания и представления в форме цифровых моделей. По мере развития геоинформационных технологий, цифровые модели стали альтернативой единственному ранее доступному средству моделирования географического пространства в виде карт. Геотехнологии также предоставили инструмент для решения пространственных задач, обеспечив замену образно-знаковых графических моделей объектов земной поверхности (карт) цифровыми моделями данных об объектах пространства.
Пространственные данные (геопространственные, географические, геоданные) - данные о географических объектах, которые являются формализованными цифровыми моделями материальных или идеальных (абстрактных) объектов реального или виртуального мира. Правила цифрового моделирования объектов реальности путем описания типов и свойств элементарных пространственных объектов, их наборов и межобъектных отношений называют моделью пространственных данных. В общем случае под объектом понимается неподвижный или движущийся простой или сложный объект, явление, событие, процесс и ситуация, которые могут относиться к территории, акватории, недрам и воздушному пространству Земли, к околоземному космическому пространству, к другим космическим телам и небесной сфере. Координирование объекта означает его позиционирование (локализацию) на местности.
Когда говорят, что до 80% национальных информационных ресурсов имеют координатную привязку, имеют в виду наличие тех или иных способов и механизмов позиционирования данных, благодаря чему они могут рассматриваться как актуально или потенциально пространственные.
Параллельно с развитием геоинформационных технологий развивались иные информационные технологии, обеспечивающие массовый сбор, хранение, обработку, использование и распространение пространственных данных.
К пространственным данным относятся:
— данные дистанционного зондирования (ДДЗ) — результаты съемок Земли с летательных аппаратов и, прежде всего, с космических платформ (аэрокосмические съемки), которые в настоящее время выполняются почти исключительно цифровой съемочной аппаратурой;
— цифровые карты и планы (цифровые модели традиционной «бумажной» картографической продукции), которые не только решают производственные задачи картографической отрасли (обновление и издание карт), но и используются за пределами интересов отрасли в качестве географической основы при создании тематических (ведомственных) пространственных данных типов;
— цифровые пространственно-временные данные, используемые для решения навигационных и геодезических задач, которые производятся с использованием глобальных системам спутникового позиционирования, включая ГСП (глобальную систему позиционирования GPS — США) и ГЛОНАСС (глобальную навигационную спутниковую систему — Россия), а также создаваемую Европейским союзом систему;
— данные полевых геодезических съемок, выполняемых цифровой (электронной) съемочной аппаратурой;
— данные лазерной наземной и воздушной съемок, обеспечивающих получение высокоточной трехмерной модели.
С целью обеспечения доступа к пространственным данным при массовом спросе необходимы новые формы организации информационного пространства на уровне государств, регионов и на межгосударственном уровне. Одна из таких форм — информационные инфраструктуры, под которыми понимается совокупность организационных структур, поддерживающих функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к ее информационным ресурсам.
Применительно к задаче эффективной организации ресурсов пространственных данных идея информационных инфраструктур нашла свое воплощение в инициативах и программах создания национальных инфраструктур пространственных данных. Обзор проводимых в разных странах был представлен в отсеете по проекту 2004г. В журнале «Пространственные данные», №2 за 2008 г. Напечатана статья А.В.Кошкарева «Геопортал как инструмент управления пространственными данными и геосервисами», в №3 запланирован его обзор об опыте разработки ИПД Испании.
Общая цель создания ИПД — повышение эффективности производства и использования национальных (в том числе государственных) ресурсов пространственных данных
Любая ИПД, вне зависимости от национальных особенностей, наличия предпосылок и условий ее реализации, включает в себя набор необходимых и достаточных компонентов (элементов), среди них:
1. Базовые пространственные данные, служащие основой координирования (позиционирования) всех иных пространственных и непространственных (атрибутивных, тематических) данных. Существование базовых пространственных данных поддерживается специальными средствами, включая технологии (техническое и программное обеспечение), процедуры и правила их формирования.
2. Стандарты на пространственные данные, которые обеспечивают интероперабельность данных в среде ИПД — свойство ее информационных, программных и аппаратных ресурсов поддерживать возможность их совместного использования в рамках единой распределенной системы.
