Экзистенциализм (существование) – философия существования – иррационалистическое направление в современной буржуазной философии, возникшее (после первой мировой войны – в Германии, затем во Франции; после второй мировой войны в других странах, в том чичле США), как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего настроениям буржуазной интеллигенции. Термин «экзистенциализм» введен неокантианцем Хейнеманом. Идейные истоки экзистенциализма – философия жизни, феноменология Гуссерля, религизно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм: религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю).
По утверждениям философов- экзистенциалистов, основной поорок рационального мышления состоит в том, что оно исходило из принципа противоположности субъекта и объекта, т.е. разделяло мир на 2 сферы:объективную и субъективную. Всю действительность в том числе и человека, рациональное мышление рассматривало только как предмет, как «сущность», как нечто чуждое человеку.
Мартин Хайдеггер - основной категорией идеалистической философии, является «временность», понимаемая им, как внутренне переживание человека. Первичным Хайдеггер считает «настроение», т.е. формы стихийного, неразвитого сознания. Априорными формами являются забота, тревога, страх и т.д. Они составляют субъективное бытие человека, которое Хайдеггер называет «бытием в мире». Человек, согласно Хайдеггеру, в состоянии увидеть значимость и наполненность каждого момента жизни и освободиться от «идолов общественного бытия» - целей, «идеалов», «»научных абстракций. У Хайдеггера есть понятия «dasman» (взаимозамещаемость, при которой появляется некая фикция среднего человека, по сути, отчужденный человек повседневности – несобственный, исчезновение индивидуальности) «dasein» (Своеобразие, самость человека противится растворению в man)
Эдмунд Гуссерль – нем. Философ-идеалист, основатель феноменологической школы. Истоки его философии – учение Платон, Лейбница, Брентано. Теоретические программы Гуссерля – превращение философии в строгую науку, создание чистой логики научного знания. С этой целью, по мнению Гуссерля необходимо предварительно выделить в чистом виде логические категории и законы. Претендуя на мировоззренческую нейтральность в философии, Гуссерль пытался выделить «чистое сознание», отделенное отбытия и сознания конкретного субъекта (индивида). Таким образом, достигаются «чистые сущности» в духе объективного платоновского идеализма. Взгляды Гуссерля по преимуществу, субъективно – идеалистические, поскольку предмет, объект познания, с его точки зрения не существует вне направленного на него сознания субъекта. Критерий истины – личные переживания субъекта. Основные работы: «Логические исследования» (1900,1901), «Кризис европейских наук» и «Трансцендентальная феноменология» (1954), «Первая философия» (1956, 1959)
Карл Ясперс – ведущий представитель немецкого экзистенциализма, проф. Университета в Базеле, психиатр (это во многом определило его понимание философских проблем). Ясперс, в психопатологических явлениях «Всеобщая психопатология» (1913) видит не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком своей индивидуальности.
Любая рациональная картина мира – еще не есть знание: она является лишь «шифром бытия» и всегда нуждается в толковании. В неразумном, понять разумное, являющимся как источник высшей мудрости. («Разум и экзистенция» 1935)
Специфика экзистенциализма Ясперса, ярче всего проступает в его учении о «пограничных ситуациях». Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайших потрясений (болезнь, смерть, неискупимая вина, страх и.т.д), именно в эти моменты происходит «крушение шифра», происходит «озарение» «экзистенции».
Камю Альбер – фр. Философ и писатель. Лауреат Нобелевской премии (1957). Основные произведения «Миф о Сизифе», «Чума», «Взбунтовавшийся человек». Воззрения Камю сложились под влиянием Шопенгауэра, Ницше и немецкого экзистенцилизма. Согласно Камю, внешний мир, универсум – состояние субъекта; единственно философской проблемой является «проблема самоубийства». Этические взгляды Камю проникнуты крайним пессимизмом: Человек всегда находится в «абсурдном состоянии», наталкивается на «абсурдные ситуации». (Ревность, честолюбие, эгоизм, хвастовство) и его удел – бессмысленная и бесцельная деятельность.
Жан-Поль Сартр - фр. философ, писатель. Основные работы: «Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм – это гуманизм» (1947), «Критика диалектического разума» (1960). Взгляды Сартра слоились под влиянием Гуссерля и Хайдеггера. Имеется определенная связь между философией и учением Кьеркегора; на Сартра оказал известное воздействие и метод психоанализа Фрейда. Для его философии характерны антропоцентризм и субъективизм. Человек мыслиться им, как «бытие для себя», от которого производны такие формы «бытие в себе» (т.е. объективного мира), как пространство и время, количество и качество и т.п.
1. Что означает термин «позитивизм»:
А. Чувственный.
B. Опытный.
C. Разумный.
D. Положительный.
E. Отрицательный.
2. Кто считал, что «идеально-психическое (и прежде всего, «оно» – бессознательное) становится основой истории человечества, морали и искусства:
А. Шопенгауэр.
B. Мах.
C. Фрейд.
D. Милль.
E. Ницше.
3. Ф. Ницше, являясь основателем «философии жизни» в основу своей философии положил понятие:
А. Воля.
B. Жизнь.
C. Бытие.
D. Экзистенция.
E. Подвиг.
4. З. Фрейд раскрывает концепцию бессознательного в…
А. Учении об анамнезе.
B. Учении об эйдосах.
C. Психологическом учении о слоях.
D. Концепции «бессознательных уклонений».
E. Психоанализе.
5. Какая из трактовок бытия принадлежит А. Шопенгауэру:
А. Мир есть не - Я, созданное нашим .
B. Мир есть абсолютная идея.
C. Мир есть воля.
D. Бытие есть сознание.
E.) Мир есть бессознательное.
6. Кто был сторонником прагматизма:
А. Мах, Авенариус.
B. О. Конт.
C. Фрейд.
D. Пирс Ч.
E. Спенсер.
7. Что такое «эмпириокритицизм»:
А. Критика ценностей.
B. Критика опыта, вторая стадия в развитии позитивизма.
C. Логический позитивизм, третья стадия в развитии позитивизма.
D. Критический рационализм.
E. Критика позитивизма.
8. Центром мировоззрения К. Маркса считается:
А. Материалистическое понимание истории.
B. Категорический императив.
C. Безосновная воля.
D. Диалектика абсолютного духа.
E. Прагматизм.
9. К законам материалистической диалектики не относится закон:
А. Единства и борьбы противоположностей.
B. Тождества материи и сознания.
C. Перехода количества в качество, и обратно.
D. Отрицания отрицания.
E. Взаимодействия бога и природы.
10. Гравитацию, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей – все это, по Шопенгауэру, есть проявление:
А. Природы.
B. Бога.
C. Воли.
D. Разума.
E. Идеи.
11. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе - это:
А. Удел радостей и прогресса.
B. Цепь тревог, разочарований и мучений.
C. Подобие маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот.