Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стадии правоприменительной деятельности и акты правоприменения.



Правоприменительный процесс осуществляется в определённой последовательности: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор нормы права с точки зрения её законности, действия во времени, пространстве и по кругу лиц, т.е., соответствия данному делу; в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

Иногда ограничиваются только тремя стадиями: а) установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела; б) определение и исследование нормативно-правовой основы данного дела; принятие и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

Правоприменительная деятельность государственного органа или должностного лица всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. На данной, завершающей, стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу.

В актах применения нормы права, или индивидуальных актах, как их нередко называют, независимо от того, являются ли они решениями судебных органов или актами административных органов и должностных лиц, всегда усматриваются авторитет и сила государства. Им неизменно придаётся государственно-властный характер. За нарушение предписаний, содержащихся в этих актах, следует государственное воздействие. Они охраняются и обеспечиваются государством в той же мере, как и нормы права, на основании и во исполнение которых эти акты принимаются.

Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключаются в том, чтобы они: а) соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются; б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; в) содержали обоснованную и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи).

 

Особенности актов правоприменеия:

Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.

Необходимо отличать акты применения норм права, или индивидуальные акты от нормативно-правовых актов.

1. Нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественных отношений. Индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определённый вид общественных отношений. Поэтому действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений. Нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют в реальности конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта как приговор суда, прекращается по его исполнении. Но действие закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления, не прекращается.

2. Нормативно-правовые акты содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение. В актах применения заключены лишь предписания индивидуального характера, и они рассчитаны на однократное применение. Например, приговор суда, приказ о принятии на работу, или назначении на должность, указ о награждении.

3. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, а точнее, неопределённому кругу юридических или физических лиц. Индивидуальные акты обращены к строго определённым лицам или кругу лиц и издаются по определённому поводу (приём на работу или увольнение, уход на пенсию, совершение преступления).

4. Индивидуальные акты непосредственно влекут за собой юридические последствия, служат основанием для изменения или прекращения конкретного правоотношения. Содержащиеся в нормативно-правовом акте требования не имеют значения, пока на практике не возникнет правоотношение, которое они регулируют.

 

В зависимости от формы регулятивного воздействия на общественные отношения, индивидуальные акты подразделяют на два вида:

Исполнительные актынаправлены на организацию исполнения содержащихся в нормах предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением. Например, акт регистрации брака, приказы о повышении в должности, присвоения воинского звания, уходе в трудовой отпуск и т.д.

Правоохранительные актыпредназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или в связи с совершением правонарушения, в профилактических целях, или же в связи с совершением правонарушения. Таковыми, в частности, являются акты следственных, судебных, прокурорских и иных органов.

В зависимости от видов субъектов, занимающихся правоприменительной практикой, индивидуальные акты подразделяются на акты: органов законодательной власти; органов исполнительной власти; судебных, репрессивных и надзорных органов; органов местного самоуправления; акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений и др.

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.