Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Немецкая философия с полным правом заслужила эпитет «классическая»,



поскольку в максимальной степени воплотила ключевую идею всей европейской философии нового времени — идею рациональности, понятую предельно широко, не только как представление о ключевой роли мышления в познании, но и прежде всего как уверенность в разумности и упорядоченностимироздания и человека.Родоначальником классической немецкой философии был Иммануил

Кант (1724-1804). Он родился и всю жизнь прожил в Кёнигсберге, преподавал в университете более десятка дисциплин. Биографы выделяют два периода его творчества. Первый – примерно до 1781 года – докритический, когда мыслитель занимается преимущественно естественнонаучными проблемами и математикой. Второй – собственно философский. В это время он пишет три книги, которые начинаются со слова «критика»: «Критика чистого разума», посвящённая проблемам теории познания, именно эти проблемы он считает фундаментальными для своей философии; «Критика практического разума», где раскрываются социально-этические вопросы; «Критика способности суждения», в которой анализируются главным образом эстетические проблемы.В этих книгах Кант ставит три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» Плюс четвёртый, интегрирующий – «Что такое человек?». Соединив их, получаем проблему, решение которой и будет целью философии Канта: «Дать человеку такое знание, чтобы он своими делами мог осуществить свои надежды». В эпоху нового времени ключевым разделом философии считалась гносеология, изучение процесса познания, познавательных способностей человека должно было решить проблему обоснования знания, то есть объяснить почему и каким образом ученый получает истинное знание о мире и человеке? И. Кант расширяет гносеологическую проблематику ставя проблему возможностей и границ познания. Все предшествующие ему учения он разделил на:

- догматические (эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта), согласно которым мир познаваем, и различие между этими направления лишь во взглядах на путь к истине;

- скептические (Юм), согласно которым мир не познаваем.

Своё учение Кант назвал критическим: мир познаваем, но лишь до определённых пределов. Иными словами, Кант, как выразился он сам, совершил коперниканский переворот в гносеологии, предложив новое понимание процесса познания.Как мы уже писали, Ф. Бэкон и другие эмпирики утверждали, что объект познания действует на субъект и последний пассивно отражает это действие. Р. Декарт и другие рационалисты полагали, что субъект познания с помощью интеллектуальной интуиции находит основания для познания внешнего мира в разуме человека, поскольку его законы тождественны законам мироздания. В обоих случаях познание понимается как пассивный процесс либо отражения мира (эмпирики), либо внутреннего, интуитивного созерцания истины (рационалисты). Кант иначе понимает соотношение субъекта и объекта познания. Процесс познания понимается им как активная деятельность по созданию образов и понятий, осуществляемая по собственным законам, несводимым к законам бытия.Основная идея Канта: человек не может постигнуть объективный мир, не ставя между собой и этим миром нечто третье – а именно – средство познания, которое активно вторгается в познаваемый объект, изменяя его. Поэтому каким был мир до встречи с нами, в принципе сказать нельзя. Всякий раз перед исследователем оказывается мир, уже несущий на себе отпечаток познавательной активности человека. Для обозначения ситуации взаимодействия субъекта и объекта познания философ вводит два понятия: «вещь в себе» и «явление». Первое – это предмет, абсолютно не затронутый человеческой деятельностью, который человек даже не пытался сделать объектом познания. Второе – это предмет, данный нам в опыте, и, значит, в той или иной мере затронутый субъектом познания. Кант утверждает «вещь в себе» не познаваема, человек может изучать лишь «явления», несущие на себе отпечаток его субъективности. Но ведь наука претендует на знание объективной сущности вещей, то есть «вещей в себе», как же она этого добивается? Философ задает вопросы, обозначившие разделы его книги «Критика чистого разума»: как возможна математика, как возможно естествознание, как возможна метафизика?Известно, что философское и научное знание претендует на всеобщность. В частности, формулировки всех законов науки имеют форму общих суждений (Все S суть Р). Эмпирики полагали, что методом получения таких суждений является индукция, позволяющая обобщить опытные данные и сформулировать на их основе закон. Однако, как показал Д. Юм индукция, как правило, не гарантирует истинного знания, поскольку не может обеспечить рассмотрение всех возможных случаев. Поэтому Кант пишет, что процесс обобщения происходит за счёт априорных (доопытных) форм познавательной деятельности (чувственных и рассудочных). Чувственное познание или чувственное созерцание как называет его философ существует на основе таких априорных форм как пространство и время. Рациональное познание или рассудок (мышление) основано на таких априорных формах как категории рассудка: понятия общего и единичного, причины и следствия, качества и количества и др.

