Понятие «социальное партнерство» стало применяться в российском праве сравнительно недавно. Явление, им обозначаемое, рассматривается исследователями в качестве метода трудового права или его элемента, принципа трудового права, способа разрешения трудовых споров, средства и формы взаимодействия, инструмента регулирования социально-трудовых отношений, формы организации взаимодействия работодателей, работников и государства, процедуры разграничения, согласования и обеспечения законных интересов в сфере социально-трудовых отношений[16].
В СССР идеи социального партнерства получили развитие в конце 80-х годов XX века. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. (в настоящее время утратил силу). Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. (в настоящее время утратил силу) и Федеральном законе «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.
Наконец, 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, часть вторая которого посвящена социальному партнерству в сфере труда. В соответствии со ст. 23 ТК РФ под социальным партнерством в сфере труда понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, направленное на установление государственных гарантий прав работников и создание благоприятных условий, при которых в равной степени реализуются права работников и работодателей[17].
Очередной этап развития социального партнерства связан с появлением современной теории трипартизма. Под трипартизмом в юридической литературе понимается представительство предпринимателей, профсоюзов и государства (правительства) в системе социального партнерства[18]. Ученые на Западе условно различают два различных понятия «социальное партнерство» и «трипартизм (трехсторонность)», но при этом второе понятие (трипартизм) является производным от первого и является как бы его высшим проявлением на общегосударственном (национальном) уровне.
Российская модель социального партнерства также имеет несомненное тяготение к трипартизму (что, кстати, вполне соответствует рекомендациям МОТ) с достаточно высокой степенью «включенности» в эти отношения органов государственной власти и местного самоуправления. Государство, с одной стороны, выступает как собственник ресурсов и крупный работодатель; с другой стороны – как посредник в отношениях различных социальных групп и в этом качестве представляет общество в целом, стремится к достижению согласия всех участников социального партнерства.
Согласно ТК РФ (ст. 24) основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Социальное партнерство представляет собой целостную систему. Система социального партнерства включает следующие уровни:
федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Формы социального партнерства закрепляются в ст. 27 ТК РФ. Социальное партнерство осуществляется в формах:
– коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
– взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– участия работников, их представителей в управлении организацией;
– участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Кроме перечисленных в ст. 27 ТК форм социального партнерства, на практике могут быть использованы и иные формы, в частности:
проведение предварительного обсуждения проектов законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных» региональных и местных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения;
осуществление совместной работы по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства;
соблюдение и реализация достигнутых договоренностей между сторонами;
взаимодействие с транснациональными корпорациями и с организациями с участием иностранного капитала на принципах социального партнерства;
взаимодействие при регулировании социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства и между соответствующими уровнями;
обеспечение полной и достоверной информацией сторон социального партнерства, а также освещение в средствах массовой информации работы органов социального партнерства[19].