1. Активно – деятельностное понимание человека в немецком идеализме
2. Философские позиции И. Канта.
3. Категорический нравственный императив И.Канта
4. Этика любви в философии Л. Фейербаха
5. Абсолютная идея Гегеля.
Имануил Кант - основоположник классической немецкой философии. "первый философ" начала XIX века. Важнейшими работами Канта являются "Всеобщая естественная история и теория неба", "Критика чистого разума", "Критика практического разума". Кант разработал два основных блока: теория познания и учение о морали и нравственности. Лейтмотивом всей философии Канта являются три его знаменитые вопроса: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", и на "Что я могу надеяться?"
В творчестве И. Канта принято выделять два периода. Первый "докритический" - до начала 70 -х гг. XVIII века, когда ученый обращался к философским проблемам естествознания.
Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что оно всегда выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими (не прибавляют новых знаний о предметах), и синтетическими (способствуют получению такого знания).
Особое место в своей теории познания Кант отводил человеческому разуму: разум порождает из себя три основные идеи: души (психические процессы), мира (причинно-следственные связи) и Бога (причина всех причин). В своем учении о морали и нравственности И. Кант исследовал проблему свободы человека. Он рассматривал человека как существо, способное к самостоятельному поведению и нравственному совершенствованию. Кантовский закон - закон "категорического императива". "Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало правилом поведения для всех" или же "... поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и никогда как средство". Именно эта формулировка является у И. Канта сущей.
Философия Г. Гегеля. Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также не выводима из человеческого сознания. Первоначальное тождество, образующее субстанциональную основу мира, есть, по Гегелю тождество мышления и бытия, в котором изначально наличествует различие между объективным и субъективным.
Мышление - это не только субъективное человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность - первооснова. Основной формой мышления являются понятия, поскольку Гегель абсолютизирует понятия, он неизбежно обожествляет и понятия. По его учению оно "есть начало всякой жизни" и представляет собой "бесконечную творческую форму, которую ""Я" заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником.
Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа.
Л. Фейербах. В работе "К критике философии Гегеля" он окончательно порывает с идеалистической философией. Это было начало нового периода в развитии его мировоззрения. В 1841г. выходит в свет "Сущность христианства", которая была написана с материалистических позиций. Он показал реальные основания религии. Фейербах считал, что природа (материя) существует вечно, бесконечно. Причину природы следует искать в самой же природе. "Природа, не нуждается ни в каких внешних причинах, силах, она не имеет ни начала, ни конца" - писал Фейербах. "Идти от отсутствия ума к уму - это путь житейской мудрости, идти же от ума к отсутствию ума - прямой путь в сумасшедший дом теологии".
Ф. Шеллинг. По Шеллингу философия должна дать ответ на 2 вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приходит к возникновению сознания, и каким образом, наоборот, сознание, которое само по себе есть лишь субъект, становится объектом. На 1-ый вопрос отвечает "философия природы", на 2-ой - учение "трансцендентального идеализма"
Главная проблема Шеллинга - идея тождества объекта и субъекта, высшим законом объявляется закон тождества единого разума с самим собой. В абсолюте происходит процесс самопознания тождества - переход от единого коэффициент многому. Все учение Шеллинга сводится к мистической "философии мифологии и откровения".
И. Фихте. Он выдвигает значение "практической" философии - вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свел "практику" к деятельности одного лишь морального сознания. Предпосылкой "практической" философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке - "наукоучение". В ее основе лежит теория субъективного идеализма. Фихте отбросил учение Канта "вещи в себе" и пытался вывести все разнообразие форм познания из одного субъективно - идеалистического начала. Это начало состоит в том, что философ полагает некий абсолютный субъект, который он наделяет бесконечной активной деятельностью и который творит мир.
Контрольные тесты:
1. Основные представители классической немецкой философии:
А. Кант И., Фихте И., Гегель Г. В., Фейербах Л.
B. Кант И., Конт О., Гегель Г. В., Гейне А.
С. Кант И., Маркс К., Гегель Г.В., Ницше Ф.
D. Гюго В., Гейне А., Конт О., Кант И., Гегель Г.В., Фихте И.
E. Маркс К., Энгельс В., Фейербах Л.
2. Творчество Канта И. делится на две части:
А. Докризисная и кризисная.
B. Докритическая и критическая.
C. Религиозная и атеистическая.
D. Трансцендентная и трансцендентальная.
E. Полезная и бесполезная.
3. Кант И. делит мир на:
А. Атомы и молекулы.
B. Феномены и ноумены.
C. Монады.
D. Электроны и позитроны.
E. Феномены и микроэлементы.
4. Объекты чувственного созерцания Кант И. называет:
А. Атомы.
B. Молекулы.
C. Феномены.
D. Ноумены.
E. Электроны.
5. Кант И. выделяет две формы чувственности:
А. Форма и содержание.
B. Явление и сущность.
C. Пространство и время.
D. Форма и материя.
E. Материя и пространство.
6. Высшее единство самосознания (трансцендентальная апперцепция) у Канта И. выражено от первого лица:
А. Я мыслю.
B. Я существую.
C. Я припоминаю.
D. Я чувствую.
E. Я сплю.
7. Аподиктичность знания у Канта И. означает:
А. Минимальность и достаточность.
B. Максимальность и достаточность.
C. Всеобщность и достаточность.
D. Необходимость и достаточность.
E. Всеобщность и необходимость.
8. Основу знания, по Канту И., составляют:
А. Априорные аналитические суждения.
B. Априорные синтетические суждения.
C. Апостериорные аналитические суждения.
D. Апостериорные синтетические суждения.
E. Все виды суждений.
9. Категорический императив – это:
А. Естественные законы.
B. Минимальные законы нравственности.
C. Золотое правило нравственности.
D. Всеобщие, необходимые моральные законы.
E. Правила искушенности.
10. Высказывание Канта И. «поступай согласно той максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом», является формулой:
А. Золотого правила нравственности.
B. Правила искушенности.
C. Естественного закона.
D. Субъективного поведения.
E. Категорического императива.
11. Кто из немецких философов выделяет такие формы существования духа, как субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух:
А. Кант И.
B. Фихте И.
C. Гегель Г. В.
D. Фейербах Л.
E. Шеллинг Ф.
12. Кант И. выделяет следующие познавательные способности:
А. Чувственные и вожделенные.
B. Разум и рассудок.
C. Когнитивные и сенситивные.
D. Опытные и вне опытные.
E. Рассудок, способность суждения и разум.
13. Какой характер имел Гегелевский рационализм :
А. Диалектический.
B. Материалистический.
C. Дуалистический.
D. Пантеистический.
E. Вульгарно-материалистический.
14. Определение «Бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его Я», дал:
А. Кант И.
B. Маркс К.
C. Гегель Г.В.
D. Фейербах Л.
E. Энгельс Ф.
15. Укажите среди ниже перечисленных основное философское направление Нового времени: