В теории права под правовыми принципами принято понимать основные начала, выражающие сущность и наиболее общие направления развития системы права в целом и ее отдельных отраслей. В этой связи в системе принципов права выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
Общеправовые принципы представляют собой основополагающие начала системы права в целом. Например, к ним относится принцип законности, принцип недискриминации и др.
Межотраслевые принципы характерны для нескольких отраслей. Например, межотраслевой характер имеет принцип свободы труда, который распространяется не только на сферу трудового права, но и иных отраслей так или иначе связанных с трудовой деятельностью (например, гражданского права).
Наконец, отраслевые принципы представляют собой основополагающие начала конкретной отрасли права. Учитывая системный характер правовых норм такие принципы, как правило, являются конкретизацией общеправовых и межотраслевых принципов. Например, общий принцип недискриминации в области трудового права включает в себя:
· равенство прав и возможностей работников;
· обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы;
· обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и т.п.
Трудовой кодекс РФ в ст. 2 закрепил 19 основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Вместе с тем, не все из них являются принципами права в полном смысле слова. Например, трудно назвать правовым принципом обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Многие из принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренных в данной статье пересекаются между собой. Так, например, обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации очевидно имманентно «входит» в принцип равенства прав и возможностей работников.
Принцип социального партнерства, по нашему мнению, объединяет в себе:
· обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
· обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
· сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Как нам представляется, на сегодняшний день можно выделить следующие принципы трудового права:
· принцип свободы труда и запрещения принудительного труда;
· принцип равенства прав и возможностей работников (недискриминации) в сфере труда;
· принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве;
· принцип социального партнерства;
· принцип государственной защиты трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Наиболее подробно законодатель раскрыл содержание принципов недискриминации в сфере труда и запрета принудительного труда.
Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конвенции МОТ N 29 1930 года о принудительном или обязательном труде (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 г.) Российская Федерация обязалась упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах, то есть, всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (пункт 1 статьи 2 Конвенции)[9].
Принцип свободы труда и запрета принудительного труда получил закрепление в статье 4 Трудового кодекса РФ. Согласно ему каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Любые формы принудительного труда, под которым понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), запрещается. При этом законодатель прямо перечисляет виды труда, который относится к принудительному:
· в целях поддержания трудовой дисциплины;
· в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
· в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
· в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
· в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
· нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
· требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
Вместе с тем, Трудовой кодекс (в полном соответствии с международными соглашениями) называет виды трудовой деятельности, которая хотя формально и имеет принудительный характер, однако к принудительному труду не относится:
· работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
· работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
· работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
· работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Нужно отметить, что данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Другим правовым принципом, получившим наиболее полную законодательную регламентацию в трудовом законодательстве, является принцип равенства прав и возможностей работников и запрет дискриминации в сфере труда. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 3 ТК РФ конкретизирует этот принцип применительно к отрасли трудового права. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Указанный принцип реализуется в системе норм трудового права, например, через запрет необоснованного отказа в приеме на работу, необоснованного увольнения с работы по дискриминационным мотивам, предоставлении лицу, подвергшемуся дискриминации, права на возмещение материального и морального вреда и т.п. Например, ст. 64 ТК РФ, запрещая необоснованный отказ в заключении трудового договора, устанавливает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Отдельной строкой запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Вместе с тем, не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые, во-первых, определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо, во-вторых, обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Например, законодательством о государственной службе установлен предельный возраст пребывания на государственной службе. В этой связи группой депутатов был сделан запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности данной нормы. Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев данный вопрос, указал, что установление таких ограничений обусловлено задачами и принципами государственной службы и не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.
Ряд норм трудового законодательства устанавливают льготы и преимущества для определенных категорий лиц, которые обусловлены необходимостью их особой социальной и правовой защиты и также не могут рассматриваться как дискриминация. В качестве примера можно привести норму ч. 1 ст. 261 ТК РФ, которая содержит запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В ряде случаев с целью повышенной социальной защиты отдельных категорий лиц могут устанавливаться и определенные ограничения. Например, согласно ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и и иными токсическими препаратами). Указанные ограничения также не могут рассматриваться в качестве дискриминации в сфере труда.
Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве также основан на конституционной норме части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации. На реализацию данного принципа направлены, прежде всего, положения Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". В данном законе закрепляются:
· основные направления государственной политики в области занятости;
· порядок разработки и реализации целевых программ в сфере занятости и трудоустройства;
· полномочия органов содействия занятости;
· мероприятия, направленные на содействие занятости;
· социальные гарантии гражданам, нуждающимся в трудоустройстве и т.п.
В отношении отдельных категорий граждан законодательством могут предусматриваться дополнительные социальные гарантии в данной сфере. Например, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается квотирование рабочих мест для инвалидов. Согласно статье 21 данного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
На содействие занятости населения направлены многие законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации: Закон Республики Бурятия от 10.06.2003 № 327-III «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан», Закон Республики Мордовия от 07.02.2005 № 9-З «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите»; Закон Саратовской области от 28.02.2005 № 20-ЗСО "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" и др.
Органы местного самоуправления также участвуют в обеспечении трудоустройства и занятости населения. Например, в силу статьи 7.2. Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" о занятости они вправе принимать участие в организации проведения оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Принцип социального партнерства в трудовых отношениях предполагает обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. На реализацию данного принципа направлены, прежде всего, положения Раздела II Трудового кодекса РФ («Социальное партнерство в сфере труда»). Кроме того, на основе социального партнерства строится действующая система разрешения коллективных трудовых споров (Глава 61 ТК РФ). Многие нормы, направленные на согласование интересов работников и работодателей в рамках различных процедур социального партнерства закрепляются в различных частях Трудового кодекса. Например, статья 372 Трудового кодекса РФ предусматривает процедуру учета мнения профессионального союза при принятии локальных актов.
Система социального партнерства охватывает все уровни регулирования трудовых отношений, начиная от локального (на уровне организации) и заканчивая федеральным.
Принцип государственной защиты трудовых прав и свобод, включая судебную защиту выражается в том, что государство не только признает права работника, закрепленные трудовым законодательством, но и гарантирует их реализацию посредством властной деятельности различных государственных органов.
Защита трудовых прав работника может осуществляться судом. Часть 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на индивидуальные и коллективные трудовые споры.
Вместе с тем, следует отметить, что рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом осуществляется в исковом порядке, т.е. как спора о праве и суд в данном случае призван осуществлять функции независимого арбитра, оценивающего доказательства, предоставленные сторонами. Представляется, что в наибольшей степени принцип государственной защиты трудовых прав находит выражение в деятельности государственных органов, специально уполномоченных на осуществление контроля и надзора в данной сфере (Федеральная служба по труду и занятости, федеральные государственные органы межотраслевого функционального надзора, прокуратура и т.п.).