ТОС может иметь имущество, передаваемое ему в управление МО, его финансовыми ресурсами могут быть пожертвования юридических и физических лиц, средства местного бюджета, переданные для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности.
К собственной хозяйственной деятельности могут относиться торговая и строительная деятельность, участие в коммерческих организациях, сдача в аренду земельных участков, нежилых помещений, рекламных площадей, принадлежащих ТОС и т.п.
В собственности ТОС могут находиться:
- построенные на финансовые средства ТОС сооружения: детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и производственные помещения,
- приобретенные транспорт, оборудование, инвентарь и др.
Массовому развитию ТОС мешают следующие проблемы:
-низкий уровень сознания граждан, психологически не готовых к осуществлению самоуправления в виду отсутствия желания, знаний и опыта,
-неоднозначность позиций органов МСУ, не желающих передавать свои полномочия из-за недоверия к самоорганизации граждан, отсутствия необходимых средств.
Важность развития ТОС невозможно переоценить. Именно благодаря ТОС развиваются и укрепляются элементы гражданского общества, повышается активность населения, выявляются и используются внутренние резервы территории, упрощаются избирательные и другие процессы. Развитие ТОС отвечает принципу субсидиарности, соответствует концепции местного самоуправления как власти, вырастающей снизу вверх.
Однако, территориальное общественное самоуправление должно создаваться самими гражданами, их компетенция определяется самими гражданами и администрирование их деятельности сверху органами власти, как это имеет место на практике, также нельзя считать соответствующим принципам самоорганизации граждан и способствующим ее развитию.
Лекция 8. Организационные основы МСУ
Организационные основы МСУ включают комплекс вопросов, связанных с определением структуры и наименованием органов и должностных лиц МСУ, их статуса, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий.
Органы и должностные лица МСУ
Органы МСУ – избранные населением непосредственно и (или) образованные представительным органом МСУ.
Каждый орган имеет собственные полномочия по ВМЗ. ДЛ МСУ – может быть выборным либо нанятым по контракту (трудовому договору). Наделяется исполнительно-распорядительными полномочиями по решению ВМЗ и по организации деятельности ОМСУ.
Структура ОМСУ:
-Представительный орган,
-глава МО,
-местная администрация,
-контрольный орган,
-иные органы, предусмотренные Уставом МО (муниципальная избирательная комиссия, руководитель милиции общественной безопасности и др.).
Согласно ФЗ-2003 г. наличие представительного органа, главы МО, администрации МО является обязательным. Их наименования устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций.
Порядок формирования, полномочия, срок, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы деятельности органов и ДЛ определяются Уставом.
Участие органов государственной власти и их ДЛ в формировании ОМСУ не допускается, за исключением случаев участия в конкурсной комиссии по замещению главы местной администрации муниципального района или городского округа (1/3 от состава).
Органы МСУ являются юридическими лицами.
Классификация ОМСУ
ОМСУ подразделяются:
а) по способу образования:
1)выборные
2)другие, а именно:
-формируемые на добровольной основе с последующим утверждением,