В экранном меню пользователь выбирает необходимую услугу (например, оплата мобильной связи), вводит сумму денежных средств в купюроприемник, после чего нажимает кнопку «Оплатить». Терминалы оборудованы GPRS-модемами или же напрямую подключены к каналу связи, что позволяет отправить данные о платеже серверу платежной системы, после обработки данных ЭПС, на счет организации, чьи товары и услуги оплатил пользователь, поступают денежные средства, пользователю выдается чек о проведении платежной операции. За предоставление возможности оплаты услуг через терминал с пользователя взимается комиссия владельцем терминала как процент от оплачиваемой суммы.
Основными организациями на рынке ЭПС, осуществляющих расчеты через платежные терминалы, являются E-port, CyberPlat и ОСМП. По данным Cnews Analitycs, в 2007 году количество точек приема платежей в России выросло до 250 тысяч.
Рис.25. Динамика количества точек приема платежей 3 крупнейших электронных платежных систем России, тыс. шт.
Наиболее острыми проблемами в сфере платежных терминалов являются:
§ применение контрольно-кассовой техники при организации работы платежных терминалов: в соответствии с федеральным законодательством и указаниями ЦБ Российской Федерации соответствующие терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой (далее — ККТ), которая позволяет вести учет денежных средств, проходящих через терминалы. Это требование увеличивает стоимость работы терминала, объем налоговой отчетности и удорожает возможность использования терминалов для оплаты услуг;
§ небольшой перечень оплачиваемых услуг: в платежных терминалах существует возможность оплаты услуг мобильных операторов, интернет-провайдеров и прочих телекоммуникационных организаций, а также услуг ЖКХ. И в настоящее время отсутствует возможность оплаты государственных и муниципальных услуг;
§ отсутствие идентификации плательщика: согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия счета, осуществляемые на территории Российской Федерации и из Российской Федерации, должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом. Информация о плательщике — физическом лице должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), либо адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, либо дату и место рождения.
Мобильные платежи
Мобильные платежи являются одной из разновидностей расчетов при помощи виртуальных денег. Данный вид платежа осуществляется через мобильные устройства: сотовые телефоны, смартфоны, карманные персональные компьютеры. Мобильные платежи удобны при покупке такого контента (информации), как музыкальные файлы, видеоклипы, рингтоны (мелодии звонков телефона), игры, картинки и электронные книги, билеты, например, в кино, а также другие товары и услуги.
Существует две основные схемы расчета при помощи мобильных платежей:
§ sms оплата;
§ WAP (мобильные web-платежи).
SMS-платежи осуществляются при помощи отправки запроса в виде коротких сообщений с кодом услуги на номер получателя. После запроса клиент получает подтверждение оплаты и заказанный товар или услугу. Возможен вариант получения штрих-кода в виде картинки на мобильный телефон, который может быть использован для покупки билета через сканирующие устройства в кинотеатрах или других заведениях.
Мобильные web-платежи осуществляются через web-страницы, загружаемые на мобильное устройство, что позволяет купить не только мобильный контент, как в случае sms-платежей, но и реальные товары и услуги в интернете.
Основными проблемами при оплате товаров и услуг с помощью мобильных платежей являются:
§ безопасность мобильного канала, т.е. мобильный кошелек клиента должен быть защищен от несанкционированного доступа со стороны мошенников;
§ недостаточное правовое регулирование вопросов расчетов посредством мобильных платежей: оператор сотовой связи должен иметь лицензию на осуществление банковской деятельности, которой у него нет, в результате чего происходит трехсторонний расчет абонент-оператор-банк, что вызывает множество технических и юридических проблем;
§ специальные требования к идентификации плательщика;
§ отсутствие универсальной инфраструктуры для осуществления платежных операций.