Сфера социального является объектом изучения исследователей. В истории философской мысли хорошо известны работы Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона, Макиавелли, А.Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Маркса, которые рассматривали в своих трудах социальные проблемы, изучение которых позволяет не только знать социальную философию, но и видеть место человека в этом процессе.
Марксизм- ленинизм учит, что положение личности в обществе следует рассматривать конкретно, в зависимости от характера каждого экономического и общественного строя.
Личностные качества человека и особенности становления характера личности проясняются через некоторые исследования ученых ХХ века, которые указывают на некоторые уровни этого становления, а именно:
Собственно социальный ,особенная культура, нравственность.
Таким образом любая личность имеет свое определенное место в социально- политической жизни общества и имеет свои обязательства, соответственно этому имеет защищенные законом права. Поэтому личность, занимая социально- политическое положение имеет свой социальный статус, который в некоторых случаях позволяет ему влиять на ход формирования гражданского общества.
Сегодня же источник демократического устройства жизни общества находится там, где человек проявляет свои способности и удовлетворяет свои интересы свободно, сообразуясь с их логикой и содержанием.
Механизм включения человека в общественную жизнь имеет свои особенности. В духовной сфере- переход от узких групповых политических ценностей к общегражданским ценностям формирующим консолидированное общество.
Контрольные тесты:
1.Филосовское учение, признающее одно начало мира, единую субстанцию всего сущего
А) эмпиризм
В) пантеизм
С) дуализм
Д) рационализм
Е) монизм
2.Какому способу мышления присуще формирование парных, полярных категорий?
А) Синергетика
В) Диалектике
С) Софистике
Д) Эклектике Е) Метафизике
3.Высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит
А) Эпикуру
В) Пифагору
С) Сократу
Д) Гераклиту
4. В средневековье философия выпускает как
А) Человеческий рассудок
В) «служанка Богословия»
С) рациональная сущность человека
Д) культ знания
Е) радостное восприятие жизни
5.Метод научного познания предложенный Рене Декартом
А) дедуктивный
В) схоластический
С) индуктивный
Д) эмпирически
Е) аналогий
6.К какому направлению относится марксистская философия в объяснении мира?
А) Диалектико-материалистическому монизму.
В) Дуалистическому направлению.
С) Объяктивно-материалистическому монизму.
Д) Плюралистическому объяснению мира
Е) Философско-религиозному монизму
7.Материалистическое понимание истории впервые было разработано:
А) Г.Плехановым
В) П.Гольбахом
С) Ф.Вольтером
Е) К.Марксом
8.Главная особенность традиционной философии казахов;
А) Идеализм.
В) Геоцентризм.
С) Суфизм.
Д) Космоцентеризм.
Е) Материализм
9.Представитель славянофильства в России ХIХ в;
А) Аристотель, Платон
В) Кант, Гегель
С) Хомяков.А.С., Киреевский И.В.
Д) Конфуций, Мо-цзы
Е) Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г.
10.Кто является создателем материалистической диалектики?
А) Ленин
В) К. Маркс.
С) Аристотель
Д) Плеханов
Е) Гегель
11.Идеология это:
А) Система идей, и взглядов политиков.
В) Система идей, и взглядов среднего класса.
С) Система идей, и взглядов интеллигенции
Д) Система идей и взглядов, которые принадлежат всем
Е) Система идей, взглядов и принципов, которые отражают позиций определенных социальных групп
12.Каково соотношение между производителями силами и производственными отношениями?
А) Производственные отношения могут быть изменены произвольно, в зависимости от масштаба радикальных людей.
В) Производительные силы и производственные отношения являются двумя одинаково важными сторонами способа производства.
С) Уровень развития производительных сил определяется уровень и характер развития производительных отношений.
Д) Производственные отношения являются активной стороной в развитии общества.
Е) Производительные силы общества могут развиваться независимо от социально- исторических условий.
