Черный представляет собой ненависть, злобу, мстительность и т. п. чувства.
Серый, светлого оттенка, выражает эгоизм.
Серый, особого (трупного) оттенка выражает страх и ужас.
Серый, темного оттенка, выражает подавленность и меланхолию.
Зеленый цвет, грязного оттенка, выражает собою ревность. Если к ревности примешивается сильный гнев, то это выражается красными полосами на зеленом фоне.
Черно-зеленый цвет выражает низкий обман.
Зеленый, особенно яркого цвета, выражает терпимость к мнениям и верованиям других, умение легко приспособляться к изменяющимся условиям: такт, вежливость, житейскую мудрость и т. д., те качества, которые некоторые могут признавать "тонким обманом".
Красный цвет, оттенка пламени, вырывающегося из горящего строения, смешанного с дымом, выражает чувственность и животные страсти.
Красный, в форме ярко-красных вспышек, похожих на сверкание молнии, обозначает гнев. Эти вспышки обыкновенно появляются на черном фоне в случае гнева, возникающего от ненависти или злобы, а в случаях гнева от ревности они появляются на зеленом фоне. Гнев, вызванный негодованием или защитой предполагаемого "права", выражается этими красными вспышками при отсутствии фона.
Малиновый цвет выражает любовь, изменяя свои оттенки соответственно свойствам страсти. Грубая чувственная любовь будет выражаться темным, а иногда грязноватым багровым цветом; любовь, соединенная с высшими чувствами, выразится в более светлых и привлекательных оттенках. Очень высокая форма любви выражается прекрасным розовым цветом.
Коричневый цвет, красноватого оттенка, выражает скупость и жадность.
Оранжевый яркий цвет выражает гордость и честолюбие.
Желтый, с его различными оттенками, выражает интеллектуальную силу. Если интеллект довольствуется достижениями личного характера, явлениями низшего порядка, то появляется темно-желтый цвет, если же интеллект поднимается до более высокого уровня, желтый цвет становится все ярче и светлее, а великолепный золотисто-желтый цвет выражает высокое умственное достижение, широкие и блестящие способности и т. д.
Синий, темного оттенка, выражает религиозные верования, эмоции и чувства. Этот цвет; однако, изменяется в яркости соответственно степени альтруизма, обнаруживающегося в религиозных представлениях. Оттенки и степени яркости изменяются от темного индиго до великолепного ярко-лилового цвета, выражающего самые высокие религиозные чувства.
Голубой цвет, особенно яркого и светлого оттенка, выражает духовность. Некоторые из высших степеней духовности, наблюдаемой у людей, выражаются голубым цветом с рассыпанными на нем светящимися блестящими точками, искрящимися и сверкающими, как звезды в ясную зимнюю ночь.
Читатель должен помнить, что все эти цвета образуют бесконечные комбинации и соединения и проявляются в самых разнообразных степенях яркости и силы, причем каждый цвет и оттенок имеет свое значение в глазах оккультиста. В дополнение к только что перечисленным цветам Существуют многие другие, которые не имеют названий. Они находятся за пределами цветов, видимых в спектре, и так как люди не знают их, то и не придумали им названия, хотя теоретически и известно, что такие цвета существуют. Наука говорит нам об ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, которые не могут быть видимы человеческим глазом даже при помощи механических приспособлений, так как световые колебания их находятся за пределами наших чувств. Эти два ультрацвета и многие другие, неизвестные науке, известны оккультистам и могут быть видимы при достижении известного развития психической силы. Значение этого будет яснее, если мы укажем читателям, что появление в человеческой ауре этих ультрацветов является признаком психического развития данного лица, причем яркость красок зависит от степени развития. Другой факт, который покажется замечательным тем, кто не думал об этом вопросе, заключается в том, что ультрафиолетовый цвет в ауре указывает на психическое развитие, которым человек пользуется на высокой альтруистической плоскости, между тем как инфракрасный цвет указывает на психическое развитие, которым пользуются для эгоистических и недостойных целей. Это признак черной магии. Ультрафиолетовые лучи лежат с одной стороны видимого спектра, инфракрасные лучи лежат с другой стороны. Колебания первых слишком высоки, т. е. часты, и потому недоступны для человеческого глаза, колебания же вторых недоступны потому, что слишком низки, т. е. редки. Разница между двумя формами психического развития видна из степени развития двух ультрацветов. В дополнение к этим двум ультрацветам существует еще один цвет, невидимый для обыкновенного глаза — истинный первичный желтый цвет, показатель духовного просветления, слабо видный вокруг головы духовно великих людей — "сияние". Цветом седьмого начала, духа, является особенной яркости цвет, какого никогда не видал человеческий глаз. Это абсолютно белый цвет, самое существование которого отрицается западной наукой.
