Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приёмы (способы, методы) толкования права.



В системе существующих приёмов толкования права традиционно выделяются грамматическое, систематическое, логическое, историко-политическое и целевое толкование.

Грамматический (текстовой). Его суть заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи нормативно-правового акта. Метод основывается на применении правил русского языка при изучении текста нормативно-правового акта. При данном способе толкования нужно руководствоваться следующими правилами:

-необходимо обращать внимание на структуру текста, знаки препинания;

- словам (кроме трактуемых в самом нормативно-правовом акте) нужно придавать значение, которое содержится в словарях русского языка и иностранных слов;

- специальным понятиям нужно придавать то значение, в котором они употребляются в соответствующих науках: юридических, экономических, социологических;

- словам нужно придавать то значение, в котором они употреблялись во время подготовки нормативно-правового акта (особенно это относится к старым законам);

-нужно выделять ключевые слова, вокруг которых «конструируется» правовая норма.

Систематический.Приём состоит в уяснении сущности и содержания нормы права путём сопоставления её с другими, ранее принятыми нормами, установления её места и роли в системе этих норм и значения в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системы права в целом.

Систематический приём толкования помогает законодателю и правоприменителю выявлять пробелы и противоречия (коллизии) в законодательстве. Особенно он важен при толковании отсылочных и бланкетных норм. Он также помогает выявлять старые, формально не отменённые, но фактически не действующие – в силу исчезновения ряда прежних общественных отношений (объектов правового регулирования) или в силу иных причин – правовые нормы.

Логический. Метод применяется для выяснения смысла правовых предписаний, когда содержание правовой нормы невозможно определить путём систематического или грамматического толкования. Этот метод позволяет выявлять логичные последствия из текста правовой нормы, обобщать смысл отдельных разрозненных норм, выводить частные случаи из норм общего характера, домысливать значение содержащихся в нормативно-правовых актах оборотов: «как правило» (что допускает исключения), «в том числе» (что предполагает неполный перечень) и т.д.

Историко-политический.Этот способ позволяет связать содержание нормативного акта с исторической и политической обстановкой сопровождавшей издание акта, выяснить преемственность издаваемой нормы со всеми предшествующими ей в данной сфере общественных отношений нормами. В основном применяется теоретиками (историками) права.

Целевой. Он направлен на установление целей нормативно-правовых актов, а также целей, которые преследовал законодатель, принимая тот или иной нормативно-правовой акт. Нормы, содержащиеся в акте, не должны толковаться в противоречии с его целями. Цели акта обычно формулируются в его преамбуле, предшествующей нормативным положениям.

 

Виды толкований:

Толкование норм права по объёму.

Толкование норм права по объёму подразумевает ответ на вопрос: как, в каком смысле следует понимать словесное (текстовое) выражение нормы или нормативно-правового акта.

Смысл и содержание нормы права может полностью совпадать с её текстовым оформлением. Тогда смысл её усваивается буквально, и говорят о буквальном толковании. Если так происходит, то это свидетельствует о том, что воля, цели и интересы законодателя достаточно чётко и точно отражаются и формулируются в законе и содержащихся в нём нормах.

Однако в правотворческой практике нередко имеют место случаи, когда такого соответствия не бывает. При этом возможны два варианта.

В первом случае, словесная формулировка нормы права оказывается шире её логического смысла и содержания. В данном случае используется метод ограничительного толкования. То есть норма права должна трактоваться ограничительно. Например, в ст.32 (ч.1) Конституции РФ предусмотрено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Здесь термином «граждане» обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди, а не дети или психически и умственно больные взрослые. Законодателю нет необходимости конкретизировать понятие, так как его смысл вытекает из логики текста. Здесь буква закона гораздо шире его смысла, поэтому требуется его ограничительное толкование.

Другой вариант возможного несоответствия текстового выражения и содержания норм права заключается в том, что текстовое выражение закона может быть ýже его логического смысла. В этом случае говорят о методе расширенного толкования нормы права. Например, в ст.29 (ч.5) Конституции РФ читаем, что «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Но это не означает, что цензура возможна для, например, научной информации, которая не всегда может носить массовый характер. Смысловое значение и содержание нормы права в данном случае значительно шире, чем её текстовое выражение.

 

Толкование в зависимости от юридических последствий и по субъектам.

В зависимости от юридических последствий, которые наступают в результате толкования-разъяснения, его подразделяют на два вида: официальное и неофициальное.

Особенность официального толкования-разъяснениязаключается в том, что оно осуществляется компетентными в той или иной области общественных отношений государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Официальное толкование облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и пр.) и имеет обязательный характер, даже тогда, когда исполнители толкуемой нормы и правоприменители выражают несогласие с толкованием. Основная цель официального толкования-разъяснения – обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения.

В зависимости от субъектов, толкующих норму права, официальное толкование подразделяется на два вида:

Аутентичное толкование осуществляется теми же органами, которые издают данный нормативно-правовой акт. Акт толкования издаётся с целью разъяснения уже существующих норм права, а не для создания новых норм.

Легальное толкование осуществляется не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами, которым предоставлено такое права. Оно может иметь либо постоянный, либо разовый характер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы. Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских и высших судебных органов.

Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется негосударственными органами, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами. Оно выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций. Такого рода акты не имеют обязательного характера, и не влекут за собой, каких бы то ни было, юридических последствий. Их моральная сила и влияние основываются на профессиональном авторитете граждан, учреждений и организаций, разъясняющих содержание тех или иных норм или отдельных нормативно-правовых актов.

Виды неофициального толкования:

Обыденное толкование, осуществляемое гражданами в их повседневной жизни.

Профессиональное (компетентное) толкование, осуществляемое специалистами в области государства и права (судьями, адвокатами) в процессе их деятельности.

Доктринальное (научное) толкование. Оно выражается в подготовленных учёными-юристами комментариях к действующему законодательству, книгах, лекциях, брошюрах, научных статьях.

 

Виды толкования в зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм.

Нормативное толкование предназначено для неопределённого круга лиц и случаев. Оно, подобно правовой норме, имеет абстрактный характер, т.е. не привязывается к конкретной норме.

Особо выделяют так называемое казуальное толкование. Эта форма толкования в равной мере используется и при официальном, и при неофициальном толковании. Осуществляется она как уполномоченными на то государственными органами (суд, исполнительные органы), так и негосударственными организациями и лицами (научные учреждения, адвокаты, эксперты).

Особенность казуального толкования заключается в том, что оно осуществляется лишь в связи с рассмотрением конкретного дела (казуса). Его необходимость возникает, в частности, тогда, когда нижестоящие правоприменительные органы, по мнению вышестоящих, неправильно применяют нормы права к конкретным делам, допускают нарушения законодательства. Казуальное толкование (официальное) имеет юридическую силу лишь по отношению к конкретному случаю или делу. Неофициальное казуальное толкование такой силой вообще не обладает.

Наиболее распространёнными видами казуального толкования являются судебное и административное толкование. Оно преследует основной целью правильное решение судом или административным органом рассматриваемого дела.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.