При создании информационной системы МФЦ объектом автоматизации является организация, учрежденная или уполномоченная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в режиме «одного окна».
Пользователями информационной системы являются:
§ граждане и организации Российской Федерации (в части доступа к обнародованным данным и электронным формам подачи заявок, возможно, в рамках региональных сегментов СПГУ);
§ сотрудники МФЦ, не являющиеся государственными служащими;
§ сотрудники ведомств-участников МФЦ из числа государственных служащих.
Общие требования к функциям, которые осуществляются в МФЦ и определяют состав и содержание функций МФЦ, автоматизация которых является приоритетной для реализации в типовой АИС МФЦ:
§ информирование граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг за счет обеспечения сотрудников МФЦ возможностью оперативного доступа к справочной информации по государственным услугам, образцам документов, бланкам и пр. в процессе консультирования заявителей по любым из возможных каналов взаимодействия (личная явка, Интернет, телефонные каналы), а также путем размещения указанной информации на общедоступных информационных ресурсах МФЦ в сети Интернет;
§ организация приема граждан и организаций в МФЦ, обеспечение выполнения стандартов комфортности;
§ прием от граждан и организаций документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, их первичная проверка и помощь в их заполнении и подготовке;
§ сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами за счет автоматизации и информационной поддержки межведомственного информационного и документационного взаимодействия;
§ информирование граждан и организаций о ходе исполнения государственных и муниципальных услуг, предоставляемых им через МФЦ;
§ передача гражданам и организациям результатов оказания государственных и муниципальных услуг;
§ поддержка деятельности по оптимизации административных процедур и повышению качества предоставления ГУ за счет оперативного мониторинга эффективности процедур, исполняемых в ходе оказания ГУ, и повышения эффективности взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении соответствующих ГУ.
Исходя из приведенного перечня автоматизируемых функций, автоматизированной информационной системы поддержки деятельности МФЦ (далее — АИС МФЦ) должна решать следующие задачи:
1) сбор и поддержание в актуальном состоянии информации в электронном виде о порядке оказания государственных и муниципальных услуг, размещение этой информации на общедоступных информационных ресурсах МФЦ (в том числе в сети Интернет) и предоставление доступа к ней сотрудникам МФЦ;
2) управление потоком заявителей посредством организации «электронной очереди» с возможностью как получения места в «живой очереди» при посещении МФЦ (оперативная запись), так и предварительной записи на прием, в т.ч. через общедоступные информационные ресурсы МФЦ;
3) автоматизация процессов приема от граждан и организаций и регистрации как бумажных, так и электронных документов, а также их проверки на правильность заполнения и комплектность;
4) автоматизация процессов оказания комплексных услуг, включающих в себя несколько государственных и муниципальных услуг, результаты исполнения одних из которых необходимы для оказания других;
5) сбор информации в электронном виде о ходе исполнения государственных услуг, включая как информацию о движении документов внутри МФЦ, так и о ходе процесса оказания услуг в органах государственной власти, автоматизация контроля соблюдения органами государственной власти и сотрудниками МФЦ процедур и регламентов исполнения услуг;
6) предоставление автоматизированных средств оценки эффективности оказания государственных и муниципальных услуг на основании собранной в ходе контроля исполнения услуг информации.
7) предоставление полной и исчерпывающей информации по ключевым аспектам деятельности МФЦ (включая публикацию форм и бланков документов) на общедоступных ресурсах МФЦ.
В настоящий момент Минэкономразвития России запланирован проект разработки типовой АИС МФЦ на территории Российской Федерации, предназначенной для автоматизации основных административно-управленческих процессов, протекающих в рамках МФЦ и обеспечения эффективной информационной поддержки деятельности организатора и участников МФЦ.
Основными целями создания типовой АИС МФЦ являются:
§ повышение осведомленности граждан и организаций о перечне и характере оказываемых услуг на базе МФЦ путем публикации/обнародования информации по жизненным или деловым ситуациям и сведений о ходе регистрационного процесса на базе МФЦ;
§ повышение удобства и комфорта (снижение финансовых и временных затрат) физических и юридических лиц при получении государственных услуг за счет информатизации основных административно-управленческих процессов протекающих в рамках МФЦ, повышения их прозрачности и, в случае необходимости, использования развитой системы предупреждения нелегитимных действий участвующих в предоставлении услуги сторон;
§ повышение эффективности и интенсификация межведомственного информационного обмена и взаимодействия в рамках сквозных административно-управленческих процессов, реализуемых на базе МФЦ.
Для достижения поставленных целей должны быть разработаны:
§ методологическая и нормативно-правовая база функционирования АИС МФЦ, закрепляющая обязательность использования инструментария АИС МФЦ в процессе операционной деятельности сотрудников МФЦ и ведомств-участников;
§ типовые регламенты информационного взаимодействия ведомств-участников МФЦ;
§ типовые регламенты информационного обмена:
§ между МФЦ и региональными сегментами системы порталов государственных услуг, в том числе в рамках актуализации раздела посвященного функционированию МФЦ и реализации сервиса предварительной подачи документов;
§ между МФЦ и общероссийским государственным информационным центром (ОГИЦ);
§ проекты организационно-распорядительных документов и регламентов по организации работы сотрудников МФЦ и ведомств-участников МФЦ с использованием АИС МФЦ;
§ техническое задание на типовую АИС МФЦ и его реализацию.
Планируемая архитектура и структура модулей АИС МФЦ
К общим требованиям проектирования АИС МФЦ относятся следующие:
1. Подсистемы АИС МФЦ должны быть построены по модульному принципу, т.е. включать в себя модули и компоненты, которые могут быть заменены или модернизированы без необходимости перепроектирования всего программного комплекса или подсистемы в целом. Проектирование архитектуры АИС МФЦ должно быть осуществлено по модульному принципу в соответствии с концепцией слабосвязанных систем (сервис-ориентированной архитектуры), что в данном случае подразумевает наличие у нее следующих свойств:
§ каждый модуль АИС МФЦ должен предоставлять в сетевой среде возможность многократно обратиться к своей функциональности другим приложениям и компонентам с помощью описания и публикации соответствующего интерфейса доступа;
§ каждый модуль АИС МФЦ должен проектироваться с учетом явного отделения унифицированного интерфейса доступа от его внутренней логики, которая может меняться в соответствии с изменениями внешних условий функционирования АИС МФЦ.
2. Интерфейс определяет условия предоставления и потребления сервисов (функциональные, технические и прочие параметры), служит основой соглашения между потребителем (конечными пользователями, другими приложениями и модулями АИС МФЦ) и модулем (реализация сервиса) на всех этапах его жизненного цикла.
3. Компоненты системы должны создаваться с учетом возможности использования программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра (далее — ОГИЦ).
Архитектура системы
Рис. 23.Модули системы АИС МФЦ
В типовую АИС МФЦ должны быть включены следующие модули:
§ портального решения для АИС МФЦ (внешняя часть портала МФЦ и реестра государственных услуг, внутренний портал МФЦ);
§ центра телефонного доступа АИС МФЦ (Call-центр МФЦ или единый региональный номер информирования по государственным услугам);
§ CRM АИС МФЦ (для регистрации обращений граждан и организации взаимодействия с клиентами МФЦ);
§ документооборота АИС МФЦ;
§ СППР АИС МФЦ (контроля и мониторинга деятельности МФЦ);
§ обеспечения юридической значимости и архивации процессов предоставления государственных услуг в МФЦ (третья сторона);
§ контроля и организации логистики с иными органами власти (контроль, цифрового и бумажного документооборота);
§ представления данных в сторонние ОГВ со стороны МФЦ (участвующие в предоставлении государственных услуг) и интеграционные решения;
§ единой системы словарей и справочников (создание единого справочно-информационного пространства для обеспечения консолидирования и анализа информации, обеспечения единообразной интеграции и поддержки используемых модулей АИС МФЦ);
§ организации представления информации в сети инфокиосков, разработка и настройка специализированного ПО для инфокиосков, обеспечивающего управление системой инфокиосков, представление информации по государственным услугам, интеграцию с порталом госуслуг и т.п.
Кроме того, в АИС МФЦ могут быть включены следующие обеспечивающие модули:
§ электронная очередь (технологическая система, обеспечивающая внутреннюю логистику (организация порядка при обращении людей в рамках МФЦ);
§ ЭПС (специализированное ПО для обеспечения использования ЭПС и интеграции билингвой системы ЭПС с модулями АИС МФЦ);
§ ЭЦП (включение использования ЭЦП для работников МФЦ и сотрудников «сторонних ОГВ», включенных в цикл предоставления государственных услуг на базе МФЦ);
§ ИТ безопасность АИС МФЦ (программно-технический блок обеспечения безопасности ИТ инфраструктуры и программного окружения АИС МФЦ).
Помимо этого, возможны работы по созданию программно-технических решений, обеспечивающих интеграцию разработанных модулей в единую АИС МФЦ с единой системой представления государственных услуг в субъекте Российской Федерации в целом.