Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ключи глазного доступа



Принятая в НЛП модель понимания и изменения поведения использует репрезентативные системы в качестве основных строительных блоков в здании субъективности. Эти системы описывают процесс, посредством которого мы понимаем мир, создаем его репрезентацию и оперируем им. Весь человеческий опыт является результатом внешнего и внутреннего восприятия сенсорных данных. Чтобы использовать это понимание, мы должны развить у себя способ­ность узнавать репрезентативные системы, использу­емые конкретным человеком. Удивительно, но мы можем делать это безошибочно! Мы опираемся на ключи, указывающие на происходящую репрезен­тативную деятельность. Затем мы можем просто привести в соответствие предикаты и достигнуть раппорта.

Кроме слов-предикатов мы можем использовать другие индикаторы текущей репрезентации. Мы мо­жем обратить внимание на ключи глазного доступа. Движения глаз указывают нам на репрезентативную систему, к которой человек получает доступ в данный момент. Бэндлер и Гриндер сделали это открытие на раннем этапе развития НЛП. Они обратили внима­ние на то, что когда они задают определенные во­просы в аудитории, люди, перед тем как ответить, смотрят в одном и том же направлении. На основе этих предварительных наблюдений Джон и Ричард разработали НЛП.

Как позднее отметил Вудсмолл (Woodsmall, 1990), они обнаружили, что «...осуществляемые людьми внутренние и внешние процессы коррелирования и с движениями глаз, и с предикатами». В книге «Структура магии, том I и II» (Bandler & Grinder, 1975/1976) Бэндлер и Гриндер описали теорию ре­презентативных систем, которая сейчас является основой НЛП. Однако первое описание паттернов глазного доступа появилось в их классической рабо­те «Из лягушек - в принцы* (Bandler & Grinder, 1979), публикация которой положила начало нынеш­ней популярности НЛП. Так как движения глаз пре­доставляют нам нужную информацию, мы можем ис­пользовать их для установления раппорта.

Ключи глазного доступа - движения глаз в определенных направлениях, указывающие на визуальное, аудиальное или кинестетическое мышление (обработку информации).

Переживаемые людьми внутренние и внеш­ние процессы коррелируют и с движениями глаз, и со словами-предикатами.

Вспомните, приходилось ли вам обращать внима­ние на движения глаз человека, когда он говорил или слушал. Эти движения глаз не случайны. Каждое движение глаз указывает на определенные процессы в нервной системе. Когда большинство правшей смотрят вверх и влево, они вспоминают увиденное ранее (визуальная обработка данных из памяти). Когда они смотрят вверх и вправо, они конструиру­ют образ, собирая вместе его части, которые они мог­ли никогда до этого не видеть.

Джон и Ричард обнаружили, что мы можем следить за латеральными движениями глаз человека и, таким образом, узнавать, когда человек передает визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентацию информации.

Движение глаз влево указывает на воспроизведе­ние по памяти слов. Движение глаз вправо указыва­ет на конструирование предложений. Если человек смотрит вниз и влево, он ведет внутренний диалог -обычно о важных ценностях и принципах. В данном случае наблюдается синестезия (комбинация, слия­ние) двух чувств человека: он говорит себе обозна­чающие чувства слова, касающиеся какого-то важно­го для него предмета. Когда человек смотрит вниз и вправо, он получает доступ к кинестетическим дан­ным (ощущения) и эмоциям. Взгляд перед собой ча­сто указывает на то, что человек создает картины; однако многие люди при этом ведут внутренний диалог.

Синестезия – «одновременное пережива­ние» сенсорного опыта в двух или более модаль­ностях, автоматическая связь одной репрезен­тативной системы с другой; например, синес­тезия V-К может предполагать восприятие слов или звуков как окрашенных в определенные цвета.