Аура, исходящая от инстинктивного разума, выражается более тяжелыми и свинцовыми или бурыми оттенками. Во сне, когда ум отдыхает, появляется обыкновенно тусклый красный цвет, указывающий на то, что инстинктивный разум выполняет животные функции тела. Этот оттенок, само собою разумеется, существует постоянно, но в течение часов бодрствования часто закрывается более яркими оттенками сменяющихся мыслей, эмоций или чувств.
Здесь как раз уместно будет сказать, что даже тогда, когда ум находится в полном спокойствии, в ауре колеблются и переходят один в другой оттенки, указывающие на господствующие стремления человека. Таким образом, высота развития человека и его "вкусы", и другие черты его личности могут быть видны по его ауре даже тогда, когда он сам пассивен. Когда ум поглощен сильной страстью, чувством или эмоцией, вся аура окрашивается в цвета, выражающие эти движения души. Так, например, сильный припадок гнева вызывает во всей ауре ярко-красные вспышки на черном фоне, почти затемняющем все другие цвета. Такое состояние продолжается более или менее продолжительное время, соответственно силе гнева. Если бы люди могли, хотя бы мельком, взглянуть на человеческую ауру, окрашенную таким образом, они пришли бы в такой ужас от этого страшного зрелища, что никогда не позволили бы себе приходить в ярость, — это напоминает пламя и дым того ада, о котором упоминается в церковных христианских учениях. И, действительно, в такие минуты человеческая душа временно становится настоящим адом. Сильная волна любви, охватывающая человека, выражается в ауре малиновым цветом, причем оттенок будет зависеть от характера эмоций. Подобным же образом порыв религиозного чувства окрашивает всю ауру в синий цвет, как мы уже объясняли в таблице цветов. Короче говоря, сильные эмоции, чувство или страсти вызывают в ауре тот или иной оттенок, пока продолжается данное чувство. Из сказанного нами видно, что существует два вида цветовых свойств ауры: первый зависит от господствующих мыслей, обыкновенно проявляющихся в умственной жизни данного лица, второй же обусловливается чувством; эмоцией или страстью, проявляющейся в данный момент. Преходящий цвет исчезает вместе с исчезновением чувства, хотя чувство, страсть или эмоция, часто повторяющиеся, изменяют со временем общий цвет ауры. Это изменение цвета ауры будет указывать на изменение характера данного лица. Вообще говоря, постоянные цвета ауры указывают на постоянные свойства души, меняющиеся указывают на эмоции, господствующие над душой в данное время. Обычный цвет, обнаруживающийся в ауре, постепенно изменяется время от времени, по мере того, как совершенствуется.
Из предыдущих чтений видно, что по мере того, как человек развивается, он все менее и менее поддается преходящим страстям, эмоциям и чувствам, проистекающим от инстинктивного разума, и что интеллект и затем духовный ум начинают проявляться вместо того, чтобы дремать в скрытом состоянии. Помня это, читатель увидит, как велико должно быть различие ауры неразвитого человека от ауры развитого. Первая представляет собой множество темных, густых, грубых красок, часто смешанных с цветами преходящих эмоций или страстей. Вторая проявляет цвета более высокого порядка, более светлые и чистые и только в незначительной степени нарушается преходящими чувствами, которые уже в значительной степени зависят от воли.
Человек с хорошо развитым интеллектом имеет ауру, пронизанную великолепным золотисто-желтым цветом, указывающим на развитие умственных способностей. Этот цвет в таких случаях особенно заметен в верхней части ауры, окружающей голову и плечи данного человека, между тем как более животные цвета спускаются к низшей части ауры. Когда человеческий интеллект впитал в себя идею духовности и посвящает себя достижению духовного могущества, его развитию и раскрытию, этот желтый цвет начинает окаймляться голубой каймой особенно яркого и блестящего оттенка. Этот особенный голубой цвет указывает на то, что мы обыкновенно называем "духовностью", на то, что в действительности есть "интеллектуальная духовность", если можно воспользоваться таким несколько парадоксальным термином, — это не то же самое, что духовный ум, а только интеллект, пропитанный духовным умом, употребляя другой, тоже бедный, термин. В некоторых случаях высокого развития этого интеллектуального состояния голубой центр окаймляется широкой бахромой золотисто-желтого цвета интеллекта, причем эта кайма бывает часто шире самого центра, и, кроме того, в исключительных случаях среди голубого сияния бывают искрящиеся и сверкающие блестящие точки. Эти блестящие точки указывают, что цвет ауры духовного разума уже установился, а также и то, что духовное сознание стало внезапно очевидным для данного лица или станет таким в ближайшем будущем.
Аура, исходящая из духовного ума или шестого начала, имеет истинный первичный цвет, недоступный обыкновенному зрению и не могущий быть искусственно воспроизведенным человеком. Он централизуется вокруг головы духовно просветленного человека и по временам производит особое сияние, которое может быть видимо даже людьми с нераскрытым психическим зрением. Это в особенности бывает заметно, когда такое духовно развитое лицо занято серьезным разговором или поучением, причем, действительно, его лицо как бы сияет и приобретает особый блеск. Сияние в виде венца, которое мы видим на изображениях великих духовных вождей народов, есть не что иное, как изображение того, что видели первые последователи этих великих людей и святых, о чем составилось предание...
Об ауре седьмого начала, духа, мы можем сказать очень мало, и это немногое дошло до нас только по преданию. Нам говорят, что она состоит из "чистого белого цвета", цвета, неизвестного науке. Среди нас нет ни одного человека, кто бы видел его, и никто никогда его не увидит (на человеческой стадии развития). Зрелище этой изумительной лучезарности представляется существам, стоящим на гораздо более высокой степени, чем мы, существам, которые когда-то были такими же смертными и подобными, которыми мы будем в положенное для нас время. "Мы, Сыны Божии, и еще не проявили себя такими, какими мы должны быть", но мы находимся на пути, а идущие впереди нас несут нам вести утешения. После долгих лет мы найдем свой дом.
Чтение пятое
ДИНАМИКА МЫСЛИ
Если бы эта книга была написана двадцать лет тому назад, то было бы очень трудно пробудить в западной публике понимание значения могущества мысли; ее природы, свойств и действия. Двадцать лет тому назад сравнительно очень мало людей на Западе знали что-нибудь по данному вопросу, и излагаемые здесь идеи оккультистов большинству, за исключением очень немногих, показались бы дикою несообразностью. Но за указанное время западный мир медленно воспитывался для хотя бы частичного понимания могущества мысли, и отголоски великих восточных учений достигли слуха почти всех мыслящих людей Запада.
Это пробуждение находится в согласии с естественными законами и входит в эволюцию человеческой расы. Верно еще то, что многое из учений Востока дошло к нам от людей, которые только отчасти пробудились для истины, и вследствие этого передаваемые ими учения излагались более или менее грубо и несовершенно и были окрашены личными теориями и рассуждениями учителей различных школ, писавших и говоривших об этом предмете. Западного читателя, который интересовался тем, что в общем известно под названием "новой мысли", сбивали кажущиеся противоречия различных теорий. Но тщательный анализ покажет нам, что в основе всех этих учений лежат общие факты, которые пробужденный ум и принимает как истину. Все школы делали полезное дело, так как их учения действительно очень часто отвечали запросам умов, жаждавших знания в данных областях и не подготовленных для восприятия знания из более чистого источника. Многие люди получили таким образом знания и затем переросли своих учителей и их учения и сами сделались учителями, передавая далее истину в том виде, как она дошла до нас, более или менее окрасив ее своими личными взглядами и личным отношением.
Внимательный читатель, давший себе труд доискаться до основных принципов различных систем "новой мысли", найдет, что все они основаны на восточных учениях, идущих часто далеко из-за пределов писанной истории и бывших общим достоянием оккультистов всех веков и народов. Это новое движение имеет все шансы завоевать к себе полное доверие, и оккультисты знают, что основная истина, лежащая в основе всех этих противоречивых теорий, будет постепенно обнаружена, а все рассуждения и противоречия теории различных враждующих школ будут отброшены в сторону.
