Сам Коран объявил, что он был ниспослан для реформирования условий жизни людей. Ислам не перечеркивает все доисламские обычаи и традиции. Просто он снимает с них весь налет испорченности и отменяет все обычаи, наносящие ущерб обществу. Поэтому Исламским законодательством запрещено взимание процентов, ибо тем самым извлекается несправедливая выгода за счет менее удачливых членов общества. Запрещены внебрачные половые контакты, ибо они ведут к эксплуатации женщин и разрушению семейных уз. Были также запрещены опьяняющие вещества из-за физического, психологического и духовного ущерба, наносимого ими как отдельным людям, так и обществу в целом. Был реформирован порядок ведения торговли, где в основу торговых операций положено взаимное согласие, а также установлен запрет на все деловые операции, проводимые обманным путем. Существовавшая система брака была организована подтверждением законности одних ее форм и запрещением других, представлявших собой блуд и все подобные действия. Была также признана целесообразность развода в определенных случаях, но с некоторыми ограничениями по поводу причин, по которым он может быть провозглашен.
Ислам пришел не для разрушения человеческой цивилизации, моральных устоев и обычаев, а для того, чтобы построить новую цивилизацию с новыми нравственными нормами. Следовательно, Ислам рассматривал все в контексте благосостояния людей: все вредное отвергалось, а все полезное находило подтверждение. Аллах говорит в Коране: " ... который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости ... " (Коран: Сура 7, Аят 157)
Ислам по своей сути является системой созидания, а не системой разрушения, ибо его цель состоит в реформации, а не просто в контроле и управлении. Однако следует отметить, что принятие Исламом некоторых арабских обычаев не означает, что Ислам почерпнул свои законы и принципы из других источников, как не означает это и того, что все принятые им традиции, не являются частью Божественного Закона. Все, что установил Ислам, считается неотъемлемой частью Божественного Кодекса по следующим причинам:
а) Некоторые из традиций были унаследованы от предыдущих поколений, к которым посылались Пророки. Ярким тому примером является Хадж, учрежден ный Пророками Ибрахимом (Авраамом) и Исмаилом (мир им).
б) Исламские принципы не противоречат человеческому мышлению, они не являются и чем-то невразумительным. Наоборот, они освобождают человеческий разум от иррациональности. Следовательно, они признают полезные результаты деятельности человеческого разума.
в) Даже если бы эти подтвержденные Исламом традиции не существовали, то он все равно установил бы их, исходя из насущной человеческой потребности в них.
И все же количество принятых Исламом обычаев было достаточно мало по сравнению с многими, которые были им отменены. Более того, даже немногие принятые Исламом традиции не были оставлены в той форме, в которой они существовали ранее, а претерпели видоизменения. Нетронутыми остались лишь их основы. (См."Аль Мадхал", стр. 57—59)
Для достижения поставленной цели реформирования законодательство Ислама ввело в действие целый ряд обязательных постановлений и запретов. Они составляют правила поведения, регламентирующие общественную систему Ислама. Однако при введении в действие законов, содержащихся в Откровениях Корана, учитывались следующие четыре основополагающих принципа:
Устранение трудностей
Система Ислама была ниспослана Откровением во благо человека. Она обеспечивает ему руководство на все случаи жизни, таким образом гарантируя ему праведный образ жизни в справедливом обществе, приверженном служению Богу. Исламские законы не призваны быть грузом, создающим человеку трудности, чтобы его духовный рост происходил за счет их преодоления, как могут утверждать некоторые критики. Эти законы призваны облегчить удовлетворение нужд — как индивидуальных, так и общественных. По сути, устранение трудностей там, где это возможно, является одним из столпов, на которых основан Ислам. Свидетельства тому, что Исламский закон основывается на концепции устранения трудностей, можно найти во многих местах Корана. Следующие Аяты Корана — лишь немногие из ярких тому примеров:
"Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее ... " (Коран: Сура 2, Аят 286)
" ... Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас ... " (Коран: Сура 2, Аят 185)
" ... Аллах не устроил для вас в религии никакой тяготы ... " (Коран: Сура 22, Аят 78)
"Аллах хочет облегчить вам; ведь создан человек слабым" (Коран: Сура 4, Аят 28)
В силу этого принципа Аллах одновременно с Божественными Законами ввел в действие и самые разнообразные правовые уступки, например такие, как разрешение прерывать пост, а также сокращать и объединять молитвы во время путешествия. Было также разрешено потребление запрещенных веществ (например, свинины) в случаях крайней необходимости:
" ... Кто же вынужден в голоде, не склоняясь к греху, — то ведь Аллах — Прощающий, Милостивый!" (Коран: Сура 5, Аят 3) (Подробнее об этом можно прочитать в книге М.Самбо и М.Хигаба "Коран и его Тафсир" (Киев: "Ансар Фаундейшн", 2001г.))
О Пророке (с), являвшемся лучшим примером того, как следует внедрять в жизнь законы Ислама, в книгах Хадисов есть сведения, что он всегда выбирал более легкий путь (если только ему представлялся выбор между двумя возможными), при том условии, что более легкий путь не влек за собой греха.(Сообщено Аишей и собрано Аль Бухари {"Сахих Аль Бухари" на арабском и английском языках, т. 4, стр. 491, №760); Муслимом {"Сахих Муслим", англ. перевод, т. 4, стр. 1246, №5752); а также Абу Даудом ("Сахих Абу Дауд", англ. перевод, т. 3, стр. 1341, №4767)) Сообщаются также слова, сказанные им своим сподвижникам по случаю отправления последних в Йемен для исполнения функций правителей этой земли: "Облегчайте дела (людям) и не усложняйте их".(Сообщено Абу Бурда и собрано Аль Бухари ["Сахих Аль Бухари" на арабском и английском языках, т. 5, стр. 441—443, №630) и Муслимом ["Сахих Муслим", англ. перевод, т. 3, стр. 944, №4298). Муслим также взял это сообщение от Абу Мусы (№ 4297) и Анаса Ибн Малика (№4300))
Исламские ученые, особенно специалисты по Исламскому праву, единогласно считают эту концепцию неоспоримым фундаментальным принципом, который Аллах учитывает при установлении законов. Поэтому в процессе воплощения в жизнь Божественных Законов ученые выводили немало Фатв на этой основе.((Тарих атТашри аль Ислами", стр. 19—20 и "Аль Мадхал", стр.85-89))