Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структурно-логические схемы по некоторым теоретическим основам учебной дисциплины



Схема 1. Место учебной дисциплины в системе ГМУ

«Государственное и муниципальное управление»

             
 
   
Теория государства и права
 
Экономическая теория
 
 
 


Разработка управленческих решений
Психология управления
ИСЭПП
Системы государственного управления
Стратегическое управление или планирование соц.-экон. развития территории

                                                 
   
   
   
 
Анализ и оценка эффект. управления
 
 
       
 
 
Управление персоналом
 
 
   
   
Организационное проектирование систем управления
 
 
 
Формирование проф. команды
 
   
       
 
 
 
     
   
 


Схема 2. Общие подходы в теории управления

 
 


Схема 3. Понятие управления

Желание Умение Творчество
Потребности

организация
Ресурсы
ПОТРЕБНОСТИ
Знания

Материальные, физиологические

Схема 4. Управление в МО

       
   
Местное самоуправление- СУ и ОУ в одном лице
 
 


Проблема- отклонение фактического состояния от
Управление-

Условия эффективности

Знания

Организационно-распорядительные
СП- социальное признание (уважение, самореализация, самоутверждение)

Схема 5. Теоретические основы организованности МО

повышающие
Схема 6. Государственное и муниципальное управление

 

Осуществляют органы государственной власти и МСУ

 

 

Краткий курс лекций

 

ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Природа местного самоуправления (МСУ)

МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.

В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.

С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.

В природе МСУ присутствует два названных начала.

В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.

В соответствии с таким подходом в ст. 3 Конституции РФ устанавливается:

1. Высшим и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и ОМСУ.

Таким образом, суть МСУ – признание права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по вопросам местной (своей) жизни и самому отвечать за их последствия.

 

Основные теории МСУ

Формирование целого ряда теорий МСУ относится к середине 19 в., но процесс углубления теоретических основ происходит и в настоящее время.

В научной литературе существуют различные классификации теорий МСУ. Основанием классификации служат принципы разграничения функций государства и МСУ.

В соответствии с данным подходом различают 3 основные теории:

1. Общественная;

2. Государственная;

3. Государственно-общественная.

Общественная теория. Представители (Теория свободной общины) – Гнейст, Майер, Лабанд, Лесслер. По их мнению, наряду с тремя конституционными властями необходимо признавать четвертую власть – общинную, источником которой является народ. Причем круг общинных дел отличается от государственных, государство должно признавать общину и не вмешиваться в ее внутренние дела. Должностные лица МСУ согласно этой теории не являются государственными чиновниками. Недостатки теории – практическое противоречие главного постулата теории – невмешательства государства, свобода общины.

Общественная теория включает разновидности этой теории:

1) Хозяйственная;

2) Юридическая;

3) Политическая.

Хозяйственная – (Моль, Васильчиков) устанавливает, что функции МСУ строго хозяйственные, они определяют самостоятельность общины и ненужность государственного надзора за ее деятельностью. На практике в общине присутствуют и властные функции, которые не являются только хозяйственными.

Юридическая – исходит из того, что органы МСУ выполняют часть государственных дел, но не являются органами государства и обладают самостоятельно предоставляемыми им государством правами.

Политическая – основывается на том обстоятельстве, что должностные лица МСУ не принадлежат к профессиональному чиновничеству, так как они выбираются местные населением, а не назначаются Правительством.

Государственная теория. Представители – Штейн, Лазаревский, Градовский. Данная теория противоположна общественной: МСУ – часть государства, точное разделение государственных и местных дел невозможно, местные дела – часть государственных дел, переданных на исполнение на места. Источником местной власти является государство, местное сообщество не обособлено от государства, а служит его интересам. Данная теория реализовывалась в практике советского периода (1917-1991гг.). Между государственными и местными делами существует разница, принципиальное различие заключается в том, что государство имеет дело с гражданами, а МСУ – с жителями, обеспечение гражданских и социальных свобод – это функции государства, а устройство жизни в конкретном поселении - вопросы МСУ.

Большинство ученых в настоящее время придерживаются позиции двойственного характера МСУ, т.е. являются сторонниками государственно-общественной теории. Она предполагает сочетание общиной как местных дел, не требующих участия государства, так и государственных дел, при выполнении которых органы МСУ выступают представителями государства и подотчетны государству.

МСУ отличается от самоуправления в общественных организациях, которые не обладают силой публичной власти, наличие которых у ОМСУ установлено законом, все решения органов МСУ обязательны для жителей. В общественных организациях членство может быть прекращено, в МСУ – нет.

 

Определение МСУ

Согласно Европейской Хартии МСУ, принятой Советом Европы в 1985г., ратифицированной в РФ Федеральным Законом 1998г., МСУ – это право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ей, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

В российском законодательстве согласно ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» в редакции 1995г. (№ 154) «МСУ в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через ОМСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.»

Согласно новой редакции данного закона (№ 131) от 6 октября 2003г. «МСУ в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающаяся в пределах, устанавливаемых Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМСУ вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.