Большинство наших читателей, вероятно, слышали что-нибудь о силе мысли и, без сомнения, много раз испытывали влияние силы мысли. Таким образом, хотя то, что мы будем говорить, может показаться и не новым для читателей, мы все-таки дадим краткий очерк учения йогов по этому вопросу, который, может быть, поможет примириться некоторым из кажущихся противоречивых теорий, о которых мы упоминали раньше.
Мы не будем пытаться объяснить, что есть мысль — это слишком сложный вопрос для целей элементарного изложения. Но мы начнем с объяснения некоторых из ее свойств, законов и способов проявления. И при этом мы не будем касаться теории и перейдем прямо к практической стороне вопроса.
Читатели, конечно, помнят, что говорилось в предыдущем чтении относительно ауры. Мы объясняли, что аура проектируется в пространство семью началами человека, совершенно так же, как свет солнца, тепло печки, запах цветка и т. п. Всякий из этих источников дает начало колебаниям (в случае света и тепла) или выбрасывает из себя мельчайшие частицы (запах), которым мы даем соответствующие названия света, тепла и аромата. И затем, хотя источник может исчезнуть, выделенная им энергия, или эманация, остается и будет существовать. Астрономия учит, что далеко отстоящая от нас звезда может исчезнуть, но идущие от нее световые лучи будут продолжать свой путь и могут быть видимы на земле многие и многие годы после того, как сама звезда погаснет и исчезнет. И, действительно, мы часто видим лучи, посланные звездой много лет тому назад. Это зависит от расстояния звезды от земли. Точно так же огонь в печке может быть потушен, и все-таки тепло будет оставаться н комнате еще долгое время. Таким образом, небольшая частица мускуса, лежавшая в комнате и затем удаленная, оставит после себя заметный запах на долгое время. Подобно тому, и мысли могут пребывать в деятельном существовании, несмотря на то, что были проявлены много лет тому назад каким-нибудь лицом, весь умственный склад которого мог измениться и который мог давно уже утратить свою телесную оболочку. Местности и жилища часто бывают проникнуты мыслями людей, которые прежде жили там и которые уехали оттуда или умерли много времени назад.
Ум постоянно излучает из себя эманации, которые могут быть видимы так же, как аура, распространяясь на несколько футов от данного лица и делаясь все тоньше и незаметнее по мере удаления от него. Мы постоянно излучаем волны мыслей (употребляя излюбленный термин), и эти волны после того, как израсходована начальная сила проекции, носятся подобно облакам, смешиваясь с другими мысленными волнами одного с ними характера и простираясь часто до самых отдаленных частей земли. Некоторые эманации мысли остаются вокруг того места, где они появились. И если их не потревожат сильные мысли противоположных свойств, они могут оставаться почти неизменными в течение многих лет. Другие мысли — с определенной целью или под влиянием сильного желания, эмоции или страсти — будут с необыкновенной быстротой переноситься к тому предмету, к которому они были направлены. Примеры этого мы увидим в дальнейшем изложении этого урока.
Большинство людей вкладывают очень мало силы в свою мысль; и действительно, их мышление становится почти механическим процессом, и вследствие этого в их мысли вложено очень мало движения, и они не распространяются далеко, если только их не притягивает к себе другой человек сходного мышления. Мы пока только устанавливаем общие принципы. Мы хотим, чтобы читатель особенно ясно понял то, что, когда мы говорим: "мысли — это явления", мы совсем не употребляем этих слов в фигуральном смысле, но мы выражаем ими буквальную истину. Мы хотим сказать, что мысль есть такое же явление, как свет или электричество. Мысль может быть видима психическим зрением, может быть и ощутима для сенситивного субъекта. Мысль после того, как она излучилась, имеет для ясновидящего вид облака, окрашенного свойственным ей цветом. Она подобна легкому пару (степень плотности изменяется) и совершенно так же реальна, как окружающий нас воздух или многочисленные известные нам газы.
Здесь нам следует упомянуть, что когда мысль выделяется с силой, то обыкновенно заключает в себе некоторое количество праны, которая придает ей добавочную силу и часто ведет к поразительным результатам. Прана как бы "оживляет" мысль и делает ее почти живым существом. Мы будем говорить еще об этом немного дальше.
Итак, читатели должны помнить, что когда мы говорим о мыслях, как о реальных явлениях, мы хотим сказать именно то, что говорим. Чтобы укрепить этот факт в сознании, полезно представить себе ум, как бы излучающим эманацию мысли. Некоторые авторы находят, что изображение излучения волн света является самым лучшим для укрепления этого понятия. Другие предпочитают пример распространения тепла из печки. Некоторые, наоборот, считают более правильным сопоставление с цветком, издающим аромат. Читатели могут избрать какой угодно из этих примеров или придумать свой собственный, но тем или другим способом им необходимо твердо установить это понятие в уме. И для многих легче достичь этого при помощи какой-нибудь материальной иллюстрации, чем пытаться довольствоваться абстрактной идеей.
Хотя мы можем принять за правило, что сила мысли известного рода зависит от силы ее проекции, тем не менее существует другой элемент, который дает возможность мыслям проявлять свое могущество. Мы имеем в виду стремление мысли притягивать к себе другие мысли подобного же рода и усиливаться таким путем до огромных размеров. Не только мысль притягивает к мыслящему человеку подобные себе мысли из атмосферы мышления в пределах поля притяжения, но, кроме того, мысли имеют наклонность соединяться вместе, смешиваться и как бы срастаться. Мысленная атмосфера общества представляет собою смешение мыслей людей, составляющих это общество. Местности, подобно лицам, имеют свои психические особенности, свои характерные внутренние черты, свои сильные и слабые пункты, свою господствующую атмосферу. Этот факт очевиден всем, кто думал в этом направлении, но вопрос этот обыкновенно оставляется в стороне, без всяких попыток к его объяснению. Хотя ясно, что место само по себе не есть существо и что эти характерные внутренние черты не присущи ему, но должны иметь свою собственную причину или начало. Оккультист знает, что эта мысленная атмосфера деревни, города, государства или народа представляет собой комбинированную мысль людей, живущих или живших в них. Чужие люди, приходящие в эту общественную единицу, чувствуют изменение атмосферы вокруг себя, и, если она не будет гармонировать с их собственным психическим характером, они будут испытывать неприятное чувство и постараются покинуть это место. Если кто-нибудь, имея понятие о законах, действующих в мире мысли, остается долго на одном месте, он, несомненно, подпадает под влияние господствующей атмосферы, и помимо его воли в нем начинают обнаруживаться перемены, и он опустится или поднимется до уровня господствующей мысли. В более старых странах характерные черты городов стали более или менее сходными, хотя и остались еще различия, которые чувствуются иностранцем при посещении их. Но, например, в Америке, государстве более новом и занимающем большое пространство, различия местностей более резко выражены. Это верно не только по отношению городов, расположенных на разных концах страны, но даже и таких, которые находятся вблизи друг от друга. Наблюдательный иностранец, посетивший по очереди главные города Соеднненных Штатов; будет поражен особым духом каждого места, имеющего лично ему принадлежащие характерные черты, являющиеся результатом известного направления мысли первых обитателей этого места, которое влияло на новоприбывших, в свою очередь прибавлявших эманаций своей мысли к атмосфере места, пока, наконец, эти города не стали почти настолько же различными внутренне, как две различные национальности. Если этот иностранец посетит по очереди Бостон, Нью-Йорк, Филадельфию, Чикаго, Денвер и Сан-Франциско, он заметит огромную разницу этих городов. Это различие не будет казаться ему таким резким, когда он будет говорить с отдельными гражданами, но станет очень заметным, когда он начнет проникаться "духом места". Люди часто говорят об этих свойствах городов, как об "атмосфере". Это действительно есть мысленная атмосфера данного города, причем эта внутренняя атмосфера города может быть сильно изменена новым населением народа, поселяющегося в данной местности. Если несколько энергетически мыслящих людей среди ежедневной жизни будут посылать волны своих мыслей, то эти мысли скоро окрасят своим оттенком сложную мысль данного места. Мысль одного сильного внутренне человека заглушит целый ряд слабых, беспредметных мыслей многих людей, неспособных дать ничего положительного. Положительные мысли представляют верное противоядие против отрицательных и очень легко побеждают их именно потому, что отрицательные мысли обыкновенно бывают несильными. Таким же образом "дух" нации является смесью "духа" ее различных частей. Если какой-нибудь человек переселится в город, в котором обнаруживается большое количество энергии, он сейчас же почувствует действие окружающей его положительной мысли, которая пробуждает в нем такие же чувства. Если же он поселится в сонной, мертвой общественной единице, его деятельность будет глохнуть, и он постепенно опустится до уровня этого места. И, конечно, всякий мужчина и всякая женщина, выработавшие в себе сильную положительную индивидуальность, не так легко поддадутся зловредному влиянию окружающей пассивности, как люди, не обладающие такими чертами. Энергичные люди могут действовать возбуждающим образом на массы, но, если взять среднего человека, то в общем он будет в большой степени подпадать влиянию смешанной атмосферы мысли той местности, где он проводит большую часть своего времени.
Точно таким же образом жилые дома, места деловых собраний, здания и т. п. проникаются господствующими мыслями своих настоящих или бывших жителей. Некоторые места заведомо "злополучны", и, хотя человек с сильной волей может побороть их зловредное влияние, средние люди поддаются ему. В некоторых домах царит атмосфера солнечного света, радушия и дружеского расположения, между тем как другие обдают вас холодом и отталкивают. Места деловых собраний очень часто отражают господствующую мысль тех, кто находится во главе предприятия или управляет делами. Некоторые магазины внушают доверие к их хозяевам, между тем как другие заставляют крепко держаться за бумажник и не поддаваться уверениям продавцов. Места, в которых были совершены какие-нибудь преступления, часто обладают очень неприятной атмосферой, которая возникла из мыслей участников преступлений и их жертв. Атмосфера тюрьмы внушает ужас "сенситивному" человеку. Человек высокого развития задыхается в атмосфере порочного притона и в местах зрелищ, возбуждающих низкие животные страсти.
Атмосфера больницы всегда производит сильное влияние на посетителей. Атмосфера старинной церкви вызывает в душе посетителя чувство спокойствия и тишины.
Мы здесь приводим только самые общие положения, тогда как в отдельных случаях могут наблюдаться другие влияния, изменяющие влияние мест. То же самое мы наблюдаем с людьми. Некоторые распространяют вокруг себя атмосферу радости, веселья и бодрости, другие же, наоборот, вносят какой-то разлад, недоверие и неловкость. Есть люди, которые своим появлением убивают всякое веселье и действуют как гасильники энтузиазма и непринужденности. Можно привести тысячи примеров, иллюстрирующих это положение, но читатели сами могут извлечь их из своего опыта и наблюдения.
Различные волны мыслей, посылаемые людьми, привлекают к себе мысли подобного же характера и сами притягиваются подобными им, Из этих мыслей образуются наслоения различного характера в астральном пространстве подобно тому, как облака собираются в воздухе в определенные группы. Но это не значит, что всякий слой мысленных эманаций занимает известную часть пространства и устраняет из этого пространства все другие скопления мыслей. Ничего подобного нет. В пространстве астральной сферы один "предмет" и одно "явление" не мешает другому. Мысленные частицы, образующие мысленные облака, представляют собой скопления различных степеней колебаний, и поэтому одно и то же пространство может быть заполнено мыслями самых различных родов, свободно распространяющихся и взаимно проникающих, не сталкиваясь друг с другом и соединяясь только с мыслями подобного .им рода, хотя в некоторых случаях и могут образовываться временные комбинации с другими. Мы не можем здесь входить в подобное рассмотрение и только хотим дать читателям общее понятие о законах взаимоотношения мыслей, которое бы могло служить основой для его собственных понятий.
Всякий человек притягивает к себе мысли, соответствующие тем, которые возникают в его уме, и он, в свою очередь, подпадает под влияние посторонних мыслей, сходных с его собственными. Это взаимное влияние мыслей подобно подбрасыванию топлива в огонь. Если кому-нибудь в течение продолжительного времени таить в себе мысли злобы или ненависти, то в его ум польется такой порочный поток мыслей, что он может прийти в ужас, если поймет, что он с собою делает. И чем дольше будет он упорствовать в таком направлении своих мыслей, тем хуже будут последствия. Каждой своей мыслью человек раскрывает себя тому или другому влиянию. Он делает себя центром мыслей того рода, какие для него наиболее часты. И если он будет сохранять их до тех пор, пока они не станут для него привычными, то он начнет притягивать к себе обстоятельства и условия, которые дадут ему возможность проявить эти мысли в действии. То или другое состояние ума, не только притягивает к себе, но приводит к обстоятельствам и условиям, дающим ему возможность использовать мысли и наклонности, которые он временно таил и воспитывал в себе. Если ум человека поглощен животными страстями, вся природа его вступает в заговор, чтобы вести его туда, где эти страсти могут быть удовлетворены.
С другой стороны, если человек разовьет в себе привычку думать о возвышенных и отвлеченных вещах, то он со временем попадет в условия, гармонирующие с его привычными мыслями, и будет притягивать к себе другие мысли, которые тотчас же соединятся и как бы срастутся с его же собственными. И это верно не только относительно мыслей, но и относительно самих людей подобного ему рода и образа мыслей, и они в свою очередь притягиваются подобными ему людьми. В самом деле мы создаем себе среду и общество на сегодня нашими мыслями вчерашнего дня. Вообще говоря, вчерашние мысли продолжают производить на всех на нас свое влияние в большей или меньшей степени, но сегодняшние мысли всегда сильнее и при желании легко могут заменить и вытеснить влияние мыслей прошлого. Нужно заметить, что активные мысли, т. е. выпущенные для достижения известной цели или влияния, бесконечно сильнее всякой несильной мысли, созданной без цели. Мы уже говорили, что мысль, насыщенная праной, обнаруживает большую силу, чем обыкновенная мысль. И всякая положительная (т. е. активная) мысль посылается уже более или менее насыщенная праною. Человек сильной воли даже бессознательно посылает сильные положительные мысли и передает вместе с ними запас праны, пропорциональный силе, с которой эта мысль была выброшена. Такие мысли часто летят, как пули в мишень, вместо того, чтобы медленно плыть, подобно обыкновенным эманациям мысли. Некоторые ораторы обладают искусством придавать своим мыслям огромную силу, и всякий может чувствовать внутренний толчок вслед за их словами. Сильный мыслитель, мысль которого обильно насыщена праной, часто создает то, что известно под именем "мыслеформ", т. е. мыслей, обладающих такой жизненностью, что они становятся почти живыми существами. Такие мыслеформы, вступая в соприкосновение с психической атмосферой человека, обладают почти такой же силой, как то лицо, от которого они исходят, если бы он присутствовал и старался бы внушить свою мысль другому в серьезном разговоре. Оккультно развитые люди часто посылают такие мыслеформы для помощи своим ближним в горе или нужде. И многие из нас испытали действие благотворных мыслей, посланных нам таким образом. Они помогают нам, когда мы и не подозреваем о причинах перемены в наших чувствах, и дают сознание прилива новой силы и мужества.
Хотя дурные мыслеформы часто бессознательно выбрасываются людьми эгоистических желаний и стремлений, заражая многих, тем не менее мы не должны бояться их влияния, потому что никто не может быть задет, если только он будет поддерживать вокруг себя атмосферу любви и доверия. Эта атмосфера будет отталкивать сильнейшие волны мысли, направленные против данного лица или могущие встретиться ему в астральной сфере. Чем выше ступень мысли, тем она сильнее. Самый слабый человек, если только его душа преисполнена всеобщей любовью и доверием к Единой Силе, гораздо сильнее человека, обладающего величайшим могуществом, если только он пользуется им для эгоистических целей. Высшие силы могут принадлежать только людям высокого духовного развития, которые давно отрешились от низших стремлений и честолюбивых замыслов неразвитого человека. Такие люди постоянно посылают волны мысли, полные силой и несущие помощь, направляя их на,тех, кто в них нуждается. Человеку только стоит умственно попросить помощи у тех, кто может дать ее, и он тотчас же привлечет к себе волны сильной, благодетельной духовной мысли, которая постоянно истекает из умов высших существ, как живущих на земле, так и бесплотных. Если бы человечество находилось под влиянием людей эгоистической мысли, оно давно бы погибло, но, к счастью для нас, существует другой порядок вещей.
В мире мыслеформ следует опасаться только таких форм мыслей, которые соответствуют низким помыслам, сохраняющимся в нас самих. Так, например, если мы поддерживаем в себе низкие эгоистические мысли, мы открываем доступ к себе мыслеформам такого же характера, которые, может быть, находятся около нас в психической атмосфере и могут завладеть нами и принудить нас сделать то, от чего мы раньше пришли бы в ужас. Нам дано право звать каких угодно гостей на пир нашей мысли, и поэтому мы должны быть очень осторожны относительно того, кого мы притягиваем.
Наши сильные желания создают мыслеформы, стремящиеся к удовлетворению этих желаний, все равно, будут ли они хорошими или дурными. Посредством этих мыслеформ мы притягиваем к себе различные родственные нам явления и, в свою очередь, притягиваемся к подобным же явлениям. Созданные нами мыслеформы становятся нашими деятельными помощниками и никогда не дремлют в своей работе. Будем же осторожны, создавая их. Не будем посылать мысленных желаний, какие не могут встретить одобрения высшего "Я". В противном случае мы запутаемся в результатах, которые неизбежно возникнут из наших собственных мыслей, и мы будем сильно страдать, на опыте убеждаясь, что нельзя пользоваться психическими силами для недостойных целей. Люди несут наказания от создаваемых ими явлений. Самое главное — никогда и ни при каких обстоятельствах не следует посылать сильных мыслеформ-желаний, могущих нанести вред другому человеку, потому что от такого действия может быть только один результат — обратное действие и горький урок. Человек обыкновенно сам попадает на виселицу, которую он строит для других. Злая мысль, посылаемая в чистую душу, отскакивает от нее и обращается против пославшего, только приобретая новую силу от толчка. Мы долго останавливаемся на этом вопросе, но это, так сказать, сигнал об опасности, даваемый нами для неосмотрительных и неосторожных.
Тем, кто занимается динамикой мысли, известны поразительные возможности, доступные для людей, желающих воспользоваться запасом мыслей, созданных умами мыслителей прошлого и настоящего времени. Этот запас открыт для тех, кто пожелает воспользоваться им и кто знает, как извлечь из него для себя пользу.
Об этой стороне вопроса известно сравнительно мало, и это очень странно, если мы подумаем о колоссальных возможностях, открывающихся для тех, кто умеет ими пользоваться. Дело в том, что человечеством прошлого было создано множество мыслей по самым разнообразным вопросам, и человек, работающий по любой специальности, в наше время может привлечь к себе в высшей степени полезные мысли, относящиеся к его любимому предмету.
И на самом деле многие из величайших открытий и изумительных изобретений были получены великими людьми таким путем, хотя сами они и не сознавали, откуда к ним приходили их мысли. Многие из этих людей, думая упорно о каком-нибудь предмете, открывали этим свой ум внешним мысленным влияниям, которые устремлялись к воспринимающему их уму, и в результате желаемое построение или недостающее звено мысленной цепи поступало в поле сознания.
Невыраженная в деле мысль, при этом насыщенная достаточной силой желания, постоянно ищет для себя выражения и исхода и легко-притягивается умом того, кто может выразить ее в действии. Иначе говоря, если у какого-нибудь талантливого мыслителя появляются мысли, для выражения которых у него нет достаточно энергии или способностей и из которых он не может извлечь никакой пользы, то эти созданные им сильные мысли будут целыми годами искать других умов для своего выражения, и, когда, наконец, они будут привлечены к себе человеком достаточной энергии для их выражения, они потоком польются в его ум и будут вдохновлять его.
Если человек работает над каким-нибудь вопросом и решение ускользает от него, то ему следует только стать в пассивное положение для мыслей по этому вопросу, и, весьма вероятно, что, когда он сам перестанет думать, разрешение его вопроса внезапно сверкнет перед ним, как бы по мановению волшебного жезла. Некоторые из величайших мировых мыслителей, писателей, ораторов и изобретателей испытали на себе этот закон мира мысли, хотя только немногие из них сознавали его причину. Астральный мир полон превосходными невыраженными мыслями, ожидающими человека, который выразит и использует их.
Это указание на великую истину: пусть воспользуются ею те, кто готов для нее. Таким же образом человек может привлечь к себе сильные, благодетельные мысли, которые будут помогать ему преодолевать приступы тоски и разочарования. Существует большой запас накопленной энергии в мире мысли, и всякий, кто нуждается в ней, может привлечь к себе то, что ему нужно. Это значит просто потребовать себе свое собственное. Накопленная мировая мысль принадлежит людям. Почему ею не пользоваться?