Движения глаз и направление взгляда не приво­дят к возникновению внутреннего опыта, а отражают обработку информации в нервной системе – ука­зывают на нее. Однако из-за того, что мозг и нервная система интерактивно функционируют как целост­ная система, сознательное управление латеральными движениями глаз может помочь стимулировать со­ответствующую репрезентативную систему. Таким образом, когда я смотрю вверх и влево, я стимули­рую ту часть мозга, которая хранит картины моего прошлого. Попросите члена вашей семьи вспомнить его первый велосипед и посмотрите за движением его глаз.

Вудсмолл (Woodsmall, 1990) написал следующее о научном обосновании ключей глазного доступа:

«Ученые обнаружили фундаментальный древ­ний механизм в глубинах мозга, который физио­логически связывает движения глаз и сенсорные воспоминания. Называемое "ретикулярной формацией", это плотное скопление нейронов явля­ется сенсорным фильтром мозга, оно принима­ет решение о том, какие сообщения являются достаточно важными для того, чтобы послать их в сознание для внимательного изучения.

Нервы, контролирующие движения глаза (глазодвигательный, блоковый и отводящий), кото­рые мы будем называть просто глазодвигательными нервами, берут начало в ретикулярной формации. Считается, что когда глаз инстинктив­но или преднамеренно движется к конкретному положению, ретикулярная формация активирует­ся и посылает в мозг импульс, стимулирующий конкретное сенсомоторное воспоминание».

На следующей схеме (рис. 1.2) показаны значения движений и положений глаз у большинства правшей. Как вы видите, на рисунке человек изображен лицом к вам, то есть с вашей точки зрения. Стрелки пока­зывают то, что вы видите, если смотрите прямо на него. На рис. 1.3 приведена та же информация в со­поставлении с лингвистическими ключами для каж­дой из репрезентативных систем.

Схема не относится ко всем без исключения людям. У левшей и людей с зеркальной лока­лизацией функций мозга могут наблюдаться обратные паттерны.

Верна ли схема для каждого человека? У левшей и людей с зеркальной локализацией функций при воспроизведении и конструировании будут наблю­даться обратные паттерны. У них визуальное и аудиальное воспроизведение происходит при взгляде вправо. Визуальное и аудиальное конструирование происходит при взгляде влево. Однако некоторые из них могут все же получать доступ к аудиально-дигитальной и кинестетической системам в соответствии со схемой, хотя и эти закономерности могут быть обратными.

Более того, у некоторых людей паттерны движе­ния глаз выражены не так сильно, как нарисовано на схеме. У них отмечаются более тонкие движения. В данном случае для того, чтобы заметить изменение положения глаз, нужно наблюдать гораздо внима­тельнее. Когда вы смотрите за глазами, внимательно слушайте слова-предикаты. Они дадут вам дополни­тельную информацию об обработке/репрезентации данного человека. Когда вы «составите карту» глазодвигательных паттернов какого-нибудь человека,

Его правая сторона

Рис. 1.2. Схема положений глаз (Young, 1999)

вы обнаружите, что он имеет склонность к их регу­лярному и последовательному использованию.

Какое отношение это имеет к раппорту? Непо­средственное. Когда глаза человека движутся вверх, вы можете с большой долей вероятности предполо­жить, что он рассматривает внутренние картины. Та­ким образом, если вы обратитесь к нему при помо­щи визуальных слов, вы окажетесь настроенным на него. В своих наблюдениях обратите внимание на то, что многие люди перед тем, как начать говорить, по­мещают глаза на «исходную позицию». При этом даже до того, как они начнут говорить, вы получите очень хороший шанс узнать репрезентативную сис­тему, которую они будут использовать!

Недавно я (Б. Б.) пытался установить раппорт с клиенткой. Ее глаза и лицо были направлены вниз и влево. Поэтому я спросил: «Раз уж вы думаете о том, о чем мы говорили, можно поинтересоваться, к како­му выводу вы склоняетесь?* Это высказывание так сильно соответствовало ее внутреннему состоянию, что позволило мне достичь продолжительного рап­порта и помогло ей осознать свой внутренний диалог.

Позаботьтесь о том, чтобы использовать этот ме­тод осмотрительно. Избегайте пристальных взгля­дов. Большинству людей не понравится, если вы нач­нете таращиться на них. Пока что для развития на­выка используйте телевизионные ток-шоу. Так как «глаза - зеркало души», мы теперь можем творчес­ки использовать эту идею для развития наших коммуникативных навыков.

Знание ключей глазного доступа может оказать нам еще большую помощь при установлении и под­держании раппорта, если мы будем использовать их с целью определить, когда можно говорить, а когда

Рис. 1.3. Лингвистические ключи доступа Янг (Young, 1999).

следует помолчать. Так как предикаты информиру­ют нас о том, какую систему использует и осознает человек, мы называем ее «ведущей системой».

 

Ведущая система

Ключи доступа информируют нас о том, ка­кую репрезентативную систему использует человек для воспроизведения информации. Наша ведущая система и наша основная репрезен­тативная система часто не совпадают. Предположим, я задаю вопрос: «Как вас зовут?» - и ваши глаза дви­жутся вниз и влево. Это наводит на мысль, что ваша ведущая система - аудиально-дигитальная. Я также знаю, что когда ваш взгляд направлен вниз и влево, вы не будете ни слушать, ни обрабатывать внутреннюю информацию. На эту миллисекунду, или мину­ту, я должен буду остановиться, замолчать и дать вам время для усвоения информации. После того как мы поделились информацией, человеку необходимо ее обработать. Он должен «уйти в себя» и внутренне осмыслить полученные сведения. Он может поднять глаза и осуществлять визуализацию, опустить взгляд и перейти в аудиально-дигитальную систему или ис­пользовать кинестетические ощущения. Чтобы под­держать раппорт, вам стоит сделать паузу и дать ему время для обработки информации.

Если вы не сделаете этого и продолжите говорить, в то время как человек получает доступ к информа­ции, вы можете благополучно потерять раппорт. В тот период времени, когда человек «уходит в себя»; он не слышит и не может слышать вас. К чему при­ведет постоянное прерывание мыслительных процес­сов другого человека? Это помешает вам даже уста­новить раппорт, так как не позволит человеку завер­шить свои мысли. Итак, наблюдайте за движениями глаз. Когда движения глаз человека указывают на то, что он получает доступ к информации посредством своей ведущей системы, дайте ему время на обработ­ку данных.

 

Возможные отклонения (Young, 1999)

• Глаза движутся в сторону, обратную той, что ука­зана на диаграмме: возможное латеральное обра­щение. Может быть, человек - левша?

• Глаза последовательно движутся сначала в одну точку, а затем в другие: человек получает доступ к ведущей системе для того, чтобы сделать то, что вы просите.

• Глаза никогда не занимают какое-то конкретное положение: возможно, у человека заблокированы системы V, А или К, и, таким образом, он избегает этого положения.

• Глаза принимают нетипичные положения; напри­мер, человек смотрит вверх и говорит: «Я чув­ствую, что...». Возможно, это паттерн синестезии.

• Глаза неподвижны: кажется, что они вообще не двигаются. Если они на самом деле совсем непо­движны, значит, человек получил непосредствен­ный доступ к информации. В поиске нет необхо­димости, как, например, в случае, когда человека спрашивают, как его зовут.

• Люди могут не расслышать или не понять, что вы сказали: они сбиты с толку. Они могут находить­ся «в трансе» - это значит, что они заняты други­ми мыслями.

• Глаза движутся взад и вперед, например, влево и вправо: возможно, человек что-то ищет или вы­сматривает или сравнивает два изображения.

• Глаза постоянно занимают несоответствующие положения: возможно, человек только что класси­фицировал предметы другим способом и привы­кает к другому стилю функционирования. Воз­можно, у человека нервное истощение.

• Глаза, по-видимому, движутся во всех направлени­ях: это может указывать на замешательство или возбужденное внутреннее состояние. Возможно также, что человек определяет, куда поместить различные классы информации в терминах VAK.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.