Стратегическое управление или планирование соц.-экон. развития территории
Анализ и оценка эффект. управления
Управление персоналом
Организационное проектирование систем управления
Формирование проф. команды
Схема 2. Общие подходы в теории управления
Схема 3. Понятие управления
Желание
Умение
Творчество
Потребности
организация
Ресурсы
ПОТРЕБНОСТИ
Знания
Материальные, физиологические
Схема 4. Управление в МО
Местное самоуправление- СУ и ОУ в одном лице
Проблема-
отклонение
фактического состояния от
Управление-
Условия
эффективности
Знания
Организационно-распорядительные
СП- социальное признание (уважение, самореализация, самоутверждение)
Схема 5. Теоретические основы организованности МО
повышающие
Схема 6. Государственное и муниципальное управление
Осуществляют органы государственной власти и МСУ
Краткий курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Природа местного самоуправления (МСУ)
МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.
В соответствии с таким подходом в ст. 3 Конституции РФ устанавливается:
1. Высшим и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и ОМСУ.
Таким образом, суть МСУ – признание права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по вопросам местной (своей) жизни и самому отвечать за их последствия.
Основные теории МСУ
Формирование целого ряда теорий МСУ относится к середине 19 в., но процесс углубления теоретических основ происходит и в настоящее время.
В научной литературе существуют различные классификации теорий МСУ. Основанием классификации служат принципы разграничения функций государства и МСУ.
В соответствии с данным подходом различают 3 основные теории:
1. Общественная;
2. Государственная;
3. Государственно-общественная.
Общественная теория. Представители (Теория свободной общины) – Гнейст, Майер, Лабанд, Лесслер. По их мнению, наряду с тремя конституционными властями необходимо признавать четвертую власть – общинную, источником которой является народ. Причем круг общинных дел отличается от государственных, государство должно признавать общину и не вмешиваться в ее внутренние дела. Должностные лица МСУ согласно этой теории не являются государственными чиновниками. Недостатки теории – практическое противоречие главного постулата теории – невмешательства государства, свобода общины.
Общественная теория включает разновидности этой теории:
1) Хозяйственная;
2) Юридическая;
3) Политическая.
Хозяйственная – (Моль, Васильчиков) устанавливает, что функции МСУ строго хозяйственные, они определяют самостоятельность общины и ненужность государственного надзора за ее деятельностью. На практике в общине присутствуют и властные функции, которые не являются только хозяйственными.
Юридическая – исходит из того, что органы МСУ выполняют часть государственных дел, но не являются органами государства и обладают самостоятельно предоставляемыми им государством правами.
Политическая – основывается на том обстоятельстве, что должностные лица МСУ не принадлежат к профессиональному чиновничеству, так как они выбираются местные населением, а не назначаются Правительством.
Государственная теория. Представители – Штейн, Лазаревский, Градовский. Данная теория противоположна общественной: МСУ – часть государства, точное разделение государственных и местных дел невозможно, местные дела – часть государственных дел, переданных на исполнение на места. Источником местной власти является государство, местное сообщество не обособлено от государства, а служит его интересам. Данная теория реализовывалась в практике советского периода (1917-1991гг.). Между государственными и местными делами существует разница, принципиальное различие заключается в том, что государство имеет дело с гражданами, а МСУ – с жителями, обеспечение гражданских и социальных свобод – это функции государства, а устройство жизни в конкретном поселении - вопросы МСУ.
Большинство ученых в настоящее время придерживаются позиции двойственного характера МСУ, т.е. являются сторонниками государственно-общественной теории. Она предполагает сочетание общиной как местных дел, не требующих участия государства, так и государственных дел, при выполнении которых органы МСУ выступают представителями государства и подотчетны государству.
МСУ отличается от самоуправления в общественных организациях, которые не обладают силой публичной власти, наличие которых у ОМСУ установлено законом, все решения органов МСУ обязательны для жителей. В общественных организациях членство может быть прекращено, в МСУ – нет.
Определение МСУ
Согласно Европейской Хартии МСУ, принятой Советом Европы в 1985г., ратифицированной в РФ Федеральным Законом 1998г., МСУ – это право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ей, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
В российском законодательстве согласно ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» в редакции 1995г. (№ 154) «МСУ в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через ОМСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.»
Согласно новой редакции данного закона (№ 131) от 6 октября 2003г. «МСУ в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающаяся в пределах, устанавливаемых Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМСУ вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.»