3. Метаданные и механизм доступа к данным, включающий базы метаданных, размещенные в сети серверов, шлюзов и порталов, доступные через центры информационного обмена, что обеспечивает поиск данных среди множества источников, хранилищ, фондов, баз и банков данных, размещенных непосредственно у их держателей (владельцев, собственников), а также доступ к ним.
Помимо этого выделяют организационное обеспечение ИПД — комплекс мер и механизмов обеспечения функционирования ИПД, куда входит разработка национальной политики в сфере информатизации общества, стратегии создания и развития ИПД, структура управления.
На этапе достаточно высокого развития компонентов национальных ИПД отмечается тенденция встраивания ИПД в структуры национальных электронных администраций и электронных правительств (США, страны Европейского Союза и др.), что соответствует их политике, целям и задачам.
В рамках ФЦП «Электронная Россия» в течении 3-х лет (2004-2006гг.) реализовывались проекты по разработке ИПД Российской Федерации (РИПД).
Целью создания и развития РИПД является создание единого информационного пространства Российской Федерации, где РИПД наряду с другими ресурсами будет составлять систему единых общегосударственных информационных ресурсов (ОГИР).
Основная цель работы 2004 года по проекту на тему «Разработка концепции формирования инфраструктуры пространственных данных как элемента общегосударственных информационных ресурсов» (http://projects.economy.gov.ru/pms/public/PublicProjectForm.aspx?projectid=87408372-60c7-4f28-b960-308b47ef2386) - обоснование необходимости формирования, определения концептуальных принципов создания и разработка основных элементов инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации, именуемой далее инфраструктурой пространственных данных Российской Федерации (РИПД).
В рамках проведения работ над Концепцией были реализованы следующие основные задачи:
1.Выполнен анализ:
— мировых тенденций технологического развития в области создания пространственных данных
— подходов, путей создания и современного состояния по созданию национальных инфраструктур пространственных данных в зарубежных странах (США, Канада, Австралия, Великобритания, Германия, Китай)
— международных инициатив по созданию глобальной инфраструктуры пространственных данных
— производства пространственных данных в Российской Федерации (технологии, программное обеспечение, организация работ, современное состояние)
— опыта создания территориальных инфраструктур пространственных данных в Российской Федерации (Пермская область, Самарская область, Москва, Республика Коми)
2. Сформулированы предложения по элементному составу РИПД:
— система базовых пространственных данных;
— система баз метаданных в сфере пространственной информации;
— стандарты, форматы и регламенты информационного обмена пространственными данными.
3. Разработаны принципы определения состава базовых пространственных данных для уровней:
— местного самоуправления;
— субъектов Российской Федерации;
— Российской Федерации.
4. Сформулировано понятие базовых пространственных данных и определены концептуальные подходы к их составу.
5. Определены роль и место метаданных в РИПД. Разработаны подходы к представлению, сбору, актуализации и использованию метаданных.
6. Установить роль и место технических регламентов и стандартов в создании РИПД. Указать масштабы и сферы применения стандартов.
7. Обосновать организационно-правовое обеспечение создания и функционирования РИПД.
8. Разработать рекомендации по последовательности действий и срокам формирования РИПД.
9. Подготовлен проект Концепции формирования Российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД).
Основная цель работы 2005 года по проекту на тему «Разработка процедур, правил и требований к программно-аппаратным средствам ведения баз БПД и пространственных метаданных.» (http://projects.economy.gov.ru/pms/public/PublicProjectForm.aspx?projectid=a7fb4f8d-948b-4f86-8238-9f56ab9f18ff) - определение состава базовых пространственных данных и метаданных, порядка их цифрового описания, регламентов актуализации и использования и формирование нормативно-правовой базы ведения РИПД и адресного реестра в Российской Федерации.
В результате работ:
1. определен состав базовых пространственных объектов (БПО) федерального уровня (в том числе в отдельных предметных сферах) и порядок определения состава БПО регионального и локального уровней,
2. разработаны правила и порядок цифрового описания БПО (создания базовых пространственных данных),
3. разработаны структура, правила и порядок цифрового описания пространственных метаданных и ведения баз метаданных,
4. разработаны регламенты (правила и процедуры) актуализации базовых пространственных данных,
5. разработаны регламенты (правила и процедуры) пользования базовыми пространственными данными и пространственными метаданными,
6. разработаны технические требования к программно-аппаратным комплексам ведения баз БПО и ведению баз пространственных метаданных.
В рамках проведения работ по проекту были выполнены следующие основные задачи:
1. Проведен анализ действующих федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, государственных стандартов и других нормативных и правовых актов на предмет необходимости внесения изменений и дополнений, предусматривающих законодательное закрепление ведения российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД) и унифицированное ведение адресного реестра в Российской Федерации.
2. Разработаны концепция, финансово-экономическое обоснование и проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предложения в отношении законов, предусматривающих ведение государственных видов кадастра и государственных информационных систем, использующих пространственные данные.
3. Проведен экономический анализ действующих режимных ограничений на определение координат географических объектов, анализ выгод и издержек режимных ограничений.
4. Определена экономическая целесообразность снижения степени секретности сведений о координатах географических объектов. В соответствии с проведённым анализом разработаны предложения по пересмотру действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, и перечней сведений, отнесенных к служебной информации (для служебного пользования), в части картографической продукции без нанесения ущерба национальной безопасности Российской Федерации.
5. Разработаны проекты технических регламентов по составу и требованиям актуализации базовых пространственных данных и содержанию и составу баз метаданных, содержанию и порядку ведения адресного реестра в Российской Федерации и порядку получения данных из вышеперечисленных систем.
Основная цель работы 2006 года по проекту на тему «Техническое проектирование, разработка нормативного правового и методического обеспечения для реализации пилотных проектов по созданию Российской инфраструктуры пространственных данных» (http://projects.economy.gov.ru/pms/public/PublicProjectForm.aspx?projectid=9da77697-51a0-4d9c-a055-8951ed7dd62e) - подготовка к созданию региональных прототипов Российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД) на примере отдельных групп базовых пространственных объектов, включающая разработку проектов правового, нормативного, методического обеспечения и технических проектов информационной системы, обеспечивающей функционирование региональных прототипов РИПД.
В результате работ:
1. на основе анализа состояния обеспеченности пространственными данными в пилотных регионах и значимости отдельных тематических групп базовых пространственных объектов для построения РИПД в целом осуществлен выбор групп базовых пространственных объектов для создания региональных прототипов РИПД в виде объектов дорожной сети (автодороги и железные дороги).
2. Разработаны требования к базовым пространственным данным и пространственным метаданным, описывающим объекты дорожной сети Российской Федерации.
3. На основе анализа проектируемых бизнес-процессов предложены регламенты взаимодействия организаций, уполномоченных для ведения РИПД, БПД, производителей и пользователей пространственных данных.
4. Разработано нормативное правовое и методическое обеспечение создания прототипа РИПД в пилотных регионах.
5. Разработаны техническое задание и типовой технический проект создания информационной системы прототипов РИПД для пилотных регионов.
В рамках выполнения проекта:
1. была разработана Методика обследования пилотных субъектов Российской Федерации и органов федерального управления
2. Выполнен Анализ нормативной правовой базы процессов производства хранения и использования пространственной информации о дорожной сети Российской Федерации с разработкой рекомендаций по составу и особенностям описания базовых пространственных данных дорожной сети Российской Федерации и выбору организаций, уполномоченных по ведению БПД дорожной сети
3. Разработаны требования к информационным ресурсам РИПД
4. Разработаны модели взаимодействия в среде РИПД
5. Разработаны проекты правового нормативного и методического обеспечения создания Российской инфраструктуры пространственных данных.
6. Подготовлен Проект программы проведения пилотных проектов по созданию региональных прототипов РИПД
В 2006 г параллельно с выполнением проекта в Рамках ФЦП «Электронная Россия» был пройден важнейший этап доработки текста «Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» (далее Концепция), его межведомственного согласования, представления и одобрения Правительством РФ.
В декабре 2005 г.Минтрансом России была создана рабочая группа по подготовке проекта Концепции на основе ранее выполненных работ Роскартографии и Минэкономразвития России в 2003- 2005 г.г. За основу обсуждения был принят текст проекта документа, разработанный ГИС-Ассоциацией с соисполнителями в рамках НИР ФЦП «Электронная Россия. 2002-2010 г.» (Отчет НИР 2004 г. Разработка концепции формирования инфраструктуры пространственных данных как элемента общегосударственных информационных ресурсов (http://projects.economy.gov.ru/pms/public/PublicProjectForm.aspx?projectid=87408372-60c7-4f28-b960-308b47ef2386) и отчет НИР 2005 г. «Разработка состава базовых пространственных данных и метаданных, порядка их цифрового описания, регламентов актуализации и использования. Разработка проектов правовых и нормативных документов, необходимых для формирования Российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД)» (http://projects.economy.gov.ru/pms/public/PublicProjectForm.aspx?projectid=a7fb4f8d-948b-4f86-8238-9f56ab9f18ff)
В рабочую группу вошли представители Минтранса России, Минэкономразвития России, Мининформсвязи России, Минобороны России, Роскартографии, Роснедвижимости, ГИС-Ассоциации, ИГ РАН, Госгисцентра)
В феврале 2006 г. рабочая группа передала в Минтранс России подготовленный проект Концепции. В марте Минтранс России провел межведомственное согласование проекта (Мининформсвязи России, Минобороны России, Минрегион России, Минэкономразвития России) и в апреле направил его в Правительство РФ.
Распоряжением от 21 августа 2006 г. N 1157-р Правительство РФ одобрило Концепцию и поручило Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России, Минобороны России, Мининформсвязи России, Минрегионом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию мероприятий, вытекающих из Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (http://www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2006/08/25/7390711.htm ).
Следует отметить, что в ходе работы над текстом Концепции, включая этапы межведомственного согласования и одобрения Правительством РФ, все основные предложения авторов НИР по ФП «Электронная Россия» сохранены в окончательном тексте, за исключением изъятия из состава базовых пространственных данных ортофотопланов и цифровых моделей рельефа.
Таким образом, в августе 2006 г. актуальность работ по созданию ИПД Российской Федераии была подтверждена на уровне решения Правительства РФ.
Текст Концепции доступен на сайте «Собрание законодательства Российской Федерации» по ссылке http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=00_00&op=1&iss_id=90&year=2007&doc_id=3677
Приказом министра транспорта Российской Федерации №24 от 22 февраля 2007г. утвержден состав и положение о Межведомственной комиссии по созданию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (МВК РИПД).
Ознакомиться с текстом Положения о МВК РИПД можно по ссылке http://gisa.ru/file/file912.doc
18.10.2007 г. в Минтрансе России состоялось Первое заседание Межведомственной комиссии по пространственным данным Российской Федерации, на котором был представлен проект концепции ФЦП "Разработка и создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации в 2008-2015 годах"(разработчик - Госгисцентр, Роскартография), обсужден предложенный Роскартографией план работы МВК, состав рабочих групп комиссии.
Были созданы три рабочих группы:
- Базовые пространственные данные (БПД),
- Метаданные и геопорталы,
- Регламенты формирования БПД и ведения баз данных БПД,
К сожалению, следует отметить, что был подготовлен план работ по группам, но на этом все и закончилось. Дальнейшая работа приостановилась, как будут развиваться события пока не ясно. Тем более что в настоящее время происходят структурные изменения в Правительстве.
С 1 октября 2008 года будут упразднены агентства: Роскартография, Роснедвижимость и Росрегистрация. В настоящее время нельзя определить, как и кем будут реализовываться постановления в сфере производства и использования пространственной информации.
Однако, следует отметить, что в мае месяце2008 г.Роскартография объявила открытый конкурс по НИОКР на тему «Разработка трёхуровневых моделей базовых пространственных объектов».
Цель проведения работы - детальное изучение потребностей организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в информации об объектах местности. Определение перечней и атрибутов наиболее востребованных данных. Создание системы классификации БПО для обеспечения последующей интеграции и предоставления возможности совместного использования пространственных данных различными организациями.
Назначение НИР - детальная разработка технических регламентов и нормативно-технических документов, регулирующих создание и использование базовых пространственных данных.
Активизация деятельности регионов в работах по созданию многофункциональных интегрированных ГИС позволит создать условия для более эффективной управленческой деятельности ОГВ, а также послужит толчком для интеграции ИС на уровне РФ и подчеркнет необходимость создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Примечание. Проблемам создания и использования ПД, а также вопросам создания ИПД большое внимание уделяет ГИС-Ассоциация (негосударственная и некоммерческая общественная организация). Ассоциация была создана для объединения специалистов высших учебных заведений, научно-исследовательских, научно-производственных, инженерных, проектно-конструкторских, информационных и других организаций, занятых в области разработки и применения геоинформационных технологий на территории бывшего СССР.
ГИС-Ассоциация регулярно проводит конференции (http://gisa.ru/conf.html) и издает печатные издания:
· Журнал «Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации» (http://gisa.ru/ib.html)
· Журнал «Пространственные данные» (http://gisa.ru/pd.html )
· Газета «ГИСинфо/GISinfo» (http://gisa.ru/gisinfo.html )
· Журнал «Управление развитием территории» (http://gisa.ru/urt.html )
ИСОГД
В 2005 года в рамках ФЦП «Электронная Россия» выполнялся проект на тему «Разработка Концепции информационной системы обеспечения градостроительной деятельности».
Основная цель создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) - обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц достоверной информацией, необходимой для осуществления и регулирования градостроительной деятельности, защиты своих прав связанных с осуществлением градостроительной деятельности.
Предпосылками создания и ведения ИСОГД явились нормативные правовые основы создания Государственного градостроительного кадастра (ГГК):
— СНиП 14—01—96 «Основные положения создания и ведения государственного градостроительного кадастра РФ»
— Градостроительным кодексом РФ, принятым в 1998 г.;
— Постановлением Правительства РФ (29.07.98 г. № 856) «О ведении ГГК и мониторинга объектов градостроительной деятельности»;
— Постановлением Правительства РФ (11.03.99 г. № 271)«Об утверждении положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации».
Цель создания ГГК была определена Положением: «Обеспечение заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией о среде жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, в том числе об ограничениях использования территорий и объектов недвижимости в градостроительстве, другой информацией, необходимой для градостроительной, инвестиционной, землеустроительной и иной хозяйственной деятельности, оценки и налогообложения объектов недвижимости».
Но следует отметить, что реализации этой цели не было уделено должного внимания со стороны органов государственной власти.
В 2004 году был принят новый Градостроительный кодекс РФ, в гл. 7 ст. 56 п.3 Градостроительного кодекса РФ (2004) определена цель создания ИСОГД: «Обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства».
Этой формулировкой было сужено по отношению к ГГК представление о круге задач ИСОГД и исключена обязательность использования данных ИСОГД для оценки и налогообложения объектов недвижимости. В гл. 7 отсутствуют положения о ведении системы на федеральном и региональном уровнях, что также ограничивает круге задач ИСОГД.
Несмотря на это, опираясь на содержание нового Градостроительного кодекса РФ, можно считать, что ИСОГД создается и ведется с целью обеспечения:
— органов государственной власти и местного самоуправления информацией необходимой для управления развитием территории посредством территориального планирования и регулирования градостроительной деятельности;
— физических и юридических лиц информацией необходимой для участия в градостроительной деятельности и защиты своих интересов, связанных с её осуществлением.
В силу исторически сложившейся ситуации ИСОГД становится преемницей ГГК и опыт формирования ГГК в сопоставлении требованиями к ИСОГД представляет серьезный интерес для понимания предпосылок достижения поставленных целей.
Достижение поставленных целей и соблюдение принятых принципов должны обеспечить:
1. Открытость и общедоступность ресурсов ИСОГД.
2. Достоверность и полноту сведений ИСОГД необходимых для разработки документов территориального планирования и градостроительного регулирования (включая сведения регионального и федерального уровней).
3. Достоверность и полноту сведений ИСОГД необходимых для контроля соблюдения градостроительных ограничений и регламентов (включая сведения регионального и федерального уровней).
4. Достоверность и полноту сведений ИСОГД необходимых для контроля соблюдения нормативных правовых документов регулирующих градостроительную деятельность.
5. Координатную привязку мест действия градостроительных регламентов и кодовую привязку их содержания к структуре данных ИСОГД.
