Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 5. Действие нормативно-правовых актов.



Действие нормативно-правовых актов определяется по ряду критериев, к которым можно отнести следующие: время действия, пространство действия, субъект и объект действия.

Действие нормативного акта во времени начинается с момента вступления его в законную силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы. Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется по-разному.

В одних случаях вступление в силу связывается с датой его принятия или утверждения. Таковыми являются, например, указы, постановления, приказы принимаемые в чрезвычайных ситуациях.

Во втором случае вступление в силу соотносится с датой его опубликования (обнородывания). Т.е., акт вступает в силу в день опубликования.

В третьем случае срок вступления в силу либо определяется в самом акте, или же указывается в специально изданных актах для введения в действие постановлений или законов.

Сроки вступления в силу различных нормативно-правовых актов зависят от многих факторов. К примеру, для более сложных и важных нормативно-правовых актов определяется более длительный срок вступления в силу, чем для всех других актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения этих документов и принятия подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них положений, требуется много времени и усилий.

Различными бывают и способы вступления в силу или введение в действие, нормативно-правовых актов.

1) В большинстве случаев правовые акты начинают действовать одновременно на всей территории, на которую они рассчитаны (страна, субъект федерации).

2) Возможно и постепенное введение их в действие. Например, из-за невозможности по техническим или организационным причинам одновременно обнародывать принимаемые нормативно-правовые акты. Но такой способ практически не используется. А если и применяется, то постепенность введения, как правило, оговаривается в самом документе.

Прекращение действия нормативно-правовых актов,или утрата имими юридической силы происходит по следующим обстоятельствам.

Во-первых, в результате истечения срока действия,который заранее указывается в самом акте. Акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определённой территории и на определённый срок, при создании временных государственных органов.

Во-вторых, в результате прямой отменыдействующего нормативно-правового акта. При этом, издаётся специальный закон или постановление, в котором должно быть прямо указано на отмену нормативно-правового акта.

В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом,устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. При этом, в новом нормативно-правовом акте должно быть указание на отмену старого. Например, в связи с принятием новой Конституции РФ, вступившей в силу «со дня официального её опубликования по результатам всенародного голосования», а именно 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями» (Разд. 2 Конституции 1993 г.).

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Наряду с ограничением действия нормативно-правовых актов во времени существуют границы их действия в пространстве, то есть на определённой территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется:

1) На всю территорию государства. Это Конституция РФ, конституционные и федеральные законы, некоторые указы Президента и постановления Правительства.

2) На определённую часть страны. Если действие акта ограничивается частью территории государства, то об этом заранее оговаривается в самом нормативном акте. Такими могут быть, например, законы, указы Президента или постановления Правительства, касающиеся определённых районов или всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии. Кроме того, акты субъектов РФ действуют только на их территориях, акты муниципальных образований – только на территориях муниципальных образований.

3) За пределы территории страны. Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключёнными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового права.

В современных условиях особую значимость приобретает применение норм международного права к внутренним отношениям. Например, Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью её правовой системы. В случае, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц, или по субъектам.

Действие нормативно-правовых актов по субъектам – это определение, кому адресованы содержащиеся в них предписания. По общему правилу нормативно-правовые акты издаютсяя с целью распространения их предписаний на граждан данного государства. Таким образом, государство наделяет своих граждан правами и свободами и возлагает на них определённые обязанности. В то же время государство принимает меры к тому, чтобы гарантировать их соблюдение внутри страны и для оказания защиты и покровительства своим гражданам за пределами государства.

Иногда действие нормативно-правовых актов распространяется на лиц с двойным гражданством. Лица, имеющие двойное гражданство, пользуются покровительством двух государств. Двойное гражданство, согласно Конституции РФ (ч.1 ст.62), допускается лишь в двух случаях: если такая возможность предусматривается федеральным законом или же это предусмотрено соответствующим договором России. Конституция обращает внимание на то, что наличие у гражданина России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено в федеральном законе или международном договоре (ч.2 ст. 62).

Законодательство России приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства к российским гражданам. Согласно ч.3 ст.62 Конституции эта категория лиц пользуется в России правами и несёт обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Однако, есть и ограничения. Так, проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства не пользуются правом избирать и быть избранными в органы государственной власти, они не могут занимать некоторые государственные должности.

Особое положение занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и в значительной части гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо признавать подобного рода дела им не подведомственными. нА официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то нибыло оскорбительных выпадов и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.

Действие нормативно-правовых актов по субъектам не следует сводить к действию по кругу физических лиц. Действие актов может касаться самых разных субъектов права: граждан и их отдельных категорий (несовершеннолетних, пенсионеров, государственных служащих и т.д.), юридических лиц и их отдельных видов (государственных предприятий, акционерных обществ и др.), должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, органов местного самоуправления, государственных органов, субъектов Российской Федерации, государства в целом, всего народа.

 

Действие нормативно-правовых актов по объекту.

Действие нормативно-правовых актов распространяется только на определённые общественные отношения. Например, акты, регулирующие имущественные отношения, не распространяются на налоговые отношения. Исключением является Конституция РФ, которая распространяет своё действие не на все общественные отношения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.