Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАПАДНЫЙ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР



ИСТОКИ И КОРНИ

Обычно историю театра как вида искусства начинают с VI ве­ка до нашей эры, поскольку именно к этому времени относятся дошедшие до нас описания разных праздников Древней Греции. В частности, празднеств в честь бога Диониса. Так как именно в Великих Дионисиях, в которых принимали участие тысячи людей и которые в Афинах проводились ежегодно, родилась великая дра­матургия Эсхила (525-465 годы до н.э.), Софокла (496-406 года до н.э.), Еврипида (480—406 годы до н.э.), Аристофана (446—385 годы до н.э.).

Но ведь и древнегреческие праздники не возникли на пустом месте. Ведь и у них были предшественники.

Уже в первобытном обществе, каким бы ни было у человека представление о создании мира — создан ли он живым великаном (так некоторые представляли космос) или создан сверхъестествен­ными существами из хаоса, мрака, воды — наш далекий предок ве­рил в то, что и великан, и эти сверхъестественные существа обла­дают магической силой, верил в то, что они легко меняют свое обличье, превращаясь то в зверей, то в чудовищ, наделенных неи­моверной силой и разными способностями, видевшими все и вся. Верили вто, что именно они управляют движением Солнца, звезд, сменой времен года, повелевают силами стихии, от которых зави­сит жизнь человека, что болезнь — это пожирающие души чудови­ща и т.д.

Бессилие первобытного человека в борьбе с природой поро­дило ее одушевление, веру в злых и добрых духов, обожествление их и поклонение им. По существу, это было религиозное верова­ние,'' и возникло оно из наивных представлений себя в этой при­роде, из бессилия первобытного человека в борьбе с этой приро­дой. Причем характеризуется эта вера в отличие от поздних рели­гий: христианства, ислама, иудейства — своим многобожием.

Многобожие, которое принято называть язычеством, было присуще не только первобытному обществу, не только рабовла­дельческому строю, а и рабовладельческим государствам. При этом, что очень важно отметить, поклоняясь многим богам, пер­вобытный человек, не могущий объяснить существование окружа­ющего его мира, очеловечивал природу, приписывая богам свои собственные чувства.

Рассуждая о рождении Театра массовых форм, нельзя не обра­тить внимания на то, что поклонение богам, состоявшее из закли­наний, заговоров и других магических действий, связанных с суе­верным представлением человека того времени о жизни, по свое­му содержанию, форме и последовательности носило обрядовый характер. Иначе говоря, было обрядовыми действиями.7

Но ведь в ритуальных действиях-обрядах первобытных пле­мен, о чем можно судить по дошедшим до нас наскальным рисун­кам, в общих танцах-заклинаниях, в магических заговорах -разве нельзя увидеть зачатки массовых действ? По моему разуме­нию, не только можно, но и должно. Вот почему мне представля­ется, что истоки театра, и прежде всего его массовых форм как объекта содержания и формы определенных действий, как зрели­ща (впоследствии — сценического действия) лежат в глубокой древности и зародились уже тогда. Конечно, эти общие ритуаль­ные действия-обряды, и прежде всего танцы-заклинания, были первыми весьма робкими шагами на пути к зарождающемуся, в том числе и Нетрадиционному, театру.

Вера в существование сверхъестественного мира, в управле­ние мира общественными силами есть мироощущение и мировоз­зрение, связанное с верой в бога. Л по сути? По сути я вправе го­ворить о религии. Пусть языческой, но религии.

Мне важен этот вывод потому, что дальнейшее становление вообще театра, как традиционного, так и Нетрадиционного (осо­бенно до появления в VI—V веках до н.э. великих драматургов), напрямую было связано с развитием религии во всех ее проявле­ниях. Ведь каждое обращение к богу, сначала языческому, потом христианскому, строилось по определенным, выработанным года­ми правилам. В результате эти правила практически определили все: и содержание, и словесную форму, и построение обращения к богу, и последовательность действий. То есть постепенно выраба­тывался ритуал, обряд религиозного действа. Не только вырабаты­вался, но и постепенно становился каноническим. Таким я вижу путь становления и развития любой религии. Не будет большой ошибкой, если скажу, что в основе любого религиозного действа лежит тот или другой обряд, «чин».

А в то же время такое действие, как правило, помимо своей содержательности и ритуала, было весьма зрелищным действом, имеющим свой сюжет: завязку, развитие, кульминацию, развязку. А раз так, то можно говорить, что еще в глубокой древности суще­ствовала пусть весьма примитивная, но драматургия.

Религиозные действа, как правило, складывались на основе того или иного предания. То есть того, что впоследствии стали на­зывать мифом*, как бы в качестве его инсценировки.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Мифы

До сегодняшнего дня идут споры о том, что является первич­ным: религиозный обряд или миф, создавался ли обряд па осно­ве мифа, или миф сочинялся в обоснование обряда. Я склонен ду­мать, что правы те, кто считает первичным все-таки миф. Но ка­кова бы ни была позиция, и те и другие тесно связывают миф с религией.

Обычно культовые мифы уже в те времена составляли главное содержание религиозных служб, то есть фактически были их сю­жетами.

Но было бы неверным считать, что мифы носили только рели­гиозный характер. Рожденные народной фантазией, народным творчеством, они в художественно-образной, поэтической форме повествовали о происхождении мира, жизни на земле, о богах и сказочных героях и в равной, а может быть и большей, степени говорили о быте, жизни и воззрениях народа в эпоху создания мифа, отражали опыт и чаяния народных масс.

Любопытно, что на протяжении столетий содержание мифов воспринималось как реальность, что боги, духи, герои связаны между собой чисто человеческими отношениями.

Конечно, мифы — вымысел, — вымысел, с помощью которого человек объяснял явления окружающего мира. При этом миф не жанр словесности, а повествование, выраженное в действенной форме: танцами, пантомимой, пением, аллегорическими картин­ками и другими художественными выразительными средствами. Не случайно говорится, что «миф и обряд в древних культурах в принципе составляют известное единство — мировоззренческое, функциональное, структурное»4. Более того, добавлю, мифы явля­ют собой содержание единого драматического действия.

Когда знакомишься с содержанием античных мифов, стано­вится ясно, что они как бы делятся на две категории: на героиче­ские, рассказывающие о подвигах богов и героев, и на мифы, объясняющие причину или происхождение какого-либо явления природы и человеческого бытия.

О древнегреческой мифологии мы судим по дошедшему до нас огромному числу письменных свидетельств. Прежде всего по до­шедшим до нас художественным произведениям: из сочинений Эсхила, Софокла, Еврипида, Фиокрита и, конечно, по «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. В последних все события излагаются поэтом как объективные явления, и реальности которых Гомер не сомневается. Так же, как, судя по «Теогонии», не сомневался и Гесиод.

По этим же источникам мы судим о проводимых в городах-го­сударствах Древней Греции празднествах.

Празднества

Их было множество. И проводились они в честь богов и геро­ев. Так, например, в чесгь Зевса празднества устраивались в Олим­пии — «Олимпийские игры» как символ единения и взаимного со­гласия древнегреческих полисов; в Фивах — в честь Эдипа; в Си­ракузах — в честь Менелая и Елены; в Дельфах — Аполлона. Они прсшодились в честь победы Аполлона над Пифоном и назывались «Пифийскиеигры»"1. По своему блеску и популярности эти праз­днества уступали только «Олимпийским играм».

В Александрии пышно праздновался священный брак Афроди­ты и юного Адониса. На второй день этою праздника статую Адо­ниса с причитанием и плачем несли к морю и погружали в волны. символизируя этим его (Адониса) возвращение в царство смерти.