6. Возможность интегрирования сведений ИСОГД муниципальных районов и городских округов на уровни субъекта РФ и РФ.
7. Простоту и удобство использования сведений ИСОГД (включая обмен сведениями различных территориальных уровней и различных отраслевых систем).
В свою очередь создание и ведение ИСОГД должно быть обеспечено:
1. Своевременным поступлением в ИСОГД необходимой для его ведения информации требуемого состава и качества.
2. Рациональным распределением полномочий по организации создания и ведения ИСОГД между РФ, субъектами РФ, муниципальными районами и городскими округами.
3. Обоснованным выбором форм организации ведения ИСОГД на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В результате работ 2005 года выполнены следующие задачи:
¾ Анализ правового, нормативного и методического обеспечения, регламентирующего градостроительную деятельность, вопросы создания и функционирования информационных систем ее поддержки
¾ Изучение опыта разработки и использования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
¾ Определены цели, принципы и предпосылки создания и ведения ИСОГД
¾ Определение места данных о территориальном планировании в системе объединенных государственных информационных ресурсов
¾ Разработка модели процессов информационного обеспечения градостроительной деятельности
Исполнители проекта 2005 года на основе анализа работ по градостроительному планированию, которые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, делятся на три уровня (Федеральный, региональный (СФ) и муниципальный), высказали предложения о создании 3-хуровневой иерархической информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Необходимость создания многоуровневой ИСОГД диктуется требованием к обеспечению целостного представления СТП субъектов федерации и Российской федерации в целом.
Рис. 31. Схема взаимодействия ИСОГД на трех уровнях: РФ, субъект РФ, муниципальное образование
Ведение ИСОГД только на муниципальном уровне не позволит обеспечить требуемой информацией пользователей системы при проведении работ по территориальному планированию РФ и СФ (например, только на своем территориальном уровне формируются материалы топогеодезической основы, характеристик природных, экологических, социальных и экономических условий развития территории).
Состав данных ИСОГД на каждом уровне определяется теми задачами, решение которых должно быть обеспечено. Работы, связанные с развитием территорий, распределяются в соответствии с уровнями управления. Таким образом, можно говорить о работах федерального уровня, регионального и муниципального. При этом необходимо отметить, что работы, отнесенные к муниципальному уровню, в свою очередь делятся в соответствии с уровнями муниципальных образований (муниципальный район, городской округ, поселение).
Градостроительные работы относительно перечисленных уровней деления территории заключаются в разработке схем территориального планирования и генеральных планов. Эти работы должны быть обеспечены нормативной правовой документацией, техническими регламентами, которые разрабатываются на каждом уровне в соответствии с особенностями территорий. При этом документы нижнего уровня создаются с учетом нормативной правовой документации высших уровней и не могут вступать с ними в противоречие.
Характер требований, предъявляемых к условиям использования территории, к ее пространственной организации и обустройству определяет уровень социального и экономического развития общества. Однако исторически сложившиеся пространственная организация и обустройство территории, в свою очередь, определяют условия и темпы социального и экономического развития общества.
По результатам проведенных работ был создан проект Концепции информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, который предполагал существенные правки законодательной базы. Работы по проекту Заказчиком были приняты, но Концепция была признана противоречащей существующим нормативным документам. Как следствие, дальнейшие работы по созданию ИСОГД были начаты с чистого листа.
Постановлением Правительства №363 от 9 июня 2006 г. было принято Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности (http://www.government.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2006/06/15/881770.htm), разработанное в соответствии с положениями Градостроительного кодекса 2004г., которое и явилось руководящим документом для работ на следующий год.
Основной целью работ 2006 года также была определена разработка Концепции информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, которая должна определить цели, задачи, принципы, направления и сроки создания и развития информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее — ИСОГД). Достижение цели должно основываться на положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ и анализе современного состояния систем информационного обеспечения для решения практических задач территориального развития и градостроительства в Российской Федерации, в регионах и муниципальных образованиях.
