Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наблюдение как метод получения маркетинговой информации.



Наблюдение составляет основу качественных маркетинговых исследований. Наблюдение основывается на теоретических аспектах психологии.

Этот метод заключается не в общении с исследуемыми группами людей, а в наблюдении за их поведением в различных ситуациях.

Результаты наблюдения могут использоваться для построения гипотез, для проверки данных, которые были получены другими методами, для извлечения дополнительных данных об объекте изучения. Существуют следующие виды наблюдения:

* прямое — непосредственное наблюдение за поведением объекта;

* непрямое — изучение результатов поведения (не самого поведения);

* открытое — люди знают, что за ними проводится наблюдение (специально созданные эксперименты);

*скрытое — обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают;

* структурированное — наблюдаются только отдельные аспекты поведения;

* неструктурированное — фиксируются все виды поведения.

Чтобы наблюдения проводились успешно, необходимо выполнение следующих условий:

• они должны выполнятся на довольно коротких отрезках времени;

▪ наблюдаемые явления должны быть доступны для наблюдения, протекать на публике;

▪ наблюдению должно подвергаться только часто повторяющееся, систематическое, механическое поведение, которое респондент не запоминает.

Назначение наблюдения состоит в том, что оно является:

* инструментом сбора информации:

- непосредственно в ходе изучаемого процесса, явления, ситуации (для качественного анализа). Например, изучается процесс выбора товара покупателем;

- для предварительного представления об объекте (когда не имеется четкого представления о предмете исследования и его цель сводится к конкретизации проблематики и формированию рабочих гипотез);

- подтверждения данных, полученных с помощью других методов сбора информации. Например, при наличии определенного ответа на вопрос анкеты респондент в реальной ситуации может поступить иначе, подобный результат наблюдения ставит под сомнение достоверность ответов на вопрос и корректность анкеты как инструмента исследования;

- описания распространенности явления или ситуации (ассортимент товаров в торговой точке, выбор марки товара). Применение метода наблюдения в статистическом обследовании ограничено из-за требования результативности обследуемой совокупности;

* служит источником дополнительных сведений для пояснения результатов, полученных с помощью других методов сбора информации.

. Процесс наблюдения включает в себя следующие этапы:

1). Подготовительный, на котором осуществляется

а) определение целей и задач наблюдения;

б) определение объекта и предмета наблюдения (в качестве объекта может выступать индивид, домохозяйство, организация. Предмет исследования является их поведение, деятельность);

в) выбор места и времени проведения наблюдения;

г) выбор формы наблюдения (необходимо выяснить потребности наблюдателя);

д) разработка процедуры наблюдения (ответ на вопрос: "Что наблюдать?");

. е) разработка бланка наблюдения;

ж) подготовка оборудования, печать документов. К документам наблюдения относятся: Карточка наблюдения — регистрация информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, событий, Протокол наблюдения — расширенный вариант карточки, Дневник наблюдения — систематическая регистрация сведений в течение длительного периода;

и) подготовка инструкций для исследователей;

к) подбор кадров и инструктаж;

2). Полевой (сбор информации в полевых условиях, контроль за работой);

3). Аналитический — анализ результатов наблюдения, подготовка отчета.

 

.Эксперимент и экспертные методы получения маркетинговой информации.

 

Эксперимент — метод сбора первичной информации путем моделирования процесса.

В ходе исследования выявляется влияние отдельного фактора на состояние исследуемого объекта.

Эксперимент может проводиться только при соблюдении следующих условий:

* изменению может подвергаться только одна независимая переменная, состояние других переменных должно оставаться неизменным;

*внешние условия также не должны оказывать влияния на ход эксперимента, т. е. они должны быть стабильны;

*период проведения эксперимента должен быть достаточным для получения достоверных результатов.

Эксперименты классифицируются по следующим основаниям:

• по степени материализации объекта исследования:

а) на реальные — проводятся на реально существующих объектах;

б) имитационные — проводятся на основе компьютерного моделирования реакции объекта;

в) умозрительные (мысленные) — проводятся на основе мысленной манипуляции информацией о свершившихся или возможных событиях, предполагают детальный анализ факторов, воздействующих на объект;

• характеру окружающей обстановки:

а) лабораторные — проводятся в искусственно созданных условиях, чтобы имелась возможность фиксировать одни переменные и манипулировать другими;

б) полевые — проводятся в реальных условиях;

• степени осведомленности участников (степени открытости эксперимента):

а) открытые — проводятся в условиях полной осведомленности участников эксперимента о его цели, задачах и условиях проведения;

б) в условиях неполной прозрачности целей — проводятся в условиях осведомленности участников эксперимента только об условиях проведения эксперимента, но цели эксперимента не ясны для тестируемого;

в) в условиях неполной прозрачности ситуации — проводятся в условиях полной осведомленности участников о цели и задачах эксперимента, но ситуация проведения не ясна для тестируемого;

г) скрытые — проводятся в условиях полной неосведомленности участников эксперимента о его цели, задачах и условиях проведения;

• логической структуре.

. а) линейные — предполагают использование в качестве контрольной и экспериментальной одной и той же группы участников;

б) параллельные — предполагают использование, как минимум, 2 групп: контрольной и экспериментальной;

• месту проведения:.

а) холл-тест (hall-test) — эксперимент проводится в специальном помещении, оборудованном для дегустации или просмотра рекламы;

б) хоум-тест (home-test) — эксперимент проводится в домашних условиях, участникам предлагается в домашней обстановке опробовать тестируемый товар;

• масштабу поставленной задачи:

а) однофакторные — исследуется влияние только одного фактора;

б) многофакторные — исследуется влияние нескольких факторов.

Выделяют 4 основных типа проектирования эксперимента:

• эксперимент с одной независимой переменной и одной зависимой переменной;

• с одной независимой и многими зависимыми переменными;

• со многими независимыми переменными и одной зависимой переменной;

• со многими независимыми и многими зависимыми переменными.

Процесс планирования и проведения эксперимента включает следующие этапы:

1). Подготовительный, который включает в себя

а) определение целей и задач эксперимента;

б)выбор зависимых и независимых переменных и методики их оценки;

в) определение логической структуры доказательств гипотезы эксперимента;

г)выбор схемы проведения эксперимента;

д) формирование объекта эксперимента в соответствии с логической структурой доказательства гипотезы;

2). Полевой, включающий

а) проведение экспериментальных мероприятий;

б) замер показателей

3). Аналитический, включающий:

а)анализ выявленных зависимостей;

б) определение достоверности результатов;

в) составление отчета.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.