13. На каком этапе развития общества возникают социальные
группы,
А) В феодальном обществе
В) В буржуазном обществе
С) В рабовладельческом обществе Д) В социологическом обществе
Е) В первобытном обществе
14.Понятие прогресс означает:
А) движение назад
В) вращательное движение колеса
С) вызов и ответ
Д) поступательное движение вперед
Е) падение и взлет
15.Святоотеческая литература, совокупность философских, религиозных и социально- политических учений отцов церкви есть:
А)патристика
В) номинализм
С) концептруализм
Д) схоластика
Е) реализм
16. Дедуктивный метод познания Декарта означает логическое умозаключения от:
А) опыта к теории
В) конкретного к абстрактному
С) общего к единичному
Д) единичного к общему
Е) чувств к разуму
17.Автор поэмы « Заблудившаяся жизнь»
А) Торайгыров
В) Байтурсынов
С) Кунанбаев
Д) Дулатов
Е) Кудабардиев
18.Пространство и время в научно- философском понимании– это:
А) Природные формы чувственности
В) Формы индивидуального сознания
С) Отношения между объектами и процессами
Д) Атрибуты и формы бытия материй
Е) «Вместилище атомов»
19. «Государством должны управлять философы»,- сказал:
А) Платон
В) Эпикур
С) Сократ
Д) Аристотель
Е) Анаксагор
20 «Бытие-с-другим» Ж.-П. Сартр характеризует как
А) Вечную любовь
В) Взаимопонимания
С) Вечную старость
Д) Обоюдную толерантность
Е) Вечный конфликт
21.В высказывании А.Бутлерова «Мы намеренно заставляем происходить то или другое и заставляем происходить так, чтобы наблюдение делалось особенно удобным; мы устраняем то или другое из окружающих обстоятельств, наблюдаем изменения, которые появляются при этом устранении , делаем свои заключения» раскрывается метод:
А) измерения
В) анализа
С) эксперимента
Д) описания
Е) индукции
22.Выберите правильное суждение:
А) Научные открытия совершаются сразу путем озарения.
В) Развитие осуществляется через эволюционный путь.
С) Результат любой деятельности зависит от объема усвоенного материала.
Д) Развитие предполагает единства эволюционного и революционного способов изменения
Е) Развитие протекает через революционный путь
23.Главная отличительная черта древнегреческой философии есть:
А) наукоцентризм
В) космоцентризм
С) антропоцентризм
Д) социоцентризм
Е) теоцентризм
24.Витгенштеин в своем главное произведении «Философские исследования» трактует философию как:
А) метафизику
В) форму мировоззрения
С) учение о человеке
Д) обоснования бытия бога
Е) активность, направленную на прояснение языковых выражений
14. Философия, энциклопедический словарь. М., 1998
15. Козлов Н.Философские сказки. М.,2001
16. Блауберг Краткий словарь по философии. М.,1982
17. Калашников В.Л.Губин В.Д.Философия. М., 2002
18. Драч Г.В.Культурология. М.-2002
19. Радугин А.А. Культурология М.-2002
20. Полищук В.И Культурология М.-2002
21. Маркова А.Н Культурология М.-2001
22. Философия права Алексеев А.С.М-1998.
Журналы
23. Вопросы философии
24. Саясат.
25. Мысль
26. Общественные науки и современность
Интернет-источники:
www//Yandeks, www//Aport
Тестовые вопросы для подготовки к контролю знаний
1. Автор работы «Страх и трепет»:
А. Бодрийяр.
В. Бердяев.
С. Кьеркегор.
D. Фуко.
Е. Соловьев.
2. «Родина» прагматизма:
А. Англия.
В. Греция.
С. Германия.
D. Россия.
Е. Америка.
3. Проблему научной рациональности И. Лакатос связывает с проблемой:
А. Удовлетворительной методологии.
В. Методологического сомнения.
С. Детерминирован логикой.
D. Детерминирован опытом.
Е. Исторического релятивизма.
4. Новейшее направление, представленное в современном поструктурализме в работах Делеза и Гватари:
А. Номадология.
В. Космология.
С. Археология.
D. Астрология.
Е. Архитектура.
5. Основоположник неорационализма:
А. Поппер К.
В. Лакатос И.
С. Фейерабенд П.
D. Ильенков Э.
Е. Башляр Г.
6. Основы герменевтики как общей теории интерпретации заложены немецким философом:
А. Кантом И.
В. Гегелем Г.В.
С. Марксом В.
D. Шлейермахером. Ф.
Е. Ницше Ф.
7. Согласно учению какого представителя философской герменевтики сущность знания заключается в том, что оно не только выносит правильное суждение, но одновременно с этим и на тех же основаниях исключает неправильное:
А. Гадамера.
В. Лакатоса.
С. Канта.
D. Гегеля.
Е. Рикера.
8.Аналитическая философия возникла в:
А. Америке.
В. России.
С. Казахстане.
D. Англии.
Е. Германии.
9. Создателем структурной антропологии является:
А. Леви – Стросс.
В. Соссюр Фердинанд.
С. Поль Рикер.
D. Фуко Мишель.
Е. Мур Джордж.
10. На формирование структурализма огромное влияние оказал:
А. Леви – Стросс.
В. Соссюр Фердинанд.
С. Поль Рикер.
D. Фуко Мишель.
Е. Мур Джордж.
11. Представителем «негативной диалектики» является:
А. Леви – Стросс.
В. Соссюр Фердинанд.
С. Поль Рикер.
D. Адорно Теодор.
Е. Хаберсмас Юрген.
12. По Сартру Ж.-П. злая человеческая судьба состоит в том, что в нем едины:
А. Бытие и ничто.
В. Бытие и время.
С. Пространство и время.
D. Добро и зло.
Е. Надвременность зла.
13. Dasein – понятие философского учения:
А. Леви – Стросс.
В. Хайдеггера Мартина.
С. Поль Рикер.
D. Фуко Мишель.
Е. Мур Джордж.
14. По Хайдеггеру М. сущностью человеческого бытия является:
А.Открытость, устремленность к иному..
В. Закрытость.
С. Самопознание.
D. Самокопание.
Е. Самореализация.
15. Основателем феноменологии считается:
А. Гуссерль Эдмунд.
В. Соссюр Фердинанд.
С. Поль Рикер.
D. Хайдеггер Мартин.
Е. Мур Джордж.
16. Согласно «трансцендентальной феноменологии» Гуссерля, субъектность есть:
А. Всякое отрицание субъектно-объектных отношений.
В. Признание главенствующей роли субъекта над объектом.
С. Отрицание субъектно-объектных отношений.
D. Все вместе.
Е. Фундаментальное условие всякого познания.
17. Фрейд строит следующую модель человеческой психики:
А. Здоровая и больная.
В. Исследованная и неисследованная.
С. Бессознательное, предсознательное и сознательное.
D. Сознательное, которое может контролировать все сферы.
Е. Ничего о психике не пишет.
18. Фальсификацию, как метод демаркации, рассматривал:
А. Гуссерль Эдмунд.
В. Соссюр Фердинанд.
С. Поппер Карл.
D. Хайдеггер Мартин.
Е. Мур Джордж .
19. Концепцию «роста знания» выдвигает:
А. Гуссерль Эдмунд.
В. Соссюр Фердинанд.
С. Поль Рикер.
D. Хайдеггер Мартин.
Е. Поппер Карл.
20. Представители этого направления осмыслили ситуацию разочарования во всякого рода квазибожествах, пришли к убеждению бессмысленности поклонения человека чему-либо или кому-либо:
А. Позитивизма.
В. Платонизма.
С. Постмодернизма.
D.Экзистенциализма.
Е. Антропологии.
21.Понятие «стадия зеркала» в процессе осмысления человеком своего Я, вводит:
А. Лакан Жак.
В. Соссюр Фердинанд.
С. Поль Рикер.
D. Хайдеггер Мартин.
Е. Мур Джордж.
22.Термин «постмодернизм» в культурный оборот был введен в:
А. В конце 19 века.
В. Начале 18 века.
С. В 20-30-ые годы 20 века.
D. В 70-ые годы 20 века.
Е. В 21 веке.
23. В Германии идей экзистенциальной философии первоначально были сформулированы:
А. Карлом Марксом.
В. Людвигом Фейербахом.
С. Мартином Лютером.
D. Карлом Ясперсом.
Е. Гегелем.
24.Автором работы «Бытие и время» является:
А. Фуко.
В. Бодрийяр.
С. Лакатос.
D. Хайдеггер.
Е. Гадамер.
25. Кто из перечисленных философов не относится к представителям философии 20 века:
А. Поппер.
В. Камю.
С. Сартр.
D. Кант.
Е. Рассел.
26. Основные представители структурализма:
А. Леви - Стросс, Фуко, Лакан.
В. Платон, Демокрит. Эпикур.
С. Фрейд, Энгельс, Кант, Фихте.
D. Маркс, Энгельс, Фейербах.
Е. Августин, Ф. Аквинский.
27. Теория или модель, принятая в качестве образца решения задач:
А. .Гипотеза.
В. Парадигма.
С. Парадокс.
D. Конструкция.
Е. Аксиома.
28. Кому из философов 20 века принадлежала работа «Бытие и время»:
А. Сартр.
В. Кун.
С. Гегель.
D. Хайдеггер.
Е. Рассел.
29. Свою позицию К. Поппер определяет как:
А. Логический позитивизм.
В. Эмпиризм.
С. Рационализм.
D. Аналитическая философия.
Е. Критический рационализм.
30. «Человек – машина» - примета какой эпохи:
А. Античность.
В. Средневековье.
С. Эпоха Возрождения.
D. 21век.
Е. 20 век.
31. Автор произведения «Осень Средневековья»:
А. Витгенштейн.
В. Рассел.
С. Конт.
D. Хайдегер.
Е. Сартр.
32.Основатель положения – Парадигма:
А. Сартр.
В. Камю.
С. Риккерт.
D. Э. Кассирер.
Е. Кун Т.
33. «Мораль – это механизм господства над себе подобными. Ее придумывают слабые люди против сильных – так считал:
А. М. Шелер.
В. Ф. Ницше.
С. Л. Витгенштейн.
D. Э. Гуссерль.
Е. В. Дильтей.
34.Принцип фальсификации был введен в научно-философский оборот:
А. Карнап.
В. К. Поппер..
С. Л. Витгенштейн.
D. К. Маркс.
Е. Куном.
35. «Умирая, культура перерождается в цивилизацию» кому принадлежат эти слова:
А. Ф. Ницше.
В. А. Шопенгауэр.
С. О. Шпенглер.
D. Ж.П. Сартр.
Е. А. Камю.
36.Основателем школы « философской антропологии» является:
А. Геллен.
В. Ф. Ницше.
С. О. Шпенглер.
D. М. Шелер.
Е. К. Ясперс.
37. Трактовка свободы в экзистенциализме:
А.Свобода – это принуждение.
В.Свобода – это произвольность человеческих поступков.
С.Свобода – это познанная необходимость.
D. Свобода – это действие в соответствии с долгом.
Е. Свобода – это возможность выбора самого себя.
38. Что такое парадигма по Т. Куну:
А. Научное мировоззрение.
В. Разницы науки.
С. Единая точка зрения, разделяемая научным сообществом..
D. Система символов в науке.
Е. Система знаков.
39. Камю считал, что «на колеснице всех социальных бурь написано»:
А. Свобода.
В. Низость.
С. Необходимость.
D. Демократия.
Е. Популярность
40. «Номадические сингулярности» - понятие философии:
А.. Делеза Жиль.
В. Гваттари
С. Поппера Карла.
D. Хайдеггера Мартина.
Е. Мура Джорджа.
41.Понятие структурности мира Ж. Делез заменяет понятием: