Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции и операции центральных банков.



Банковские операции- операции,направленные на решение задачи оеализацию ф-ций банков,т.е.отражающие банковскую деят-ть. Все операции можно классифицировать:

1.Пассивные: по формированию ресурсов банка д/проведения активных операций. Они делятся на депозитные/включая получение межбансковских кредитов/ и эмиссионные/размещение долей акционеров или цб банка/.Т.о.формируются собственные/за счет операций по выску акций/,привлеченные/за счет привлечения ср-в клиентов и др.источников/ и эмитированные ср-ва банка.

2.Активные: по размещению банками имеющ.в их рапоряжении рес-в д/получ.прибыли и поддерж.ликвидности. К ним относ.: ссудные/выдача ссуд/, банковские инвестиции/вложение ср-в банков в цб,уст.фонды др. банков и пр-ий/,депозитные/размещение своб.средств.одних банков в других,депозиты в ЦБ/.

3.Посреднические:содействующие фин.обороту,осущ-ю банк.деят-ти.К ним можно отн.расч.операции,посредничество при купле-продаже цб, дилинговые, трастовые итд.

4.Другие:сопутствующие деятельности банков.Направлены на улучшение обслуживания клиентуры,ее расширение,повышение прибыльности, ликвидности банка.Это: хранение ценностей,осуществл. научно-технич.разработок, консультац-правовые, справочные услуги, благотворит.деят-ть и др.

Функции и роль ЦБ

ЦБ— это привилегированная и элитарная фин. организация, наделенная функциями административного органа и банка. Ценность ЦБ в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает гос-ву перераспределять ден. потоки, фин. ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

2 пути создания ЦБ: 1) посредством исторического закрепления функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией; 2) посредством учреждения гос-вом эмиссионного банка.

Поднезависимостью ЦБ понимается особая форма гос. контроля за состоянием данной сферы в стране. Самостоятельность отдельных эмиссионных банков складывался под влиянием нац. особенностей развития гос. кред. сис-мы, и проблем гос. контроля за фин. потоками. ЦБ не является гос. ведомством в полном смысле, он учреждается в форме административно-публичного образования либо акционерного общества. Виды участия гос-ва: прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное (в уставном капитале). Независимость ЦБ имеет весьма значимые проявления. Самостоятельность решений в области ДКП. Встречаются 4 модели: 1) ЦБ реализует ДКП, разрабатываемую правительством (Франция, Италия); 2) гос. органы наделены правом инструктировать ЦБ в данной области (Россия, Япония); 3) согласно законам страны ЦБ обязан поддерживать эк. пол-ку правительства, в то же время гос. органы не наделены правом вмешательства в ДКП эмиссионного банка; 4) ЦБ независим от правительства, ДКП проводит самостоятельно.

В РБ НБ и правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, фин. и ден-кр пол-ки гос-ва. НБРБ подотчетен президенту страны. Устав НБ, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются президентом. Им же определяется проведение аудиторской проверки главного банка страны, утверждается распределение прибыли и годовой отчет НБ с учетом аудиторского заключения. Назначение и освобождение председателя ЦБ, членов правления проводится президентом с согласия Совета республики. Уставный фонд НБ РБ сформирован из ср-в гос. бюджета. В доход республиканского бюджета НБ передает часть прибыли. И НБ не платит налог в бюджет. Роль ЦБ в эк-ке гос-ва определяется его правовым статусом и формами взаимосвязи и взаимодействия с правительством и ком. банками. Современные ЦБ, как правило, учреждаются в форме АО либо независимого административно-публичного образования (публичных корпораций). НБРБ согласно Конституции относится к органам гос. власти.

Задачи и функции ЦБ в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о ЦБ страны, о банковской деятельности. Функции ЦБ отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью: 1)ф-я эмиссионного банка (монопольное право на эмиссию денег); 2)ф-я банка гос-ва (кредитует гос-во (не во всех странах), поддерживает ресурсами его эк. программы, выступает фин. агентом и эк. Советником); 3)ф-я банка банков (расчетный центр для других банков и кредитор последней инстанции); 4)ф-я органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кред сис-мой; 5)ф-я органа ден.-кред. регулирования (только ЦБ в масштабах всей страны разрабатывает ДКП, осущ-ет пр-сы ден. оборота, выступает в меж/нар. орг-циях от имени гос-ва); 6)нормотворческая деятельность.

Операции ЦБ: 1)осущ-ет эмиссию нал. денег, агент прав-ва, выступает от лица гос-ва в ме/нар. орг-циях; 2)ден.-кред. рег-ние; 3)надзор за ком. банками; 4)разработка ДКП и контроль за ее выполнением; 5)кредитование прав-ва, Минобороны, КГБ; 6)расчетное и кассовое обслуживание правительства и иных гос. органов; 7)операции по привлечению ден. ср-в меж/нар. вал. орг-ций, иностранных гос-в и банков; 8)управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драг металлами и камнями на территории страны и за ее пределами; 9)превозка ден. наличности, вал. ценностей (инкассация); 10)операции на рынке цен бумаг; 11)активные депозитные операции и т.д.

 

 

Нац банк РБ , функци

ЦБ РБ создан в 1991 г. Его основные функции определены конституцией РБ (94г) и с 2001г БК. До этого был закон «О НБ РБ». Статус НБ, его основные функции определены также уставом НБ. Особенность НБ явл-ся его независимость, председатель правления явл-ся членом правительства.

НБ — это единая централизованная организация, кот. явл-ся банком первого уровня. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на тер РБ и за ее пределами. Структура: НБ возглавляет 2 органа: правление и совет директоров. Правление состоит из председателя правления ( утвержд. президентом), + 10 чел (утвержд. президентом)=11 чел. (председатель Прокопович), 5 его заместителей, председатель Минфина, председатель сбербанка. Правление - высший орган НБ, основные вопросы: ДКП, регулирование банк. деятельности, регистрация банков. Все члены правления назнач-ся сроком на 5 лет, напрямую подчиняются президенту. Исполнительный орган – Совет директоров (9 чел, председатель Прокопович).

Структурные подразделения НБ сформированы в виде: департаментов; управление; отделы. При НБ сущ-ют различного рода организации (Пинский банковский коледж (на балансе НБ) +2 крупных предприятия: РУП «Бел меж/нар. расчетный центр» и Специальное РУП «Центр банковских технологий»; Журнал Банк. вестник). НБРБ на ряду с центр. аппаратом имеет свои главные управления по областям и в крупнейших городах РБ (Орша). Существуют спец. фонды: уставные, резервные. Прибыль распределяется по распоряжению президента, на увеличение уставного, резервного фонда, премиальные фонды, остальная прибыль перечисляется в бюджет

Ден-кр пол-ка ЦБ

ДКП - совокупность мероприятий, направленных на изменение ден. массы в обращении, объема кредитов, уровня %-ых ставок и других параметров ден. рынка и рынка ссудных капиталов. ДКП ЦБ явл-ся составной частью единой гос. эк. пол-ки. Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности нац. валюты. Разработка ДКП опирается на общие целевые ориентиры эк. развития страны.

Процесс формулирования целей ДКП состоит из следующих этапов: 1) устанавливаются конечные цели ДКП в форме контрольных цифр эк. роста, инфляции, состояния платежного баланса; 2) определяются промежуточные цели ДКП в форме конкретных количественных ден-кр показателей; 3) определяется круг ден-кр показателей, которые подвержены влиянию ЦБ; 4) производится отбор инструментов ДКП

В качестве инструментов ДКП явл-ся: 1)Рефинансирование- представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством кот. ден ср-ва поступают от ЦБ нуждающимся в них ком. банкам. В РБ данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности БС. ЦБ используются следующие инструменты рефинансирования: переучет векселей; ломбардный механизм (кредит овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардный кредит); ломбардный кредитный аукцион; операции РЕПО и др.

2)Процентная политика ЦБ призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной ден. единицы. % пол-ка строится по 2 направлениям: 1) установление ставки рефинансирования, учетной ставки; 2) воздействие на % пол-ку ком. банков (может достигается путем прямого вмешательства ЦБ в установление уровня % ставок ком. банков и косвенного вмешательства, которое достигается уровнем ставки рефинансирования. Различают жесткую, мягкую и нейтральную % политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная).

3)Обязательное резервирование – резервные требования ЦБ к ком. банкам. Часть ден. резервов, которые ком. банки должны постоянно хранить на специальных счетах в ЦБ или в цен бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным ср-вам. Резервирование выполняет следующие функции: 1)контролирует ден. массу путем изъятия избыточных резервов БС; 2)стабилизация и страхование ликвидности и платежеспособности банков. Формирование резервов явл-ся жесткой мерой НБ. Он вправе взыскивать их списания с корреспондентского счета банка. Норматив резервных требований устанавливается НБ и периодически пересматривается. Пол-ка резервирования не явл-ся основным инструментом регулирования ДКП по сравнению с % ставкой.

4)Валютное регулирование: ЦБ устанавливаются официальные курсы нац. ден. единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими; ЦБ регулирует обращение валютных ценностей на тер. своего гос-ва, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в кр-фин организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в нац. валюте; установления правил биржевой торговли иностранными валютами и драг мет, определения порядка лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драг мет; НБ РБ совместно с уполномоченными гос. органами устанавливает порядок ввоза в РБ и вывоза за ее пределы драг металлов и камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и нац. валюты, цен бумаг в иностранной и нац. валюте, платежных инструкций в иностранной валюте;

5)Операции на открытом рынке: состоят из операций покупки-продажи цен бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке цен бумаг. Это самый гибкий метод регулирования ден. ресурсов ком. банков. Вмешательство ЦБ на этом рынке происходит в 2-ух случаях: 1) на рынок выставлено мало валюты и цен. бум., а спрос велик, то это автоматически приводит к увел. курса цен. бум., аналогичная ситуация может сложиться при аукционе на валюту (увел. курса валюты), И для сбития курса НБ выставляет дополнительно гос. цен. бум. или валюту, т.о. НБ оперативно регулирует курс на цен. бум. и иностранную валюту; 2) ситуация наоборот.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.