5. Проблемы разума и веры в средневековой философии
Показать основные категории философии. Теоцентризм, иерархизм, символизм, теологизм, универсализм, историзм.
Августин Блаженный «Аврелий» (354 -430 гг.) – епископ гиппонский (Сев. Африка), христианский, богослов и философ-мистик, представитель патристики (христ. Богословие 1-8 вв. основано апологетами «отцами церкви» отстаивавших вначале догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией). Все его мировоззрение носит ярко выраженный характер, подчиняясь принципу: «Без веры нет знания, нет истины» Его основное произведение «О граде божьем». Здесь он развивает христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталически, как результат божественного предопределения. В этом произведении, он «земному граду» противопоставляет «град божий»-всемирное господство церкви. Это учение сыграло роль в борьбе пап против светских феодалов.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.)-итал.католический теолог, монах, ученик Альберта Великого, в 1323 г. был причислен к лику святых. Основной принцип его учения – гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается Аквинатом в созданный богом иерархический порядок. Его основные произведения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии».
Концепция креационизма, «схоластика» - теория университетов «патристика» - учение отцов церкви. Проблемы разума и веры, сущности и существования, спор двух направлений: реализм и номинализм. Способы доказательства существования Бога.
Контрольные тесты:
1. Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства:
А. Средневековье
В. Возрождение
С. Новое время
Д. Античность
Е. Новейшее время
2. Занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
А. Средневековье
В. Возрождение
С. Новое время
Д. Античность
Е. Новейшее время
3. Идеалистическая ориентация большинства философских систем этого периода диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего".
А. Средневековье
В. Возрождение
С. Новое время
Д. Античность
Е. Новейшее время
4. В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
А. Средневековье
В. Возрождение
С. Новое время
Д. Античность
Е. Новейшее время
5. Такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.
А. Теоцентризм
В. Креационизм
С. Провиденциализм
Д. Патристика
Е. Номинализм
6. Принцип …………… распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
А. Теоцентризм
В. Креационизм
С. Провиденциализм
Д. Патристика
Е. Номинализм
7. Принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении:
А. Теоцентризм
В. Креационизм
С. Провиденциализм
Д. Патристика
Е. Номинализм
8. Система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
А. Теоцентризм
В. Креационизм
С. Провиденциализм
Д. Патристика
Е. Номинализм
9. Совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
А. Теоцентризм
В. Креационизм
С. Провиденциализм
Д. Патристика
Е. Номинализм
10. В этом направлении выделяется три этапа: 1) апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения; 2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику:
А. Теоцентризм
В. Креационизм
С. Провиденциализм
Д. Патристика
Е. Номинализм
11. Представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы:
А. Схоластика
В. Креационизм
С. Провиденциализм
Д. Патристика
Е. Номинализм
12. В средние века прошла тир этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.):
А. Схоластика
В. Креационизм
С. Провиденциализм
Д. Патристика
Е. Номинализм
13. Остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами:
А. В средневековой философии
В. В философии Античности
С. В философии Нового времени
Д. В философии эпохи Возрождения
Е. В философии современности.
14. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно, между:
А. Западниками и славянофилами
В. реалистами и номиналистами
С. Либералами и демократами
Д. Тори и виги
Е. Правыми и левыми
15. Представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания:
А. Номинализм
В. Реализм
С. Креационизм
Д. Провиденциализм
Е. Патристика
16. Показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека.
А. Номинализм
В. Реализм
С. Креационизм
Д. Провиденциализм
Е. Патристика
17. Предметы природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий:
А. Номинализм
В. Реализм
С. Креационизм
Д. Провиденциализм
Е. Патристика
18. Самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья. В 1244 г. Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте Кассино, что вызвало решительный протест семьи:
А. Фома Аквинский
В. Аврелий Августин
С. Пьер Абеляр
Д. Эразм Роттердамский
Е. Т.Мор
19. В 1252г в Парижском университете выходит ряд его теологических трудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над "Философской суммой".
А. Фома Аквинский
В. Аврелий Августин
С. Пьер Абеляр
Д. Эразм Роттердамский
Е. Т.Мор
20. Завершает начатую еще в Париже "Философскую сумму" (1259-1269 г.г.), пишет труды, так же приступает к работе над главным трудом своей жизни - "Теологическая сумма":
А. Фома Аквинский
В. Аврелий Августин
С. Пьер Абеляр
Д. Эразм Роттердамский
Е. Сигер Брабантский
21. Осенью 1269г. по указанию римской курии он отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и их главы Сигера Брабантского, а также полемику против консервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма:
А. Фома Аквинский
В. Аврелий Августин
С. Пьер Абеляр
Д. Эразм Роттердамский
Е. Сигер Брабантский
22. В этом споре он занял собственную позицию, выступив как против тех, так и других Августианцев он упрекал за консерватизм и неприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей его жизни:
А. Фома Аквинский
В. Аврелий Августин
С. Пьер Абеляр
Д. Эразм Роттердамский
Е. Сигер Брабантский
23. После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор". В 1323г., во время понтификата папы Иоанна XXII, он был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви":
А. Фома Аквинский
В. Аврелий Августин
С. Пьер Абеляр
Д. Эразм Роттердамский
Е. Сигер Брабантский
24. Характерная черта этой эпохи - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя: