1. «Человек – мера всех вещей» - особенность древнегреческой философии.
2. Древнегреческие мыслители
3. Проблема первоначала: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
4. Пифагор. Значение числа.
5. Софистика.Теория познания Платона. Учение об эйдосах. Философия Аристотеля
6. Киники, киренаики, мигарики.
Милетская школа. Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Начало жизни в воззрениях древнегреческих философов – VI в. до н.э. Стихийный материализм в основе бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенное – воду, воздух, апейрон. Также были стихийными диалектиками.
Пифагорейцы – последователи древнегреческого философа Пифагора, IV в до н.э. Они внесли ценный вклад в развитие математики и астрономии. Однако абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальных вещей Пифагорейцы пришли к идеалистической философии, согласно, которой количественные отношения являются сущностью вещей.
Софисты. Протагор, Гиппий, Продик, Антифон (пер.греч. мастер, художник) – профессиональные учителя «мудрости» и красноречия (V в. до н.э). Не составляли единой школы. Общее в их взглядах – отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм.
Сократ – Учение от материалистического натурализма к идеализму. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы. Знать мы можем только себя самих. «Познай самого себя». Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Знание – есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. «Майевтика» или искусство повивальной бабки - метод учения Сократа.
Раскрыть:Платон, др/гр философ-«Мир идей» Смысл и существование.
Аристотель (первый учитель) – др/гр философ. Понятие субстанция (лат. сущность) – неизменная первооснова всего существующего, сохраняющаяся при всех превращениях, в отличие от конкретных изменяющихся предметов и явлений
Киники, киренаики, мигарики – V-IV вв. до н.э. Выражали настроения демократических слоев рабовладельческого общества. Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий.
Эклектика – (греч. выбираю) – беспринципное смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п. Попытка соединить материализм и идеализм.
Стоики (Зенон и Хрисипп) – 4-3 вв. на базе эллинской культуры в связи с распространением космополитических идей и развития техники на основе математических знаний. Их мировоззрение: логика – это ограда, физика – плодоносная почва, этика – ее плоды. Главная задача философии - в этике. Жить надо сообразно природе. В жизни все предопределяется судьбой.
Контрольные тесты:
1. Жизненное кредо Сократа:
А. Жизнь полна противоречий.
B. Познай самого себя.
C. Жизнь есть абсурд.
D. Все в жизни проходит.
E. знание – сила.
2. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:
А. Вода.
B. Огонь.
C. Земля.
D. Дерево.
E. Воздух.
3. Вера какого философа во всеобщее изменение выражена словами: «все течет»:
А. Фалеса.
В. Гераклита.
С. Платона.
D. Сократа.
Е. Анаксимен.
4. Предметом философии по Сократу является:
А. Человек как нравственное существо.
В. Объективные моральные нормы.
С. Природа.
D. Логика.
Е. Человек как существо политическое.
5. Суть теории познания Платона состоит в тезисе:
А. Знание - это припоминание.
В. Знание – сила.
С. Познай самого себя.
D. Мыслю, следовательно, существую.
Е. Все течет, все изменяется.
6. «Апейрон» – термин философии Анаксимандра – означает:
А. Восстановление движения.
В. Отрицание покоя.
С. Бесконечное, безграничное, неопределенное.
D. Видимость, явление.
Е. Мировой разум.
7. Кто считал, что первоначалом мира является воздух:
А. Анаксимандр.
В. Гераклит.
С. Анаксимен.
D. Сократ.
Е. Фалес.
8. Кто впервые сформулировал диалектические принципы развития мира:
А. Гераклит.
В. Сократ.
С. Аристотель.
D. Анаксимен.
Е. Демокрит.
9.Категория для обозначения реальности, существующей независимо от сознания:
А. Бытие.
В. Бюрократия.
С. Авторитет.
D. Вера.
10.Условное обозначение др. греч. мыслителей 5-4 вв. до н.э. , платный преподаватель:
А. Платонизм.
В. Пратитьясамутпада.
С. Помпонацци.
D. Софисты.
Е. Прана.
11. Кто прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров:
А. Аристотель.
В. Платон.
С. Солон.
D. Сократ.
Е. Фалес.
12. Первым философом античности являлся:
А. Фалес Милетский.
В. Фома Аквинский.
С. Августин Блаженный.
D. Декарт.
Е. Гегель.
13. Кто из философов утверждал в качестве первоначала воду:
А. Парменид.
В. Демокрит.
С. Фалес.
D. Зенон.
Е. Сократ.
14. Автор "Трактата о душе", выделил три "уровня" души - растительный, животный и разумный:
А) Платон.
В. Аристотель.
С. Фалес.
D. Сократ.
Е. Демокрит.
15. Какой мыслитель античности был осужден и приговорен к смерти за свое философское мировоззрение:
А. Пифагор.
В. Сократ.
С. Платон.
D. Аристотель.
Е. Аль-Фараби.
16. Совершенной формой должной полисной жизни по Сократу могла бы быть:
А. Демократия.
В. Монархия.
С. Полития.
D. Тимократия.
Е. Олигархия.
17. По мнению какого античного философа « нельзя дважды войти в одну и ту же реку»:
А. Гераклита.
В. Анаксагора.
С. Эмпедокл.
D. Фалес.
Е. Платон.
18. Кто из философов утверждал в качестве первоначала огонь:
А. Анаксимандр.
В. Анаксимен.
С. Протагор.
D. Гераклит.
Е. Фалес.
19. Первоначалом, первоосновой всего по Пифагору является:
А. Огонь.
В. Вода.
С. Воздух.
D. Айперон.
Е. Число.
20. Какую аллегорию использует Платон при объяснении своей теории познания:
А. «Река».
В. «Стрела».
С. «Левиафан».
D. «Утопия».
Е. «Пещера».
21. Античная философия отличается от средневековой: