1. История становления специальной психологии. Предметное поле исследований в белорусской специальной психологии.
2. Специальная психология как наука об особенностях развития психики детей с нарушениями онтогенеза. Предмет, отрасли специальной психологии. Внутрисистемные и междисциплинарные связи специальной психологии.
3. Задачи специальной психологии (по В.И. Лубовскому).
4. Принципы специальной психологии. Понятие «системогенез».
5. Концептуальные основы специальной психологии.
6. Анализ специфики методов специальной психологии по сравнению с методами других отраслей психологии: особенности метода эксперимента, беседы, метода сбора психологического анамнеза.
7. Анализ специфики методов специальной психологии по сравнению с методами других отраслей психологии: особенности методов наблюдения и самонаблюдения в специальной психологии. Понятие «дефект-центризм».
8. Анализ специфики методов специальной психологии по сравнению с методами других отраслей психологии: использование стандартизированных техник (тестов), использование анкетирования, метода анализа продуктов деятельности.
9. Общие закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза.
10. Модально-специфические закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза..
11. Модально-неспецифические закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза.
12. Структура нарушенного развития.
13. Личностные реакции на первичный дефект.
14. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии
15. Основные подходы в решении проблемы «норма-патология». Уровневая концепция в решении проблемы «норма-патология».
16. Основные условия нормального психического развития (по А.Р.Лурии). Причины отклонения в психическом развитии.
17. Причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием.
18. Сущность депривационных феноменов. Виды депривации.
19. Компенсация как категория специальной психологии.
20. Защитные механизмы и копинг-стратегии.
21. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы.
22. Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.
23. Классификации дизонтогенеза.
24. Параметры дизонтогенеза в специальной психологии (по В.В.Лебединскому)
25. Значение основных концепций Л.С.Выготского для специальной психологии.
26. Варианты психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому).
27. Общее психическое недоразвитие: определение олигофрении, причины возникновения, структура нарушенного развития, клинико-патогенетическая классификация Г.Е.Сухаревой.
28. Понятие «умственно отсталый ребенок». Степени олигофрении и их психологическая характеристика. Классификация форм олигофрении (по М.С.Певзнер).
29. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при психическом недоразвитии. Особенности социализации и социальной адаптации при психическом недоразвитии.
30. Задержанное психическое развитие: понятие, причины возникновения, структура дефекта (по Е.С. Слепович). Основные отличия олигофрении от задержки психического развития.
31. Основные варианты задержки психического развития (по К.С.Лебединской).
33. Психологическая сущность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
34. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при задержанном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при задержанном развитии.
35. Поврежденное психическое развитие: этиология, структура дефекта. Виды органической деменции. Основные отличия олигофрении от деменции. Типология органической деменции (по Г.Е.Сухаревой). Понятие «полевое поведение».
36. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при поврежденном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при поврежденном развитии.
37. Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений детей с нарушением слуха. Этиология, структура дефекта, систематика нарушений детей с нарушениями зрения.
38. Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с недостаточностью двигательной сферы. Формы ДЦП согласно классификации К.А.Семеновой.
39. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при дефицитарном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при дефицитарном развитии.
40. Искаженное психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, четыре группы детей с аутизмом.
41. Определение раннего детского аутизма. Характерные признаки его проявления. Отличия синдрома Каннера от синдрома Аспергера.
42. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при искаженном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при искаженном развитии. '
43. Дисгармоническое психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, виды по происхождению. Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы.
44. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при дисгармоническом развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при дисгармоническом развитии.
45. Понятия «множественные физические и (или) психические нарушения», «тяжелые физические и (или) психические нарушения».
46. Типичные признаки, характеризующие семью, воспитывающую ребенка-инвалида (по Л.М.Шипициной).
47. Закономерности деформации семьи при рождении ребенка-инвалида на психологическом, социальном, соматическом уровнях.
48. Схемы поведения родителей по отношению к ребенку с особенностями психофизического развития (по В.С. Соммерсу).
История становления специальной психологии. Предметное поле исследований в белорусской специальной психологии.
Историческая последовательность формирования знаний об отклонениях в развитии:
Истории специальной психологии в отечественной литературе посвящено не так много работ. Отдельные фрагменты ее развития отражены в исследованиях, раскрывающих становление специальной педагогики. Научная психология уходит своими корнями в так называемую обыденную, житейскую психологию.
