1. Участие юридических лиц в международных хозяйственных отношениях и определение их государственной принадлежности.
2. Иностранные юридические лица в РФ и их правовое положение.
3. Правовое положение российских юридических лиц за границей.
4. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности и правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в РФ.
1. В современных условиях хозяйственная деятельность юридических лиц не ограничена пределами одного государства, причем число таких юридических лиц все время возрастает. Предприятия, созданные в одном государстве, принадлежат полностью или частично компаниям другого государства.
Международные монополии, деятельность которых охватывает многие важные сферы мирового хозяйства, делятся на несколько групп. В первую группу входят национальные общества, тресты, компании, имеющие за рубежом филиалы, а также дочерние общества.
Ко второй группе транснациональных корпораций относятся тресты и концерны, которые являются международными не только по сфере деятельности, но по капиталу. В отличие от монополий первой группы они принадлежат капиталу нескольких государств. Общим для этих двух групп является то, что и те и другие монополии созданы как юридические лица одного государства.
К третьей группе международных монополий относятся многочисленные картели и синдикаты, объединения производственного и научно-технического характера, юридическими лицами не являющиеся.
К четвертой группе относятся смешанные общества (на паях с местным капиталом или с фирмами различных государств). Под смешанными обществами в международном частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств.
2. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.
Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждены юридическое лицо или организация (ч. 1 ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 г.).
Согласно части третьей ГК РФ, личным законом юридического лица считается право страны, где оно учреждено.
На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:
- является ли организация юридическим лицом;
- организационно-правовая форма юридического лица;
- требования к наименованию юридического лица;
- вопросы реорганизации юридического лица, включая вопросы правопреемства;
- вопросы создания и прекращения юридического лица;
- содержание правоспособности юридического лица;
- порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
- отношения внутри юридического лица, включая отношения юридического лица с его участниками;
- ответственность юридического лица.
3. Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением особых случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно действующему в России законодательству (ст. 17 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995 г.), может быть установлена государственная монополия на экспорт или импорт отдельных товаров. Деятельность по экспорту или импорту таких товаров осуществляется на основе лицензирования. Лицензии на осуществление такой деятельности выдаются только государственным предприятиям. Правовое положение таких участников в экономической деятельности обладает определенной спецификой. Имущество такого предприятия находится в государственной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, общее для всех российских субъектов международного частного права в области внешнеэкономической деятельности состоит в том, что они являются юридическими лицами, несущими, как правило, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Все указанные организации являются российскими юридическими лицами, их личный статут определяется российским правом. Положения об ответственности должны применяться и за рубежом, то есть иметь экстерриториальное значение.
4. Интернационализация международной хозяйственной жизни приводит к использованию различных организационных форм совместной деятельности субъектов из разных государств. Это могут быть чисто договорные формы, при которых отношения сторон определяются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином ранге или в отношении определенного объекта деятельности. Но это могут быть и более глубокие организационные формы, приводящие к созданию юридических лиц. К ним можно отнести смешанные общества, занимающиеся, как правило, торговой деятельностью, совместные предприятия и др.
Одной из возможных организационно-правовых форм является консорциум. Обычно во внешнеэкономической сфере консорциумы создавались на договорной основе для реализации, как правило, крупномасштабных проектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций. На практике применялись банковские консорциумы при получении кредитов, консорциумы для участия в торгах при переговорах о строительстве объектов за рубежом и др.
Тема 6
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
КАК УЧАСТНИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
План:
1. Государство как субъект имущественных отношений в международном частном праве.
2. Иммунитет государства и его виды.
3. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством.
1. Различают два вида правоотношений в международном частном праве, в которых участвуют государства. Во-первых, правоотношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и др. Во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны. Другой же стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные немежгосударственные организации и отдельные граждане.
Государство может выступать стороной в соответствующих правоотношениях при выпуске займов, облигации которых продаются иностранным гражданам. Оно может быть стороной в концессионных договорах и вообще в отношениях, возникающих при представлении государством концессий иностранным частным компаниям. Определение правовой природы этих отношений особенно актуально для стран, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций. Согласно ст. 124 ГК, государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений.
По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, не закрепленным за юридическими лицами, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
2. Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом. Это означает, что все государства между собой равны.
В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета. К ним относятся:
1) Судебный иммунитет. Особенность его заключается в неподсудности одного государства судам другого государства.
2) Иммунитет от предварительного обеспечения иска. Особенность его состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.
3) Под иммунитетом от исполнения решений понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.
4) Иммунитет собственности государства. Это более общее понятие, поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде.
Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна – суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.
3. Внешнеторговые сделки заключаются в России, как правило, любыми юридическими лицами. Для российского законодательства характерно отрицательное отношение к выступлениям государства в качестве непосредственного субъекта таких внешнеторговых сделок. Эта возможность у государства имеется, но она должна быть ограничена, поскольку любой такой случай может повлечь за собой возникновение универсальной ответственности государства. В ст. 11 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995 года предусмотрено, что государство – РФ, ее субъекты и муниципальные образования – осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
С точки зрения нашего права и нашей доктрины о раздельной ответственности государства и государственных юридических лицах следует считать, что государственные внешнеторговые организации как самостоятельные юридические лица не должны пользоваться иммунитетом, предоставляемым государству.
Современная концепция участия государства в гражданско-правовых отношениях, которая стала складываться в 90-е годы, получила отражение в Основах гражданского законодательства 1991 года. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает находящимися в его собственности средствами государственной казны.