Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экзистенциальная философия.



2. История экзистенциальной философии

3. Основные экзистенциалисты.

4. Восстребованность философии экзистенциализма.

Экзистенциализм (существование) – философия существования – иррационалистическое направление в современной буржуазной философии, возникшее (после первой мировой войны – в Германии, затем во Франции; после второй мировой войны в других странах, в том чичле США), как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего настроениям буржуазной интеллигенции. Термин «экзистенциализм» введен неокантианцем Хейнеманом. Идейные истоки экзистенциализма – философия жизни, феноменология Гуссерля, религизно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм: религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю).

По утверждениям философов- экзистенциалистов, основной поорок рационального мышления состоит в том, что оно исходило из принципа противоположности субъекта и объекта, т.е. разделяло мир на 2 сферы:объективную и субъективную. Всю действительность в том числе и человека, рациональное мышление рассматривало только как предмет, как «сущность», как нечто чуждое человеку.

Мартин Хайдеггер - основной категорией идеалистической философии, является «временность», понимаемая им, как внутренне переживание человека. Первичным Хайдеггер считает «настроение», т.е. формы стихийного, неразвитого сознания. Априорными формами являются забота, тревога, страх и т.д. Они составляют субъективное бытие человека, которое Хайдеггер называет «бытием в мире». Человек, согласно Хайдеггеру, в состоянии увидеть значимость и наполненность каждого момента жизни и освободиться от «идолов общественного бытия» - целей, «идеалов», «»научных абстракций. У Хайдеггера есть понятия «dasman» (взаимозамещаемость, при которой появляется некая фикция среднего человека, по сути, отчужденный человек повседневности – несобственный, исчезновение индивидуальности) «dasein» (Своеобразие, самость человека противится растворению в man)

Эдмунд Гуссерль – нем. Философ-идеалист, основатель феноменологической школы. Истоки его философии – учение Платон, Лейбница, Брентано. Теоретические программы Гуссерля – превращение философии в строгую науку, создание чистой логики научного знания. С этой целью, по мнению Гуссерля необходимо предварительно выделить в чистом виде логические категории и законы. Претендуя на мировоззренческую нейтральность в философии, Гуссерль пытался выделить «чистое сознание», отделенное отбытия и сознания конкретного субъекта (индивида). Таким образом, достигаются «чистые сущности» в духе объективного платоновского идеализма. Взгляды Гуссерля по преимуществу, субъективно – идеалистические, поскольку предмет, объект познания, с его точки зрения не существует вне направленного на него сознания субъекта. Критерий истины – личные переживания субъекта. Основные работы: «Логические исследования» (1900,1901), «Кризис европейских наук» и «Трансцендентальная феноменология» (1954), «Первая философия» (1956, 1959)

Карл Ясперс – ведущий представитель немецкого экзистенциализма, проф. Университета в Базеле, психиатр (это во многом определило его понимание философских проблем). Ясперс, в психопатологических явлениях «Всеобщая психопатология» (1913) видит не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком своей индивидуальности.

Любая рациональная картина мира – еще не есть знание: она является лишь «шифром бытия» и всегда нуждается в толковании. В неразумном, понять разумное, являющимся как источник высшей мудрости. («Разум и экзистенция» 1935)

Специфика экзистенциализма Ясперса, ярче всего проступает в его учении о «пограничных ситуациях». Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайших потрясений (болезнь, смерть, неискупимая вина, страх и.т.д), именно в эти моменты происходит «крушение шифра», происходит «озарение» «экзистенции».

Камю Альбер – фр. Философ и писатель. Лауреат Нобелевской премии (1957). Основные произведения «Миф о Сизифе», «Чума», «Взбунтовавшийся человек». Воззрения Камю сложились под влиянием Шопенгауэра, Ницше и немецкого экзистенцилизма. Согласно Камю, внешний мир, универсум – состояние субъекта; единственно философской проблемой является «проблема самоубийства». Этические взгляды Камю проникнуты крайним пессимизмом: Человек всегда находится в «абсурдном состоянии», наталкивается на «абсурдные ситуации». (Ревность, честолюбие, эгоизм, хвастовство) и его удел – бессмысленная и бесцельная деятельность.

Жан-Поль Сартр - фр. философ, писатель. Основные работы: «Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм – это гуманизм» (1947), «Критика диалектического разума» (1960). Взгляды Сартра слоились под влиянием Гуссерля и Хайдеггера. Имеется определенная связь между философией и учением Кьеркегора; на Сартра оказал известное воздействие и метод психоанализа Фрейда. Для его философии характерны антропоцентризм и субъективизм. Человек мыслиться им, как «бытие для себя», от которого производны такие формы «бытие в себе» (т.е. объективного мира), как пространство и время, количество и качество и т.п.

1. Что означает термин «позитивизм»:

А. Чувственный.

B. Опытный.

C. Разумный.

D. Положительный.

E. Отрицательный.

2. Кто считал, что «идеально-психическое (и прежде всего, «оно» – бессознательное) становится основой истории человечества, морали и искусства:

А. Шопенгауэр.

B. Мах.

C. Фрейд.

D. Милль.

E. Ницше.

3. Ф. Ницше, являясь основателем «философии жизни» в основу своей философии положил понятие:

А. Воля.

B. Жизнь.

C. Бытие.

D. Экзистенция.

E. Подвиг.

4. З. Фрейд раскрывает концепцию бессознательного в…

А. Учении об анамнезе.

B. Учении об эйдосах.

C. Психологическом учении о слоях.

D. Концепции «бессознательных уклонений».

E. Психоанализе.

5. Какая из трактовок бытия принадлежит А. Шопенгауэру:

А. Мир есть не - Я, созданное нашим .

B. Мир есть абсолютная идея.

C. Мир есть воля.

D. Бытие есть сознание.

E.) Мир есть бессознательное.

6. Кто был сторонником прагматизма:

А. Мах, Авенариус.

B. О. Конт.

C. Фрейд.

D. Пирс Ч.

E. Спенсер.

7. Что такое «эмпириокритицизм»:

А. Критика ценностей.

B. Критика опыта, вторая стадия в развитии позитивизма.

C. Логический позитивизм, третья стадия в развитии позитивизма.

D. Критический рационализм.

E. Критика позитивизма.

8. Центром мировоззрения К. Маркса считается:

А. Материалистическое понимание истории.

B. Категорический императив.

C. Безосновная воля.

D. Диалектика абсолютного духа.

E. Прагматизм.

9. К законам материалистической диалектики не относится закон:

А. Единства и борьбы противоположностей.

B. Тождества материи и сознания.

C. Перехода количества в качество, и обратно.

D. Отрицания отрицания.

E. Взаимодействия бога и природы.

10. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей – все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

А. Природы.

B. Бога.

C. Воли.

D. Разума.

E. Идеи.

11. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе - это:

А. Удел радостей и прогресса.

B. Цепь тревог, разочарований и мучений.

C. Подобие маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот.

D. Серая и безликая «жизнь насекомых».

E. Удовлетворение во всем и всегда.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.