Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен ситуацию.
Существуют 4 основные черты конъюнктуры рынка:
• динамичность;
• пропорциональность;
• вариабельность;
• цикличность.
Отсюда следуют основные цели анализа конъюнктуры рынка:
• анализ динамики закономерностей и тенденций;
• пропорциональность развития;
• анализ устойчивости.
Рынок никогда не остается низменным. Его основной характеристикой является стихийность, ограниченная некоторыми рамками. Спрос и предложение редко совпадают и находятся в постоянном стремлении к балансу. При анализе конъюнктуры рынка вычисляются следующие показатели:
*масштаб рынка — емкость, товарооборот, число предприятий, выступающих на данном рынке;
* степень сбалансированности рынка — соотношение спроса и предложения;
* тип рынка — монополия, олигополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция;
* динамика рынка — изменение основных параметров рынка, их скорость, интенсивность, основные тенденции;
* степень деловой активности — число и размер заказов, объем и динамика сделок;
* уровень устойчивости/колеблемости основных параметров рынка;
*• уровень рыночного риска — оценка вероятности потерпеть поражение на рынке;
* сила и размах конкурентной борьбы;
* цикличность рынка;
* средняя норма прибыли.
Конъюнктурный анализ рынка представляет собой всестороннюю оценку состояния рынка по его основным показателям на данный момент или отрезок времени и с выявлением причинно-следственных связей, определяющих рыночную ситуацию в целом.
Важнейшим признаком конъюнктуры рынка является соотношение спроса и предложения. Они редко достигают баланса и равенства. Баланс и дисбаланс рынка определяют тип рынка. При подсчете предложения рассчитывается:
▪ объем отечественного производства товаров потребительского назначения;
• объем импорта;
• изменение стоимости товарного поступления за счет роста цен.
При подсчете спроса рассчитывается:
• денежные доходы населения (за вычетом прироста сбережений, инвестиций в покупку ценных бумаг и недвижимости, а также обязательных платежей);
• покупка производственными предприятиями товаров для производственного потребления и промышленной переработки;
▪ покупка товаров учреждениями и предприятиями для собственных нужд;
• изменение стоимости купленных товаров.
Если предложение превышает спрос, это отражается на росте товарных запасов, и наоборот. Количественно определить спрос на определенный товар на локальном рынке практически невозможно, за исключением тех случаев, когда сделки купли-продажи регистрируются (как на биржевых рынках).
Поэтому фирмы проводят косвенную оценку спроса по количеству товарных запасов на складах. Если товарные запасы стабильны, это говорит о сбалансированности спроса и предложения.
Основными методами исследования конъюнктуры рынка являются статистические методы (регрессионный анализ, дисперсный анализ, вариационный анализ, метод группировок, анализ рядов динамики, метод скользящей средней, индексные методы), балансовые методы, экономико-математические методы, позволяющие выявить тенденции развития рыночной конъюнктуры.
.Методы прогнозирования в маркетинговой деятельности.
Прогнозирование служит для выяснения тенденций развития фирмы в условиях постоянного изменения факторов внешней и внутренней среды и поиска рациональных маркетинговых мероприятий по поддержанию устойчивости ее экономического поведения. Сфера применения методов прогнозирования в маркетинговых системах достаточно широка. Они используются для анализа и разработки концепций развития всех субъектов маркетинговой системы, например, для исследования рыночной конъюнктуры, в системе прогнозирования цен, новых продуктов и технологий, поведения покупателей на рынке. Важнейшим направлением является прогнозирование сбыта и рынков, их динамики, структуры, конъюнктуры, возможностей рынка воспроизводить предложение и спрос.
В качестве инструментария при прогнозировании используется система методов, с помощью которых анализируются причинно-следственные параметры прошлых тенденций в деятельности предприятия и по результатам анализа формируются изменения в перспективе социально-экономического развития фирмы.
Методы прогнозирования классифицируются по различным критериям:
* по форме предоставления результата прогнозы делятся на количественные и качественные. Первые базируются на численных, математических процедурах, а вторые — на использовании имеющихся опыта, знаний и интуиции исследователя;
* по величине периода упреждения выделяют краткосрочные (1 год и менее), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
*по охвату прогнозированием объекта исследования прогнозы бывают общими (прогноз общего развития народного хозяйства) и частные (прогноз для отдельных отраслей, инфраструктуры, отдельных показателей).
К качественным методам прогнозирования относя:
а) опрос потребителей;
б) опрос экспертов;
в) метод «Дельфи»
г) метод сценариев;
д) метод «Мозговой атаки
е) Системный анализ
Основными количественными методами, используемыми при прогнозировании в маркетинге являются: экстраполяция трендов, регрессионный анализ, экспоненциональное сглаживание, метод скользящей средней, функциональные зависимости, моделирование, модель «Затраты-Выпуск». (более подробно см. материал в учебной литературе по статистике, экономико-математическим методам, социологии).