Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы участия граждан в МСУ



В соответствии с п.2 ст. 130 Конституции РФ МСУ осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие формируемые органы МСУ.

Различают 2 основные группы форм осуществления гражданами МСУ:

1)формы непосредственной демократии и 2)формы представительной демократии.

Предусмотренные Законом 2003 года формы непосредственной демократии можно также подразделить на 2 группы:

1) при реализации которых принимаются решения, обязательные для исполнения,

а именно:

-местный референдум,

-сходы граждан в малых населенных пунктах,

-муниципальные выборы и голосование граждан;

2) на основе общественных инициатив, решения которых не носят силу обязательности для исполнения, а именно:

-опросы общественного мнения,

-территориальное общественное самоуправление,

-собрания (конференции),

-публичные слушания,

-правотворческая инициатива граждан,

-мирные массовые акции,

-обращения граждан в ОМСУ.

К формам представительной демократии относятся выборные ОМСУ.

 

Местный референдум

Местный референдум является высшей формой народовластия на муниципальном уровне,

при котором население непосредственно решает важнейшие ВМЗ.

Решения референдума не подлежат утверждению каким бы то ни было органом.

Они обязательны к исполнению на территории МО. Могут быть отменены лишь другим референдумом.

В случае, если решения референдума противоречат законодательству, они могут быть опротестованы прокуратурой или оспорены в судебном порядке.

Решение о проведении референдума могут принять:

- представительный ОМСУ по собственной инициативе, по инициативе граждан, избирательных объединений;

- глава МО.

Проведение референдума регламентируется федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с указанным законом законами субъектов РФ.

Право на участие в местном референдуме имеют жители МО, обладающие избирательным правом.

МР проводится на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Итоги МР подлежат опубликованию (обнародованию). Органы МСУ обеспечивают исполнение решений МР

в соответствии с их полномочиями.

Практика показывает, что МР не проводятся. Причиной этого являются затратность проведения референдумов при отсутствии бюджетных средств в МО.

Муниципальные выборы

На муниципальных выборах осуществляется избрание депутатов и выборных должностных лиц МСУ на основе

всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы назначаются представительным ОМСУ в сроки, предусмотренные Уставом МО. При отсутствии решения в установленные сроки выборы могут быть назначены избирательной комиссией или судом.

В соответствии с ФЗ субъекты РФ устанавливают порядок назначения и объявления даты выборов, составления списков избирателей, регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, правил голосования, подсчета голосов и установления результатов выборов.

Существуют различные избирательные системы:

-мажоритарная (по избирательным округам). При этом могут быть одномандатные или многомандатные округа.

-пропорциональная (по партийным спискам);

-смешанная.

Выбор избирательной системы устанавливается Уставом МО.

Указанные избирательные системы имеют достоинства и недостатки.

Так к достоинствам мажоритарной системы можно отнести:

-непосредственное знакомство депутата со своими избирательными округами и интересами их жителей,

-информирование избирателей о личности депутата и его профессиональных и политических качествах.

К недостаткам этой системы относятся:

- орган МСУ может отличаться крайним разнообразием позиций и мнений,

- приоритетом для каждого депутата является решение проблем своего округа.

Пропорциональная система характеризуется следующими достоинствами и недостатками:

Плюсы:

-партийные фракции выражают интересы больших групп населения и депутаты выступают от их интересов с единым мнением,

-партийные списки способствуют представлению в ОМСУ разных слоев населения.

Минусы:

-ослаблены личные связи избирателей и депутатов, а также снижена персональная ответственность,

-при отсутствии явно выраженного большинства ОМСУ трудно принимать решения. В большинстве уставов МО для победы в муниципальных выборах достаточно простого большинства голосов.

При выборе глав МО в некоторых случаях устанавливается абсолютное большинство: 50% плюс один голос, что может привести ко 2 туру выборов.

 

Голосование населения

ФЗ-2003г. предусматривает следующие случаи голосования населения:

-отзыв депутата или выборного ДЛ МСУ,

-изменения границ МО,

-преобразования МО.

Порядок голосования аналогичен выборам и референдуму.

Основаниями для отзыва являются противоправные решения и действия (бездействия), установленные Уставом МО и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна давать возможность обвиняемому дать объяснения.

Голосование считается правомочным, если проголосовало не менее 50% зарегистрированных избирателей, а ДЛ отозванным, если за отзыв проголосовало не менее 50%.

В голосовании по вопросам изменения границ МО должно принять участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50%.

Итоги подлежат опубликованию.

 

Сходы граждан

В МО (с числом жителей, как правило, менее 100 человек) может не создаваться представительный орган МСУ, а его функции выполняет сход граждан.

Сход созывается главой МО или по инициативе 10 жителей. Сход правомочен при участии более 50 % жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50%. Решение подлежит обнародованию.

 

Опросы населения

Опрос проводится на всей территории или на части территории МО.

Цель опроса - выявление мнения населения и его учета при принятии решении органами МСУ или должностными лицами.

Обычно используется не сплошной метод опроса, а репрезентативная выборка, дающая достаточную точность при опросе представителей групп населения.

Существуют определенные технологии опроса в виде письменного опроса, анкетирования и др.

В опросе участвуют граждане, обладающие избирательным правом.

Опрос назначается представительным ОМСУ. Порядок назначения и проведения опроса устанавливается Уставом МО или НПА представительного ОМСУ.

Проведение опроса финансируется за счет средств МБ или бюджета субъекта РФ, если проводится по его инициативе.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.