1. Обыденное сознание. Стало той сферой, где раньше всего начали концентрироваться знания о психике человека, в том числе и о психических отклонениях. Обыденные представления базируются на эмпирическом, житейском опыте.- бессистемный набор житейских представлений о тех или иных явлениях окружающего мира. Наблюдая за поведением лиц с отклонениями, люди пытались объяснить причины, вызвавшие их. Однако ОС характеризуется неточностью, противоречивостью, фрагментарностью, оно направлено преимущественно на внешнюю сторону явления, а не на его сущность.
Представления о причинах отклонений в психической деятельности были разнородны и противоречивы, так же неоднозначным являлось и отношение к людям с отклонениями, их родственникам.
2. Религиозное сознание.Возникло позже и оказало сильное влияние на обыденное сознание. Представляет собой систему убеждений, основанных на вере. Религиозное сознание пытается построить целостную картину мира, по-своему объясняя все его явления. Религиозные представления имеют иррационально-мистическую основу. При этом следует особо отметить, что в ряду последних психические и физические аномалии всегда привлекали к себе особое внимание. Психические расстройства могли рассматриваться как:
1.Наказание за какие-то грехи или как прямое проявление бесовства.
2. Психическая аномальность как особый знак блаженности.
В славянских странах считалось, что умственно отсталые дети – это дети Бога. Поэтому к их словам прислушивались и очень хорошо к ним относились. Католики же считали, что умственно отсталые дети – это дети дьявола, поэтому их надо сажать в тюрьму или бросать в реку.
3. Художественная форма общественного сознания.
Художественные представления имеют образно-эмоциональную основу. Мировое и отечественное искусство и литература неоднократно обращались к образам персонажей с различными психическими нарушениями (И. Репин, В. Суриков, В. Перов, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, В. Короленко, А. Пушкин, А. Чехов, Л. Андреев, В. Гюго, А. Маршал, Н. Лесков, Б. Полевой, Н. Островский и многие др.). Цель - стремление проникнуть во внутренний мир таких людей, раскрыть логику их поведения, дать через описание единичного картину всеобщей сущности природы человека независимо от состояния его психического здоровья. Многие из произведений, раскрывая трагизм общественного бытия лиц с теми или иными расстройствами, способствовали изменению обыденных представлений и отношения общества к этой категории.
4. Научное сознание.Более поздний по времени возникновения способ изучения мира. Наука опирается на рациональные факты, использует объективный способ получения информации. Ее целью является сбор достоверных, проверяемых и воспроизводимых сведений.
Впервые попытка дать рациональное объяснение природы различных отклонений в психическом развитии была предпринята в рамках медицины (развитие естествознания и, представлений о строении и функциях нервной системы и их связи с психикой). Появление научных исследований знаменует собой иной способ получения знания путем систематического наблюдения и эксперимента, а также причинно-рационального способа трактовки добытых фактов.
По существу, первые научные, в строгом смысле этого слова, представления начали формироваться в процессе систематического обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Подобная система стала складываться в Европе в XVIII столетии под влиянием гуманистических и просветительских идей. Факт отграничения умственной отсталости как стойкого состояния недоразвития от психических заболеваний, впервые произведенное французским психиатром Ж. Эскиролем. В 1746г. был предпринят первый опыт обучения детей. Песталоцци связал обучение с воспитанием и развитием ребенка. Он разработал теорию работы с тугодумными детьми, основной постулат которой был: «Умственно отсталый ребенок не менее развитый, а иначе развитый».
Положенные в основу обучения по преимуществу интуитивные представления об особенностях психического развития детей с отклонениями, а также об их потенциальных возможностях в реальном педагогическом процессе постепенно усложнялись, обогащались и дифференцировались. Полученные практическим путем психологические знания представляли собой исключительно побочный продукт педагогической деятельности, оставаясь долгое время ее внутренним компонентом.
Период до конца XIX столетия можно рассматривать как особый этап в развитии специальной психологии, который характеризуется ее «включенным» состоянием в коррекционно-педагогический процесс; этап, на котором она еще не выделилась в самостоятельную форму познавательной деятельности со своим предметом и методами.
Формированию специальной психологии в качестве самостоятельной дисциплины во многом способствовало развитие экспериментальной психологии во второй половине XIX века. Уже к 90-м годам начали формироваться прикладные отрасли психологии. Первыми практическими сферами, в которых пытались использовать психологическое знание, были клиника и школа. Дефектологическая практика по своему содержанию занимала промежуточное положение между этими двумя областями. На становление специальной психологии как самостоятельной науки оказали сильное влияние педагогическая и медицинская психология, поэтому до сих пор прослеживается клинико-психологическая и психолого-педагогическая направленность исследований.