ИСОГД должна повысить уровень подготовки принятия и контроля реализации решений органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан Российской Федерации за счет:
— создания и развития банков градостроительных данных, содержащих актуализируемые сведения о правилах и условиях осуществления градостроительной деятельности;
— создания справочно-правовых систем, содержащих сведения о наличии, составе и местонахождении градостроительных ограничений и регламентов (публичная часть банка);
— создания и актуализации базовых пространственных данных, обеспечивающих интеграцию всех видов кадастра и семантической информации о характеристиках существующих пространственных объектов и явлений, а также планируемых изменений объектов градостроительной деятельности (картографическая часть банка).
В рамках проведения работ были решены следующие основные задачи:
1. Анализ правового, нормативного и методического обеспечения, регламентирующего градостроительную деятельность, вопросы создания и функционирования информационных систем ее поддержки.
2. Изучение опыта разработки и использования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
3. Определение целей, задач и принципов формирования ИСОГД.
4. Определение места данных о территориальном планировании в системе объединенных государственных информационных ресурсов.
5. Разработка модели процессов информационного обеспечения градостроительной деятельности.
6. Разработка увязанных с формированием и оборотом объектов недвижимости типовых технологических процессов территориального планирования с использованием информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
7. Разработка увязанных с формированием и оборотом объектов недвижимости шаблонов и схем внутрисистемных и межведомственных потоков правовых и технических документов для типовых автоматизированных технологических процессов территориального планирования.
8. Разработка общей архитектуры информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
9. Проектирование логических структур баз семантических и пространственных данных.
10. Обоснование перечней и структуры типовых справочников и кодификаторов семантических и пространственных данных.
11. Разработка базовых регламентов (унифицированных перечней данных, структуры, форматов и кодификаторов) информационного взаимодействия с поставщиками и потребителями градостроительной информации.
12. Разработка типовых требований к программно-аппаратному обеспечению.
13. Разработка решений по организационному обеспечению (производственные структуры, обеспечивающие эффективное функционирование автоматизированных технологических процессов) информационной системы.
14. Разработка краткого экономического обоснования с расчетом ориентировочной стоимости создания и использования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с учетом возможного создания других информационных систем, реализующих деловые процессы органов государственной власти и органов местного самоуправления с использованием данных информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
15. Определение перечней изменяемых, дополняемых и разрабатываемых нормативно-правовых документов, регламентирующих создание и функционирование информационной системы.
16. Разработка перечня основных мероприятий по организации создания, внедрения и функционирования информационной системы.
По окончании работ Заказчику был представлен макет системы, построенный по принципу централизации, что предполагало создание организационной структуры на федеральном уровне, которая должна играть роль технического оператора и предоставлять услуги муниципальным образованиям по ведению ИСОГД в отношении их территорий.
Однако такой вариант реализации был отклонен, но взят за основу для построения системы в рамках региона, что и определило состав работ на 2007 год.
Работы 2007 года по проекту на тему «» основывались на материалах, ранее выполненных работ и проектов в рамках ФЦП «Электронная Россия»:
- концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. №1157-р (выполнена в 2005 г.);
- описание прототипа инфраструктуры пространственных данных по выбранным группам базовых пространственных объектов в пилотных регионах (выполнена в 2006 г.);
- описание модели инфраструктуры информационного обеспечения градостроительной деятельности и техническое проектирование автоматизированных ИСОГД (выполнена в 2006 г.);
- техническая документация на единую систему документооборота при государственном кадастровом учете земельных участков, техническом учете объектов недвижимости, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выполнена в 2005 г.).
В проекте были выполнены следующие задачи:
1. Разработка нормативного и методического обеспечения функционирования АИС ОГД:
- проект поправок и проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс РФ, финансово-экономическое обоснование и пояснительная записка к законопроекту
-проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 9.06.2006 №363, обеспечивающих утверждение органами власти градостроительной и проектной документации в электронной форме, зафиксированной на материальном носителе;
- финансово-экономическое обоснование и пояснительная записка к законопроекту
- проект требований к материалам, предоставляемым для размещения в АИС ОГД
- проекты типовых административных регламентов эксплуатации АИС ОГД ОГВ и ОМСУ
- проекты документов, обеспечивающих информационное взаимодействие между АИС ОГД и автоматизированной информационной системой государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН);
- проект типового соглашения участников пилотного проекта;
- проект положения о функционировании АИС ОГД;
- программы обучения операторов и пользователей АИС ОГД.