Муниципальные образования можно разделить по признаку финансовой обеспеченности на доноров и реципиентов. Территории МО-Доноров (крупных городов, территории с производственной специализацией) имеют источники доходов, полностью обеспечивающие не только МО собственными доходами, но и перечисляющие доходы в вышестоящие уровни бюджетной системы. МО-реципиенты не могут обеспечить свои потребности за счет своих территории и нуждаются в финансовой поддержке для исполнения функций, установленных законом. Подавляющее большинство МО (районы и поселения) являются в настоящее время реципиентами.
В связи с такими обстоятельствами существует проблема с одной стороны финансовой поддержки экономически слабых МО, с другой стороны изъятия избытков средств у доноров.
Налоговое регулирование в части установления ставок по регулирующим налогам не решает данной проблемы, в том числе и по причине нестабильности этих ставок, отсутствия налогооблагаемой базы на территориях МО. Такое положение не стимулирует ОМСУ к увеличению доходной базы, порождает иждивенческие настроения.
Федеральное законодательство в настоящее время установило единые нормативы отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов, долгосрочный характер их действия. Введены специальные процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности. Основой является показатель минимальной бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя МО.
Уровень минимальной бюджетной обеспеченности может ежегодно устанавливаться законом субъекта РФ с учетом реальных возможностей его финансового обеспечения и может быть различным для разных типов МО с учетом объема выполняемых ими функций. Если уровень бюджетной обеспеченности меньше минимального, то предусматриваются дотации, если он больше минимального, но не более чем в 2 раза, то дополнительные доходы используются МО на собственные нужды. Если уровень бюджетной обеспеченности больше минимального более чем в 2 раза, то такое МО должно передавать 50% доходов, превышающих 2-кратный уровень, в вышестоящий уровень бюджетной системы. Для выплаты дотаций в региональном бюджете образуется фонд финансовой поддержки поселений и фонд финансовой поддержки муниципальных районов. Согласно федеральному законодательству фонд финансовой поддержки поселений может создаваться в составе бюджетов муниципальных районов.
Лекция 11. Государственные гарантии прав МСУ, ответственность органов и ДЛ МСУ, контроль их деятельности
Гарантии прав МСУ
ФЗ-2003г. (ст.3) установил, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обязаны обеспечивать государственные гарантии прав населения на осуществление МСУ. Эти права могут быть ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.
Система государственных гарантий МСУ включает общие гарантии и специальные. Общие гарантии – законодательные нормы , гарантирующие соблюдение тех или иных прав (н-р, недопустимость осуществления МСУ органами государственной власти, недопустимость решения вопроса о реорганизации МО и его территории без учета мнения населения, социальные гарантии для муниципальных служащих, право МО на собственную символику и др.)
Специальные гарантии – возможность юридической защиты общих гарантий, то есть конкретные механизмы судебной и иной защиты тех прав и полномочий МСУ, которые охвачены общими гарантиями.
Ст.11 ЕХ МСУ предусматривает право ОМСУ на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и принципов МСУ.
Граждане, ОМСУ, ДЛ вправе предъявлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, ДЛ ОГВ, ДЛ МСУ, предприятий, организаций и учреждений, если эти акты нарушают права граждан на осуществление МСУ.
Однако потенциально существуют проблемы судебной защиты, связанные с огромной загруженностью судов делами, волокитой судебных процессов, низкой квалификацией судей по вопросам МСУ. В связи с данным обстоятельством в субъектах федерации могут специально создаваться уставные (конституционные) суды, а в судах общей юрисдикции коллегии по государственно-правовым вопросам.