Отслеживая историческое развитие Фикха и эволюцию Мазхабов, мы видим, что Фикху в разные периоды политического и социально-экономического развития были присущи различные типичные особенности.
Во-первых, от нашего внимания не скрывается то, что яркой характерной чертой Фикха периода Праведных Халифов был его реализм, т.е. он был основан на действительных, а не гипотетических или воображаемых проблемах. Такая реалистическая форма Фикха позже стала называться по-арабски Аль-Фикх аль-Уаки'и (реалистический Фикх) в целях разграничения его с гипотетическим Фикхом, отстаиваемым "Рассуждающими людьми" ("Людьми рассуждения" или "Людьми мнения", Ахль ар-Ра'и), снискавшими известность в Куфе (Ирак) во времена правления династии Умайядов.
Во-вторых, как мы уже отмечали, хотя Праведные Халифы и стремились придерживаться определенных процедур принятия решений, однако ни они, ни Сахаба в целом не предписывали жестких процедур, которым должно было бы следовать все Исламское сообщество (Умма). Они также не фиксировали в письменном виде обязательные нормы, возникавшие как результат выведенных ими Фатв. Такая непредубежденность в сферах, не определенных четко в Шариате, в первую очередь свидетельствует об уважении всеми Сахаба свободы мнений в этих делах. И подобная позиция представляет собой полную противоположность косности некоторых ученых более позднего периода. Эта позиция сообразовывалась с линией Сахаба, заключавшейся в рекомендации широким массам Мусульман тщательно изучать Коран в целом, а не для поиска ответа на конкретный вопрос, на который в Коране нет конкретного ответа.
Третьяхарактерная особенность Фикха этого периода касается использования личного мнения в процессе выведения Фатв. Большинство Сахаба предпочитали строго придерживаться буквального смысла текстов Корана и Сунны. Они, как правило, избегали личных толкований этих текстов. Такой практике следовал Ибн 'Умар, один из ведущих правоведов среди Сахаба, который прожил в Медине всю жизнь. Однако были другие Сахаба, предпочитавшие широко использовать личное мнение в тех областях, которые не были определены в Коране или Сунне. При этом они целиком и полностью брали на себя ответственность за все те ошибки, которые могли возникнуть в результате такого подхода, чтобы не дискредитировать Исламский закон. Одним из представителей этой школы был Аб-дулла Ибн Масуд, позже поселившийся в Ираке.
Четвертаяособенность Фикха периода Праведных Халифов касается видоизменения некоторых законов Шариата в силу одного из двух факторов: исчезновение причины для существования закона или изменение социальных условий. Одним из примеров первого является запрет Халифом 'Умаром практики выдачи наличных денег из центральной казны (Байт аль-Мааль) новообращенным Мусульманам, а также тем, кто склонялся к принятию Ислама. 'Умар обосновал это тем, что такой практике следовал Пророк(c) на ранних этапах Ислама, когда существовала настоятельная потребность в поддержке Ислама всеми возможными средствами, но теперь уже нет никакой нужды "вербовать" сторонников. Второй упомянутый выше фактор (эволюция социальных условий) вызвал изменение правил о разводе. Благодаря огромному наплыву богатства из вновь присоединенных территорий Исламского государства заключение брака (как с одной женщиной, так и с несколькими), стало более легким и частота разводов стремительно пошла вверх. Чтобы отбить охоту к злоупотреблению разводами, Халиф 'Умар внес изменение в один из аспектов этого закона. Во времена Пророка(c) провозглашение о разводе трижды за один раз (одномоментное провозглашение о разводе трижды) рассматривалось как одно, а также имело обратимый характер. Халиф Умар объявил такие одновременные неоднократные провозглашения имеющими силу обязательства, а, следовательно, и необратимый характер.
В-пятых, Мазхаб периода Праведных Халифов был един и неотделим от государства, как и при жизни Пророка(c). Мазхабом при каждом из Халифов был Мазхаб самого Халифа, ибо в каждом случае за Халифом оставалось последнее слово во всех правовых вопросах, когда применялись Иджтихад или Иджма. Следовательно, вынесенные Халифом таким способом Фатвы никогда не встречали открытого сопротивления со стороны его будущих преемников, пока он был жив. Но когда к власти приходил следующий Халиф, то Мазхаб последнего получал преимущество над Мазхабом предшественника и Фатвы, выведенные прежним Халифом, изменялись сообразно взглядам и мнениям нового Халифа.
Примечание редакции:
Ради большей ясности необходимо сказать, что по мнению ученых Фатвы конкретного Халифа не обязательны для всех времен, а были обязательными для периода его Халифата. Но и в другие времена Мусульмане могут использовть мудрость, на основе которой были сделаны эти Фатвы, если имеют место подобные обстоятельства.
Резюме раздела
1. Основание дедуктивных принципов Фикха — Иджмы и Кийяса (Иджтихада), было заложено во времена Праведных Халифов.
2. Быстрое расширение территории Исламского государства привело к тому, что Мусульмане неожиданно соприкоснулись с новыми культурами, а это породило огромное множество новых вопросов, неимевших конкретного урегулирования в законах Шариата.
3. Потребность в Фатвах неуклонно возрастала, и Праведные Халифы постепенно установили определенный порядок (процедуру) для достижения решений при минимальных разногласиях в процессе осуществления Иджтихада.
4. Сахаба, как правило, тоже придерживались процедур принятия решений, которые помогали им избежать жестких, неизменных правовых норм.
5. Единогласие Праведных Халифов и Сахаба по вопросу о принятии правовых решений, Фатв, способствовало единству и не оставляло никакого или практически никакого места для фракционности внутри Исламского сообщества.
6. В период Праведных Халифов существовал только один Мазхаб. Такой единый подход к Фикху предотвращал зарождение Мазхабов, оторванных от государства, и так было вплоть до самого конца этого периода.
7. Особый акцент делался на изучении Корана широкими массами, а чрезмерное цитирование Хадисов не поощрялось.
8. Несмотря на существование различий в подходе некоторых из Сахаба к вопросу использования личного мнения, это различие в действительности не привело к фракционности в рассматриваемый период.
9. Что касается Фикха, то в данном отношении сохранялся один общий подход, т.е. продолжал существовать один-единственный Мазхаб. Однако разная практика таких Сахаба, как Ибн 'Умар в Медине и Абдулла Ибн Масуд в Куфе (Ирак) в отношении использования личного мнения может рассматриваться как самое начало, или предвестники, разделения Исламских ученых на различные Мазхабы.