Бурное развитие специальной психологии в начале XX века неотрывно от особенностей культурного контекста европейской истории этого периода. Повышение интереса к детской тематике, появление особой науки — педологии, оказавшей сильное влияние на специальную психологию. Из педологии в последнюю пришли принципы динамического, системно-комплексного и сравнительного анализа. Генетическая идея, то есть изучение ребенка в процессе развития, стала доминирующей. Патологическая модель развития рассматривалась в педологии как неотъемлемый компонент знаний об общих закономерностях нормального процесса формирования детской психики.
В начале XX столетия в специальной психологии наблюдается активная внутренняя дифференциация: складываюся такие ее отрасли, как сурдопсихология, тифлопсихология и олигофренопсихология.
В конце XIX — начале XX века развивается система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии как в Европе, так и в России. Открываются новые школы, приюты, санатории. Доминировавший клинико-биологический подход начинает все более активно дополняться социально-педагогическим. Появляются многочисленные научные работы, посвященные различным проблемам специальной психологии. Их авторами были Е. Маляревский, В. П. Кащенко, А. В. Владимирский, И. Г. Оршанский и многие другие. В1915 г. был опубликован двухтомный фундаментальный труд Г. Я. Трошина «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей».
Важную для специальной психологии роль сыграл В. М. Бехтерев, создавший в одном из подразделений руководимой им Психоневрологической академии специальную лабораторию по изучению психики детей с отклонениями в развитии. Первые тестовые методики, с которых и начался психодиагностический бум XX века, были созданы в рамках специальной психологии и предназначены для дифференциальной диагностики в системе отбора детей в коррекционные учреждения.
Бурное развитие специальной психологии в дореволюционный период России было серьезно приостановлено до середины 20-х годов в связи со сложной политико-экономической ситуацией, сложившейся в результате революции, гражданской войны, массового голода и разрухи.
Постепенно к середине 20-х годов научно-исследовательские работы начинают возобновляться. Проводилось много исследований в различных институтах. По всей стране были созданы городские, краевые и районные педологические кабинеты, представляющие собой некий прообраз государственной психологической службы в области аномального детства (А. И. Эткинд) (особенно много в Москве и Ленинграде).
Центральным научно-исследовательским учреждением, возглавлявшим и координировавшим все российские изыскания в области специальной психологии, был созданный в 1919 г. Экспериментально-дефектологический институт.
Важной вехой следует считать открытие в 1929 г. в Москве научно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нем лаборатории специальной психологии, объединившей усилия молодых талантливых ученых. В их числе был Л.С. Выготский.Он придал специальной психологии характер сформированной науки с собственным предметом, методами, задачами и системой объяснительных принципов. Выготский не основал специальную психологию (как это часто утверждается), а способствовал ее окончательному оформлению и превращению в самостоятельную научную область. Это оказалось возможным благодаря его уникальным способностям продуктивно использовать опыт своих предшественников.
Центральной стратегической задачей Л. С. Выготского было создание новой теории развития психики. Результаты клинико-психологических исследований Л. С. Выготского составили основу созданной им культурно-исторической теории развития психики, а эта теория стала базой для отечественной специальной психологии.
Л. С. Выготским были сформулированы важнейшие положения специальной психологии к которым относятся следующие:
Ø О системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы;
Ø Об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка;
Ø Об идентичности факторов, обусловливающих развитие нормальных и аномальных детей;
Ø О первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка и об основных направлениях коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
Ø О коллективе как факторе развития ВПФ ребенка;
Ø Об изменении соотношения интеллекта и аффекта при умственной отсталости.
Ø О важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии.
В 30-ые гг. гонениям подвергаются психотехника, социальная психология, психоанализ. Спец-ым пост. ЦКВКП в 1936 г. ликвидируется педология. Критика работ Выготского.
Определенная активизация в психологии отмечалась в период Великой Отечественной войны и после ее окончания (преимущественно специальной психологии). Увеличение числа инвалидов остро поставило вопрос об их социально-психологической и трудовой адаптации. Вопросами реабилитации занимались многие отечественные психологи (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Б. И. Коваленко, В. С. Мерлин и многие другие).
Со второй половины 50-х годов начинается возрождение психологической науки в СССР.Восстанавливаются в правах идеи Л. С. Выготского. Получает дальнейшее развитие специальная психология, ориентированная на практику обучения детей с психическими отклонениями. Тематика исследований: изучение познавательных процессов, исследования эмоционально-волевой сферы, изучение личности, самосознания, межличностных отношений в условиях разных форм отклонений от нормального развития. Сами типологические группы рассматриваются шире как в клиническом, так и в возрастном аспектах.В объект специальной психологии стали включаться дети дошкольного и преддошкольного возраста, лица зрелого и пожилого возраста. В середине 60-х годов - проблема социальной адаптации и реабилитации, общественного бытия взрослых инвалидов в широком аспекте.