В Афинах проводилось несколько земледельческих праздни­ков11 в честь богини Афины. Во время этих праздников происхо­дило омовение статуи Афины, а юноши приносили клятву граж­данского служения богине. Но наиболее распространенным праз­дником в честь Афины, ее государственной мудрости были «Вели­кие Панафинеи». Во время этого Афине приносились жертвы и происходила передача пеплоса1:.

В Элевсине близ Афин издревле проходили так называемые «Элевсинские мистерии»11. В их основе лежал миф о Деметре — бо­гине плодородия и земледелия — одного из самых почитаемых олимпийских божеств. Это было символическое действо, в риту­алах которого лежали различные религиозные церемонии и маги­ческие обряды.

Начиналось оно ночью. Вначале вереницы горожан с факела­ми в руках, под звуки тимпанов медленно двигались к берегу мо­ря. В ночи раздавались печальные возгласы идущих и стенания плакальщиц.

Тревожно колыхались огненные языки. Тысячи факелов выхва­тывали из темноты скорбные фигуры пришедишх к берегу людей, следящих за представлением, в котором изображалось горе Деме-тры, потерявшей дочь, ее поиски и радость возвращения дочери.

В мифе рассказывалось о том, что Аид — бог подземного цар­ства — с согласия Зевса похитил у Деметры дочь Персефону.

...Девять дней Деметра безуспешно разыскивала дочь. На де­сятый день, узнав от всевидящего бога Гели оса, кто похитил ее дочь, Деметра в гневе, преобразившись в старуху, покинула Олимп и стала странствовать по земле. И тогда земля перестала давать урожай. Наступил голод. Прекратились вообще приношения богам. Зевс — верховный бог греков, царь и отец богов и людей со­гласился вернуть дочь матери. Но с одним условием: чтобы Персе-фона часть года — 9 месяцев — проводила на земле с Деметрой, а остальное время года оставалась с Аидом в подземном царстве. Только тогда Деметра вернулась на Олимп и земля стала прино­сить плоды.

Нетрудно увидеть, что этот миф целиком связан с земледели­ем, со сменой времен года.

«Элевсинские праздники олицетворяли тайную связь меж жи­вым и мертвым, физическое и духовное очищение, и считаются, как и «Вакханалии Диониса» , одним из источников древнегрече­ской трагедии.

Праздник в честь бога Диониса (Вакха), покровителя виногра­дарей и виноделов, был не только веселым, но и одним из самых грандиозных в Афинах. По мифу Дионис учил людей виноделию и совершал чудеса: являлся в образах козла, льва, пантеры; заставлял бить из-под земли фонтаны вина, молока, меда.

Культ Диониса, широко распространенный среди простого народа (у аристократов он не был популярен), сопровождался играми и обрядами. Особый расцвет празднеств Диониса прихо­дится на середину VI века до н.э. Связано это было с укреплением общественных идеалов в самой гуще народных масс. Это были го­ды правления в Афинах Писистрата, годы огромных изменений в жизни города-государства.

Во время правлении Писистрата были проведены реформы в интересах земледельцев: конфискованные земли у афинской зе­мледельческой знати он раздавал сельской бедноте; чеканилась государственная монета; было создано наемное войско; организо­вано общественное строительство: строились рынки, водопровод, гавань в Пирее, храмы и другие сооружения. Центр Афин превра­тился в единый архитектурный комплекс, посвященный славе Отечества и его доблести.

Именно тогда одним из важнейших государственных праз­дников Афин стало празднество в честь одного из самых популяр­ных богов Древней Греции, так называемые «Великие Дионисии».

Собственно, это было несколько праздников, которые проводи­лись ежегодно. В них были и торжественные шествия через весь город, и культовые церемонии, и состязания. Причем в каждом празднике специально предусматривались моменты для непосред­ственного участия народа в веселье. Именно в «Дионисиях» гораз­до больше, чем в друтих праздниках, представлялась полная сво­бода самовыявления.

Начинался цикл этих праздников с «Малых (сельских) Дио­нисий», приуроченных к первой пробе молодого вина. Шел этот праздник один день с утра до ночи и состоял из различных весе­лых шествий с шутками, танцами, распеканием песен и всевоз­можных игр.

