Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средства технического оформления.



Существуют определённые стандарты оформления нормативных актов. В зависимости от вида акта (закон, указ, постановление) они несколько различаются, но имеет и общие параметры. К ним относятся:

Наименование. Это главный реквизит акта. Положения, содержащиеся в акте, не должны противоречить его наименованию. С него начинается ознакомление с содержанием документа. Оно должно быть четким и по возможности кратким. В наименовании кратко отражается предмет регулирования или существо вопросов, которые решает данный акт. Как правило, после обозначения вида нормативного акта (Закон, Постановление и т.д.) следует предлог «О» или «Об». Однако имеются исключения, например, в наименованиях кодексов. Некоторые указы Президента начинаются со слова «Вопросы», например «Вопросы прохождения военной службы».

Подпись. Нормативный акт, как правило, подписывается руководителем органа, издавшим его. Например, постановления Правительства подписываются его Председателем. Исключение составляют законы федеральные и субъектов федерации, которые подписываются Президентом России или главами субъектов РФ.

При официальном опубликовании федерального закона или указа подпись Президента обозначается в правом нижнем углу последней страницы текста акта печатными буквами: «Президент Российской Федерации…», далее указываются инициалы и фамилия Президента.

При опубликовании указов Президента и федеральных законов обозначается и место их издания. Оно указывается в левом нижнем углу последней страницы ниже подписи Президента. Местом издания считается официальная резиденция Президента – Московский Кремль. Поэтому даже на документах, подписанных Президентом во время поездок, в качестве места издания обозначается: «Москва, Кремль».

Дата принятия (издания). При официальном опубликовании федерального закона после наименования указывается дата принятия его Государственной Думой и дата одобрения Советом Федерации. Однако датой издания указов и федеральных законов считается дата подписания акта Президентом. Для Постановлений Правительства – дата подписания их Председателем Правительства. Число и год издания указываются арабскими цифрами, месяц издания – словом (например, 3 августа 2002 г.).

Необходимо учитывать, что дата вступления акта в законную силу может отличаться от даты его подписания. Дата подписания (а не принятия, одобрения, опубликования или вступления в силу) акта указывается при использовании его в работе, например, «Федеральный закон от…»

Номер. Номер акта обозначается арабскими цифрами. Номер федерального закона завершается дефисом и буквами «ФЗ», федерального конституционного закона – буквами «ФКЗ». С началом каждого календарного года нумерация актов начинается заново. Не может быть, чтобы два акта одного вида (например, два указа), изданные в один год, имели одинаковый номер.

Нумерация актов имеет значение в следующих случаях. Во-первых, она позволяет вести их точный учет. Во-вторых, возможно, что в один и тот же день будут изданы акты с одинаковыми наименованиями (например, «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Р. Ф.»), – в таком случаи их можно будет различить по номерам. В-третьих, при исследовании массива актов ученые-юристы для краткости изложения материала нередко пользуются только их номерами, обозначив их остальные реквизиты (наименование, подпись и дату) лишь в первый раз.

Некоторые акты содержат также преамбулу, которая располагается после его наименования. Преамбулы помогают лучше понять необходимость и назначение правового акта, заостряют внимание на актуальных вопросах правового регулирования. Как правило, снабжается преамбулой акт, который вносит в правовое регулирование существенные изменения. В преамбулах подзаконных актов содержаться ссылки на акты более высокой юридической силы, в соответствии с которыми они изданы. Сама преамбула не может содержать норм права. В то же время если какое-либо положение акта не согласуется с его преамбулой, то это значит, что оно не соответствует целям акта. Внесение изменений в преамбулу обычно не производится. Обязательной формы для преамбул нет. Только преамбулы указов Президента завершаются словом «постановляю».

При отсутствии хотя бы одного из названных реквизитов (кроме преамбулы) правовой акт не может считаться официальным документом, не имеет юридической силы и не подлежит исполнению. Все они, за исключением наименования, после издания акта не могут быть изменены никакими другими актами.

Внешнее оформление. Текст правового акта подразделяется, как правило, на главы, главы – на статьи (в законах), статьи – на части или пункты, части или пункты – на подпункты или абзацы. Положения актов в виде таблиц (например, шкала налогов) делятся на позиции. Обычно все части текста правового акта обозначаются родовым понятием «положение».

Статьи правового акта имеют сквозную (независимо от деления на главы) и сплошную (без пропусков в расчете на внесение дополнений) нумерацию. Статьи нумеруются арабскими цифрами, каждая статья может сопровождаться наименованием. Если в акт вносятся изменения, то нумерация статей или пунктов соответственно изменяется (например, если после статьи 4 закон дополняется новой статьей, то статья, которая до нее имела номер 5, становится статьей 6, а внесенная статья – номером 5 и т.д.). Иногда акт изменяется с использованием дополнительной нумерации цифр (например, «статья 2-1», «пункт 6»).

Если в акте упоминается тот или иной объект (учреждение, орган власти), то в первый раз приводится их полное наименование и – в скобках – сокращенное (со словами: «далее именуется…» или «далее…»), а в последующем употребляется только сокращенное наименование. Названия органов, организаций и других объектов приводятся в соответствии с официальным наименованием, предусмотренном в уставе, положении, решении. При переименовании должны быть внесены поправки в соответствующий акт.

Кроме того, В нормативно-правовом акте должно быть указано также положение о вступлении его в законную силу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.