Подвергается трансформациии предмет разных разделов специальной психологии (расширяется).
Формируются новые направления специальной психологии, такие как психология детей с ЗПР, психология лиц с патологией опорно-двигательного аппарата. Закладываются основы логопсихологии, психологии детей, выросших в условиях материнской депривации, реабилитационной психологии. Изменяется состав учащихся коррекционно-воспитательных учреждений, усложняется структура психических расстройств (комбинированные сочетания разных аномалий). Эти нарушения создают качественно иные варианты отклоняющегося развития, не сводящиеся к простой сумме патологических элементов. Появление форм сочетанной патологии с неизбежностью ставит вопрос о специфике обучения и воспитания подобных детей, а это, в свою очередь, стимулирует проведение исследований своеобразия их психического развития. Закладываются основы новых разделов специальной психологии, возникающих на стыке традиционных.
Направления исследовательской работы в отраслях психологии:
1. Клинико-психологическое, для него хар-но сопоставление полученных психологических данных с особенностями основного нарушения, его глубиной, этиологией и патогенезом.
2. Психолого-педагогическое; с его позиций ребенок с отклонением рассматривается в контексте обучения и воспитания.
3. Социально-психологическое. Предметом его изучения является характер межличностых отношений, особенности процесса общения, групповая динамика, интерперсональное восприятие и т. п.
4. Консультативное направление. Это направление, начинающее оформляться в последнее время, связано с усилением внимания к фактору семейного воспитания детей-инвалидов, а также с процессом интегрированного обучения. Содержание этого направления включает оказание квалифицированной психологической помощи родителям и учителям проблемных детей.
Проблемное поле белорусской специальной психологии.
Проблемами сурдопсихологии занималась Григорьева Тамара Алексеевна («Развитие причинно-следственного мышления у глухих школьников» (1975г.)).
Тифлопсихологии – Ермолович Зоя Григорьевна (1972г.); Дьяков Дмитрий Григорьевич («Возрастная динамика переживания затруднительных ситуаций подростками с нарушениями зрения», 2007), Гаврилко Татьяна Ивановна («Динамика понимания эмоциональных состояний других людей слабовидящими младшими школьниками», 2003).
Первый нейропсихолог – Давидович Анна Александровна («Усвоение понятия числа и счетных операций первоклассниками с нейропсихологическими синдромами отклоняющегося развития», 2006г.)
В разное время проблемами олигофренопсихологии в Республике Беларусь занимались Алексина Лидия Ивановна («Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи» (1978); Апацкая Зинаида Антоновна («Особенности формирования графических образов и действий у умственно отсталых школьников» (1984); Процко Татьяна Александровна («Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников при решении словесно-образных задач» (1980); Слепович Елена Самойловна («Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии» (1978)).
Процко Т.А. долгие годы преподавала на дефектологическом факультете олигофренопсихологию. Она рассматривала особенности развития познавательных процессов, наглядного мышления в системной взаимосвязи со своеобразным развитием речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Елена Самойловна Слепович, профессор, первый доктор психологических наук в области коррекционной психологии в Республике Беларусь. Ее наиболее значимые работы в области олигофренопсихологии: «Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью», «Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью». Практика специальной психологии». После защиты докторской диссертации Слепович Е.С. (1994) создает научную школу. Под ее руководством защищено семь кандидатских диссертаций (А.И. Гаурилюс, Е.А. Винникова, А.М. Поляков, Т.И. Гаврилко, А.А. Давидович, Д.Г.Дьяков, В.М.Навицкая) по специальности коррекционная психология. В том числе четыре работы в области олигофренопсихологии: Гаурилюс А.И., Винникова Е.А., Поляков А.М., Навицкая В.М.
Специальная психология как наука об особенностях развития психики детей с нарушениями онтогенеза. Предмет, отрасли специальной психологии. Внутрисистемные и междисциплинарные связи специальной психологии.
Специальному психологу, учителю-дефектологу важно знание общих основ специальной психологии, единых закономерностей отклонений в развитии.
Как относительно самостоятельная отрасль прикладной науки специальная психология начала складываться в первое десятилетие 20-го ст. В процессе своего исторического формирования специальная психология изначально развивалась как многоотраслевая научная дисциплина, что было обусловлено её прикладным характером самой специальной психологии (ориент. на решение практических задач специального образования). Появлялись все новые группы детей с отклонениями в развитии, описывались все новые формы дизонтогенеза и формировались новые отрасли специальной психологии.