Второй праздник Диониса, который назывался «Линей»1-1, проходил в самих Афинах. По характеру он не очень отличался от «Малых Дионисий», но проходил гораздо торжественнее, да и продолжался несколько дней. Кстати, именно во время Линей в V веке до н.э. впервые в Афинах стали проводиться театральные состязания как составляющие единое целое с проводимым праз­дником.

Третий праздник в честь Диониса — «Антестерий», проводил­ся в других городах. Праздновался он три дня в начале весны, в ме­сяце, носившим название Антестерион. Месяце, когда природа пробуждалась от зимней спячки и приготовленное осенью моло­дое вино становилось годным к употреблению.

Первый день Антестерий назывался «Днем открытия бочек» и был посвящен детям и пробе нового вина. Каждый хозяин совер­шал возлияние богу новым вином. При этом все домочадцы пре­давались веселью. Учителям в этот день платили за год за обуче­ние, детям раздавали подарки.

С утра все афиняне с детьми спешили на площадь, где в этот день открывался рынок игрушек. Целый день был заполнен звон­ким детским смехом.

Второй день Антестерий назывался «Кружки». Каждый афи­нянин приносил с собой вино и пил из своей кружки. В этот день привозили в город статую Диониса, после чего совершался мистический брак бога с женой архонта-царя. По Афинам устраивались импровизационные шествия ряженых. Мужчины в облике козло­ногих сатиров, а спутницы Диониса — вакханки, одетые в увитые плюшом и виноградными листьями шкуры диких ж-ивотных, бы­ли увенчаны еловыми шишками и венками из того же плюща. В руках они держали тирсы-посохи, которые «самостоятельно ука­зывали верную дорогу».

Шествия эти, во многом связанные с древними магическими обрядовыми переодеваниями, носили весьма шумный характер и часто переходили в неистовые оргии, освобождая человека от обычных запретов.

Последний день праздника Антестерий носил название «Горшки» и был посвящен Гермесу — проводнику умерших душ в подземное царство. (Об умершем говорили: «Его душу исторгнул Гермес».)

В этот день жители города выставляли горшки с вареными бобами для душ умерших. Считалось, что в этот день покойники выходят из могил и их души находятся в домах родственников до тех пор, пока в конце дня их не изгонят словами: «Вон, керы (ду­ши), Антестерия кончилась!»

Этот же последний день, который считался нечистым — хра­мы олимпийских богов были закрыты, двери домов обмазывались смолой, люди жевали листья терновника для защиты от опасных пришельцев1-.

Поскольку Антестерий были порождены культом Диониса, то этот праздник был одновременно и радостным, и печальным по­миновением душ умерших. Ведь Дионис был не только богом ра­стительности и прежде всего вина, но и богом умирающей и вос-кресаюшей природы. Словом, последний день Антестерий посвя­щался памяти умерших.

Самым главным был четвертый праздник — «Великие Дио­нисии».

Он длился четыре дня. В эти дни кредиторам было запреще­но преследовать должников, судьям — провинившихся. Запреще­ны были и аресты. Преступников даже выпускали на поруки.

Начинался первый день с торжественных шествий от храма Диониса. Затем процессия шла по улице Треножников в парк Ака-демиа, где у статуи Диониса выступали хоры мальчиков. Они ис­полняли так называемые «Дифирамбы» — культовые песни, про­славлявшие Диониса. (Впоследствии дифирамбические хоры ис­полнялись в честь героев и других богов.)

Состязания детских хоров продолжались весь день. На закате солнца все и участники, и зрители — с песнями возвращались в город. К этому времени наступала ночь. И тогда при свете факе­лов, под аккомпанемент кифар, тимпанов и флейт начинались пляски и песни, исполняемые всеми собравшимися. Песни эти, как правило, не только носили обличительный характер, высме­ивали лиц, навлекших на себя недовольство, но и были весьма фривольными. По улицам до рассвета бродили веселые толпы ря­женых, устраивавшие всевозможные игры, состязания, соревно­вания, которые втягивали в свою орбиту огромную массу горожан.

На следующий день, утром, начиналось состязание мужских хоров, которое продолжалось два дня111.

В четвертый день «Великих Дионисий» в огромном амфтс-атре, носившем имя бога, открывались трехдневные драматиче­ские состязания. Начинались они торжественным прологом, в ко­тором участвовали выходившие под звуки труб судьи, герои войн и граждане, совершившие подвиги во имя Отечества. Содержание пролога всегда носило политический и общественный характер.

После окончания пролога под звуки труб начиналось своеоб­разное представление о Дионисе.

Как мы видим, этот праздник (да и другие, может быть, не так ярко, как «Дионисии») как бы сочетал в себе три начала: ри­туальное — с жертвоприношениями и шествием в честь Диониса; гражданское — общегородские состязания в беге, песнях, пля­сках ( обычно каждый район Афин готовил свою команду для со­стязаний); зрелищное — выступления мимов, жонглеров и т.д.

В V веке до н.э. в состав «Великих Дионисий», как и в «Ли­ней», включались представления произведений драматических поэтов: трех трагиков и трех комедиографов.

Постановки трагедий во время «Великих Дионисий» начались в 534 году до н.э., комедий — около 487 года до н.э. Собственно, это было своеобразное соревнование драматических произведе­ний, которое оценивало специальное жюри, состоящее из пред­ставителей афинских административных кругов (фил). В послед­ний день празднества это жюри присуждало места показанным спектаклям. Причем отдельно за трагедии и за комедии. Эти со­стязания, все больше уходившие от религиозных канонов, по су­ществу, были кульминацией народных празднеств.

И хотя нет прямых доказательств, есть все основания предпо­ложить, что каждый район Афин, тщательно готовясь к праздни­ку, создавал что-то вроде, как бы мы сегодня сказали, сценарного плана, в котором, не выходя из общегородских рамок, намечались действия своих участников. А это означает, что всей подготовкой выступления района на празднике кто-то руководил, кто-то ее ор­ганизовывал. То есть в какой-то степени выполнял, как бы мы те­перь сказали, функции, присущие режиссеру.

Хороводы

Другим неотъемлемым элементом древнегреческих праз­днеств, истоки которого лежат в глубине веков, были хороводы'7. Пожалуй, самое яркое описание хоровода того времени мы можем найти в «Илиаде» Гомера:

...Юноши в хоре и девы, для многих желанные в жены, За руки, взявши друг друга, на этой площадке плясали. Девушки были в прекрасных венках, а у юношей были

Из серебра ремни, на ремнях же ножи золотые.

Быстро они на проворныхногах в хороводе кружились,

Так же легко, как в станке колесо под рукою привычной,

Если юршечник захочет проверить, легко ли вертится.

Или плясали рядами, один на других надвигаясь. Много народа теснилось вокруг, восхищаясь прелестным

Тем хороводом...

«Великие Дионисии» в те времена стали символом народного веселья. В то же время это были многодневные массовые действа, в которых причудливо сочетались мифология и реальная жизнь и которые отличались не только массовостью, по и препосходной организацией.

Именно в этих празднествах, создателем и участником кото­рых были сами горожане и в которых, пожалуй, впервые в зрелищ­ных искусствах главным героем стал народ, развивались свои соб­ственные особые эстетические критерии.

Массовые празднества проходили во многих городах-государ­ствах Древней Греции. Думаю, не ошибусь, сказав, что в этих гран­диозных массовых действах, оставивших заметный след в истории не только театра, но и в мировой культуре, выражались патрио­тизм, мужественность и радость бытия простого народа.

Но с упадком в Древней Греции демократии, исчезли и народ­ные празднества, так как они были лишены своей идеологической основы. А без этого праздник терял смысл и цель.

ДРЕВНИЙ РИМ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.