Банковские операции- операции,направленные на решение задачи оеализацию ф-ций банков,т.е.отражающие банковскую деят-ть. Все операции можно классифицировать:
1.Пассивные: по формированию ресурсов банка д/проведения активных операций. Они делятся на депозитные/включая получение межбансковских кредитов/ и эмиссионные/размещение долей акционеров или цб банка/.Т.о.формируются собственные/за счет операций по выску акций/,привлеченные/за счет привлечения ср-в клиентов и др.источников/ и эмитированные ср-ва банка.
2.Активные: по размещению банками имеющ.в их рапоряжении рес-в д/получ.прибыли и поддерж.ликвидности. К ним относ.: ссудные/выдача ссуд/, банковские инвестиции/вложение ср-в банков в цб,уст.фонды др. банков и пр-ий/,депозитные/размещение своб.средств.одних банков в других,депозиты в ЦБ/.
3.Посреднические:содействующие фин.обороту,осущ-ю банк.деят-ти.К ним можно отн.расч.операции,посредничество при купле-продаже цб, дилинговые, трастовые итд.
4.Другие:сопутствующие деятельности банков.Направлены на улучшение обслуживания клиентуры,ее расширение,повышение прибыльности, ликвидности банка.Это: хранение ценностей,осуществл. научно-технич.разработок, консультац-правовые, справочные услуги, благотворит.деят-ть и др.
Функции и роль ЦБ
ЦБ— это привилегированная и элитарная фин. организация, наделенная функциями административного органа и банка. Ценность ЦБ в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает гос-ву перераспределять ден. потоки, фин. ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.
2 пути создания ЦБ: 1) посредством исторического закрепления функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией; 2) посредством учреждения гос-вом эмиссионного банка.
Поднезависимостью ЦБ понимается особая форма гос. контроля за состоянием данной сферы в стране. Самостоятельность отдельных эмиссионных банков складывался под влиянием нац. особенностей развития гос. кред. сис-мы, и проблем гос. контроля за фин. потоками. ЦБ не является гос. ведомством в полном смысле, он учреждается в форме административно-публичного образования либо акционерного общества. Виды участия гос-ва: прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное (в уставном капитале). Независимость ЦБ имеет весьма значимые проявления. Самостоятельность решений в области ДКП. Встречаются 4 модели: 1) ЦБ реализует ДКП, разрабатываемую правительством (Франция, Италия); 2) гос. органы наделены правом инструктировать ЦБ в данной области (Россия, Япония); 3) согласно законам страны ЦБ обязан поддерживать эк. пол-ку правительства, в то же время гос. органы не наделены правом вмешательства в ДКП эмиссионного банка; 4) ЦБ независим от правительства, ДКП проводит самостоятельно.
В РБ НБ и правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, фин. и ден-кр пол-ки гос-ва. НБРБ подотчетен президенту страны. Устав НБ, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются президентом. Им же определяется проведение аудиторской проверки главного банка страны, утверждается распределение прибыли и годовой отчет НБ с учетом аудиторского заключения. Назначение и освобождение председателя ЦБ, членов правления проводится президентом с согласия Совета республики. Уставный фонд НБ РБ сформирован из ср-в гос. бюджета. В доход республиканского бюджета НБ передает часть прибыли. И НБ не платит налог в бюджет. Роль ЦБ в эк-ке гос-ва определяется его правовым статусом и формами взаимосвязи и взаимодействия с правительством и ком. банками. Современные ЦБ, как правило, учреждаются в форме АО либо независимого административно-публичного образования (публичных корпораций). НБРБ согласно Конституции относится к органам гос. власти.
Задачи и функции ЦБ в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о ЦБ страны, о банковской деятельности. Функции ЦБ отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью: 1)ф-я эмиссионного банка (монопольное право на эмиссию денег); 2)ф-я банка гос-ва (кредитует гос-во (не во всех странах), поддерживает ресурсами его эк. программы, выступает фин. агентом и эк. Советником); 3)ф-я банка банков (расчетный центр для других банков и кредитор последней инстанции); 4)ф-я органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кред сис-мой; 5)ф-я органа ден.-кред. регулирования (только ЦБ в масштабах всей страны разрабатывает ДКП, осущ-ет пр-сы ден. оборота, выступает в меж/нар. орг-циях от имени гос-ва); 6)нормотворческая деятельность.
Операции ЦБ: 1)осущ-ет эмиссию нал. денег, агент прав-ва, выступает от лица гос-ва в ме/нар. орг-циях; 2)ден.-кред. рег-ние; 3)надзор за ком. банками; 4)разработка ДКП и контроль за ее выполнением; 5)кредитование прав-ва, Минобороны, КГБ; 6)расчетное и кассовое обслуживание правительства и иных гос. органов; 7)операции по привлечению ден. ср-в меж/нар. вал. орг-ций, иностранных гос-в и банков; 8)управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драг металлами и камнями на территории страны и за ее пределами; 9)превозка ден. наличности, вал. ценностей (инкассация); 10)операции на рынке цен бумаг; 11)активные депозитные операции и т.д.
Нац банк РБ , функци
ЦБ РБ создан в 1991 г. Его основные функции определены конституцией РБ (94г) и с 2001г БК. До этого был закон «О НБ РБ». Статус НБ, его основные функции определены также уставом НБ. Особенность НБ явл-ся его независимость, председатель правления явл-ся членом правительства.
НБ — это единая централизованная организация, кот. явл-ся банком первого уровня. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на тер РБ и за ее пределами. Структура: НБ возглавляет 2 органа: правление и совет директоров. Правление состоит из председателя правления ( утвержд. президентом), + 10 чел (утвержд. президентом)=11 чел. (председатель Прокопович), 5 его заместителей, председатель Минфина, председатель сбербанка. Правление - высший орган НБ, основные вопросы: ДКП, регулирование банк. деятельности, регистрация банков. Все члены правления назнач-ся сроком на 5 лет, напрямую подчиняются президенту. Исполнительный орган – Совет директоров (9 чел, председатель Прокопович).
Структурные подразделения НБ сформированы в виде: департаментов; управление; отделы. При НБ сущ-ют различного рода организации (Пинский банковский коледж (на балансе НБ) +2 крупных предприятия: РУП «Бел меж/нар. расчетный центр» и Специальное РУП «Центр банковских технологий»; Журнал Банк. вестник). НБРБ на ряду с центр. аппаратом имеет свои главные управления по областям и в крупнейших городах РБ (Орша). Существуют спец. фонды: уставные, резервные. Прибыль распределяется по распоряжению президента, на увеличение уставного, резервного фонда, премиальные фонды, остальная прибыль перечисляется в бюджет
Ден-кр пол-ка ЦБ
ДКП - совокупность мероприятий, направленных на изменение ден. массы в обращении, объема кредитов, уровня %-ых ставок и других параметров ден. рынка и рынка ссудных капиталов. ДКП ЦБ явл-ся составной частью единой гос. эк. пол-ки. Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности нац. валюты. Разработка ДКП опирается на общие целевые ориентиры эк. развития страны.
Процесс формулирования целей ДКП состоит из следующих этапов: 1) устанавливаются конечные цели ДКП в форме контрольных цифр эк. роста, инфляции, состояния платежного баланса; 2) определяются промежуточные цели ДКП в форме конкретных количественных ден-кр показателей; 3) определяется круг ден-кр показателей, которые подвержены влиянию ЦБ; 4) производится отбор инструментов ДКП
В качестве инструментов ДКП явл-ся: 1)Рефинансирование- представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством кот. ден ср-ва поступают от ЦБ нуждающимся в них ком. банкам. В РБ данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности БС. ЦБ используются следующие инструменты рефинансирования: переучет векселей; ломбардный механизм (кредит овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардный кредит); ломбардный кредитный аукцион; операции РЕПО и др.
2)Процентная политика ЦБ призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной ден. единицы. % пол-ка строится по 2 направлениям: 1) установление ставки рефинансирования, учетной ставки; 2) воздействие на % пол-ку ком. банков (может достигается путем прямого вмешательства ЦБ в установление уровня % ставок ком. банков и косвенного вмешательства, которое достигается уровнем ставки рефинансирования. Различают жесткую, мягкую и нейтральную % политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная).
3)Обязательное резервирование – резервные требования ЦБ к ком. банкам. Часть ден. резервов, которые ком. банки должны постоянно хранить на специальных счетах в ЦБ или в цен бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным ср-вам. Резервирование выполняет следующие функции: 1)контролирует ден. массу путем изъятия избыточных резервов БС; 2)стабилизация и страхование ликвидности и платежеспособности банков. Формирование резервов явл-ся жесткой мерой НБ. Он вправе взыскивать их списания с корреспондентского счета банка. Норматив резервных требований устанавливается НБ и периодически пересматривается. Пол-ка резервирования не явл-ся основным инструментом регулирования ДКП по сравнению с % ставкой.
4)Валютное регулирование: ЦБ устанавливаются официальные курсы нац. ден. единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими; ЦБ регулирует обращение валютных ценностей на тер. своего гос-ва, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в кр-фин организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в нац. валюте; установления правил биржевой торговли иностранными валютами и драг мет, определения порядка лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драг мет; НБ РБ совместно с уполномоченными гос. органами устанавливает порядок ввоза в РБ и вывоза за ее пределы драг металлов и камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и нац. валюты, цен бумаг в иностранной и нац. валюте, платежных инструкций в иностранной валюте;
5)Операции на открытом рынке: состоят из операций покупки-продажи цен бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке цен бумаг. Это самый гибкий метод регулирования ден. ресурсов ком. банков. Вмешательство ЦБ на этом рынке происходит в 2-ух случаях: 1) на рынок выставлено мало валюты и цен. бум., а спрос велик, то это автоматически приводит к увел. курса цен. бум., аналогичная ситуация может сложиться при аукционе на валюту (увел. курса валюты), И для сбития курса НБ выставляет дополнительно гос. цен. бум. или валюту, т.о. НБ оперативно регулирует курс на цен. бум. и иностранную валюту; 2) ситуация наоборот.