Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений



Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации по сравнению с ранее действовавшим законом выделяет наряду с исковым такой вид судопроизводства как производство по делам, возникающим из административных и иных публичных пра­воотношений.

Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, это основанный на исковом, но самостоятельный порядок рассмотрения дел, для которого харак­терны следующие признаки:

1. при рассмотрении дел применяются нормы публичного права;

2. одним из лиц, участвующих в деле, выступает административ­ный орган или должностное лицо, поэтому стороны представле­ны субъектами, которые находятся в отношениях не равнопра­вия, а власти и подчинения;

3. средством обращения за судебной защитой служит заявление;

4. целью судебного разбирательства является судебный контроль за законностью и обоснованностью административных актов и действиями (бездействием) должностных лиц.

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства. Вместе с тем в федеральных законах предусмотрен ряд особенностей, которые содержатся:

1. в гл. 22—26 АПК РФ (раздел III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений»). В со­ответствии с ч. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания об­стоятельств, послуживших основанием для принятия оспаривае­мого акта, законности оспариваемых решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2. в разделе I АПК РФ «Общие положения». Например, согласно абз. 2 ч. 3 ст. 17 АПК РФ не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, возникающие из административ­ных и иных публичных правоотношений;

3. в иных федеральных законах (в частности, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматри­ваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к его компетенции. Например, на основании ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели вправе обжало­вать нормативный акт налогового органа в арбитражном суде.

При рассмотрении дела арбитражный суд устанавливает соот­ветствие нормативного правового акта федеральному конститу­ционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу; не свя­зан доводами, содержащимися в заявлении, проверяет оспаривае­мое положение в полном объеме. Отказ заявителя от своего тре­бования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению дела по существу.

Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассацион­ной инстанции в течение месяца.

По общему правилу лицо в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и законных интересов, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненорма­тивного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительны­ми, решений и действий (бездействия) незаконными.

При рассмотрении дел данной категории суд:

1. осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;

2. устанавливает наличие полномочии у органа или лица, который принял оспариваемый акт или совершил оспариваемое действие;

3. устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение или действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

В случае непредставления органом или лицом, который приняли оспариваемый акт, решение или совершил оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Арбитражные суды рассматривают отнесенные к их подведом­ственности дела о привлечении к административной ответственности. Дела этой категории рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ «Рас­смотрение дел об административных правонарушениях» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Содержащиеся в гл. 25 АПК РФ специальные правила, подлежат при­менению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Заявление о привлечении к административной ответственности по­дается органами и должностными лицами, уполномоченными состав­лять протоколы об административных правонарушениях, в арбитраж­ный суд по месту нахождения или месту жительства правонарушителя.

Арбитражный суд рассматривает дело о привлечении к администра­тивной ответственности единолично в срок, не превышающий пятнад­цати дней со дня поступления заявления в арбитражный суд. Указанный срок включает время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по существу. По ходатайству лиц, участвующих в де­ле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоя­тельств дела суд может продлить срок рассмотрения дела.

Решения административных органов о привлечении юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей к административ­ной ответственности могут быть оспорены этими лицами.

Дела об оспаривании решений административных органов рас­сматриваются единолично в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

При рассмотрении дела суд:

1. проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения;

2. устанавливает наличие соответствующих полномочий адми­нистративного органа, принявшего оспариваемое решение;

3. устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения лица к административной ответственности, соблюден ли поря­док привлечения к ответственности;

4. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об оспаривании решения административного органа. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязатель­ных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмот­рен иной порядок их взыскания. Указанные дела рассматриваются единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступ­ления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судеб­ному разбирательству и принятие решения по делу.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.