Итак, что нового вносит Кант в теорию познания? В отличие от эмпиризма он не догматически показывает возможность априорных (доопытных)суждений, а следовательно, возможность всеобщего и необходимого теоретического знания. В отличие от рационализма Кант всегда выделяет априорность форм, но не содержания. Согласно ему, априори истинно не то, как мир существует, но то, как он вообще может быть дан, не отдельные факты опыта, но границы возможного опыта. Наконец, третий вопрос, заданный философом: как возможна метафизика. В классическом понимании - метафизика - это наука о сверхчувственных началах чувственного мира. Кантовская же теория познания признает достоверность только суждений об объектах чувственного опыта (созерцания). Поэтому Кант приходит к выводу, что метафизика как наука невозможна и подкрепляет его учением об антиномиях 1чистого разума. В антиномиях утверждение и отрицание, тезис и антитезис могут быть с равной убедительностью доказаны средствами общепринятой метафизики.

Кант выделяет четыре антиномии:

1. мир конечен и бесконечен во времени и пространстве;

2. мир состоит из простых частей - в мире нет ничего простого.

3.существует свободная причинность (свобода) - в мире действуют законы необходимости;

4. у мира есть причина, безусловно необходимая сущность (Бог) - ни в мире, ни вне его Бога нет.

Такая неизбежная противоречивость «чистого разума» ( мыслящего «высшие сущности») есть следствие применения его вне сферы его компетенции - «сферы возможного опыта». Проще говоря, рассудок пригоден для решения проблем науки, но не пригоден для решения проблем метафизики. Однако, утверждая невозможность метафизики как науки, Кант считал, что метафизика вообще возможна. Дело в том, что идеи Бога, свободы воли и бессмертия души, не будучи ни при каких условиях предметом науки, тем не менее являются необходимыми регулятивными идеями чистого разума. То есть, не отражая никаких реальных сущностей, они как бы указывают на существование по ту сторону границы научно - познавательного и устремляют человеческий разум к высшим, но никогда не достижимым средствами рассудка целям.Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). родился в семье чиновника, учился в Тюбингенском теологическом институте одновременно сФ.Шеллингом. Всю жизнь работал преподавателем в гимназии, университетах.С 1807 по 1816 г. – директор гимназии в Нюрнберге. В 1818-1831 годах работал в Берлинском университете. Философия Гегеля — система объективного идеализма. Он полагает, что основой мира является духовное начало, называемое им мировым разумом или абсолютной идеей. Важнейшей особенность идеализма Гегеля является его системный характер, то есть части его философии связаны логически и диалектически. В «Энциклопедии философских наук», учебнике по философии, написанной для учеников Нюрнбергской гимназии, где Г. Гегель был директором, содержится краткое описание этой системы. Она включает описания основных принципов диалектического метода, позволяющих изложить логику развития мирового разума («Наука логики»). В «Философии природы» делается попытка применения диалектического метода к анализу природы, при этом последняя мыслится как целостная система. «Философия духа» содержит описание развития сознания человека (субъективный разум) и духовной культуры человечества, воплотившийся в сфере морали, науки, искусства (объективный разум).Таким образом, система философа охватывает все известные тогда сферы природного и духовного бытия, претендуя на абсолютную полноту и универсальность. «Наука логики», где описаны исходные принципы системы, построена как введение и анализ последовательности категорий, которые описывают процесс движения мысли. Это такие понятия как бытие и небытие, качество и количество, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность, причина и следствие. Эти понятия связаны диалектически, каждая пара описывает какой-либо аспект процесса развития, при этом понятия определяют друг через друга, образуют диалектическое единство и в то же время являются противоположными, так как характеризуют несовместимые свойства процесса. Например, понятие качества характеризует вещь как нечто определенное, то есть обладающее свойствами, отличающими его от другой вещи, количество характеризует величину и степень выраженности качества, вместе качество и количество описывают любую вещь, образуя диалектическое единство, которое выражается с помощью понятия «мера». Предложенная философом цепь понятий описывает процесс познания как движение от наиболее абстрактных понятий к понятиям конкретным, всесторонне описывающим абсолютную идею.

Таким образом, для системы Г. Гегеля характерен логицизм, она представлена как цепь взаимобуславливающих понятий.Другие части системы философа, философия природы и философия духа, повторяют диалектику движения понятий. Следовательно, система философии Гегеля основана на принципе историзма, когда любое явление в своем развитии воспроизводит логику развития понятия.Философ полагает, что мировой разум, главной особенностью которого является развитие, проявляющееся в творчестве нового, рождающегося из внутреннего потенциала предшествующего состояния явления, в своем развитии проходит ряд этапов, описываемых с помощью вышеуказанной системы понятий. Полностью исчерпав свой потенциал, мировой разум превращается в свою противоположность, природу. Природа реализуя логику развития, заданную движением духовной субстанции, пройдя свой цикл в свою очередь превращается в свою противоположность -Дух. Последовательное развитие Духа приводит к тому что через развитие духовного потенциала человека (субъективный дух) и духовную культуру человечества (объективный дух) он приходит к пониманию абсолютной идеи. Так цикл развития завершен и мировой разум посредством человека достигает самосознания, возвращаясь к самому себе.

Система объективного идеализма Г. Гегеля в свое время поразила воображение современников своей последовательностью, логичностью,системностью. Казалось, философ охватил все имеющееся в то время знание. Правда, очень быстро стало ясно, что содержательное описание философом природных процессов отстало от достижений науки, что вызвало волну критики и отрицаний со стороны философов — позитивистов. Идеализм системы также подвергся резкой критике в работах Л. Фейербаха и К. Маркса. Однако большинство исследователей, в том числе и критики Гегеля подчеркивали значимость его диалектического метода.Диалектика зародилась в античной философии. Сам термин диалектика переводится как учение о спорах. В работах Платона она понималась как учение о движении мысли к истинному знанию с помощью последовательной цепочки определений понятий. Платон устами своего любимого героя Сократа показывает как в диалоге, споре человек последовательно приближается к пониманию сути вещи. В античной философии появились и первые диалектические идеи, касающиеся природы. У Гераклита мы встречаем понимание мира как становящегося космоса. Правда, в древности первые представления о развитии мира не называли диалектикой, этот термин использовался для характеристики движения мысли. Одним из первых кто заговорил о развитии природы в новое время был И. Кант, который в книге «Всеобщая история и теория неба» высказал идею, что солнечная система является результатом эволюции первоначального газового облака.

В работах Г. Гегеля идея диалектики занимает центральное место,

поскольку развитие оказывается ключевым состоянием мирового разума,

духовной субстанции, лежащей в основе мира. А поскольку мировой разум в

своем инобытии превращается в природу, то и природа понималась философом

диалектически, как развивающееся целое. Поэтому одним из принципов

диалектики философа был принцип единства бытия и мышления, то есть

законы мира и мировой идеи совпадали. Впрочем изначально идеалистический

характер системы Гегеля заставлял его рассматривать законы природы как воплощение законов разума, природа, следовательно, сама не развивалась, а лишь реализовывала уже имеющиеся принципы, это ограничивало возможность диалектического понимания мира.Диалектика исходила из утверждения о всеобщей связи всех явлений и процессов мира, как материальных, так и духовных. Гегелевская система была попыткой ее глобального описания. Важнейшим принципом диалектики Г. Гегеля был принцип противоречия.Из курса логики мы знаем, что противоречием называется ситуация, когда об одном и том же явлении высказывают взаимоисключающие суждения. Гегель понимает противоречие не логически, то есть не как утверждение взаимоисключающих суждений об объекте, а диалектически, как характеристику бытия вещей и идей. Каждое явление, по его мнению, есть единство внутренне присущих ему противоположных тенденций, между которыми существует извечный конфликт. Следовательно, явление —динамическое единство противоположностей, которые, с одной стороны, составляются сущность явления, с другой - их столкновение является источником его развития.В основе описания движения мирового разума лежит принцип триады. Его иногда называют законом отрицания отрицания. Каждый этап в движении мирового разума отрицает предыдущий, и снимается последующим. Реализуется цикл: тезис — антитезис — синтез. Эта формула будет повторяться при описании любого процесса развития, который приобретает форму спирали, где каждый виток повторяет предыдущий этап, но на более высоком уровне.Учение о диалектическом методе Г. Гегеля оказало большое влияние на развитие философии, в частности, К. Маркс методологически построил свое учение на использовании этого метода.

 

 

17.марксизм
К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) также относятся к плеяде «великих немцев». В истории человечества было немного учений, которые вызывали бы такой спектр мнений – от прямого отрицания до обожествления, как марксизм. Так же противоречиво и влияние этого учения на судьбы человечества.Взгляды философов сформировались не сразу. Маркс получил блестящее философское и юридическое образование, стал доктором философии. Ф. Энгельс не окончил даже гимназии, по заданию отца он занимался коммерцией. Познакомившись в 1842 г. в редакции «Рейнской газеты», где Маркс был редактором, они примкнули к младогегельянцам – леворадикальному крылу сторонников философии Г. Гегеля, стремящихся применить диалектический метод Гегеля к анализу ключевых социальных проблем современности. Благодаря влиянию книги Л. Фейербаха «Сущность христианства» они становятся материалистами. В 40 — е годы Х1Х в. К.Маркс и Ф. Энгельс активно участвуют в революционном движении Германии и Франции, стремятся теоретически осмыслить происходившие в мире процессы. Поиск революционной силы, способной изменить мир, приводит их к выводу, что на это способен только рабочий класс, возглавляемый коммунистической партией. В 1848 году выходит «Манифест коммунистической партии» - главное произведение марксизма, где обосновывается необходимость и намечаются контуры теории и практики перехода от капитализма к коммунизму.Традиционно считается, что марксизм является идеологией рабочего и коммунистического движения и включает три составные части: политическую экономию, марксистскую философию и научный социализм. Однако, в конкретных работах основоположников марксизма философские, экономические, политические, социальные и другие аспекты марксизма трудно отделить один от другого. Например, «Капитал» К. Маркса - не только политэкономическое, но и философское произведение. Эта работа опирается на серьёзный философский, методологический фундамент, разработанный Марксом и имеющий огромное значение по настоящее время. Как любое течение мысли, марксистская философия имеет социальные и естественно-научные предпосылки. Первые связаны с окончательным становлением буржуазного строя во многих европейских странах и США, с первым экономическим кризисом, обострением классовой борьбы и выходом на арену, как самостоятельной силы, пролетариата. Для осознания своего места в обществе, в истории ему нужна была теория, которую и разрабатывали К. Маркс и Ф. Энгельс.В то же время происходят серьёзные открытия в естествознании. В биологии возникает учение о клетке как основы жизни. Физики открывают закон сохранения и превращения энергии. Ч. Дарвин создает учение об эволюции, рассматривая человека как результат эволюционного развития живого на Земле. Из этих открытий следовало, по меньшей мере, два философских вывода, которые и легли в основание марксистской философии.

1. Мир един, и единство его – в материальности.

2. Все формы движущейся материи взаимосвязаны и переходят друг в друга.

Тем самым, мир понимался не только материалистически, но и диалектически,как процесс становления и развития.Таким образом, наследуя диалектический метод Гегеля, Маркс, по его выражению, поставил этот метод «с головы на ноги».Диалектика понятий лишь отражает материальные процессы. Материализм был восстановлен в своих правах, приобретя при этом диалектику как учение о развитии.Серьёзным достижением марксистской философии является материалистическое понимание истории. В узком смысле имеется ввиду, что, в конечном счёте, в основе функционирования и развития общества лежит материальное производство. Как сказал на похоронах Маркса его друг Энгельс, Маркс открыл простой, но скрытый под идеологическими наслоениями, факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище, одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д. Всё это создаётся в процессе труда (материального производства).В широком смысле – общество функционирует и развивается как естественно-исторический процесс. В истории действуют законы, независимые от воли отдельных людей, которые могут стать объектом научного исследования. Каждый человек действует, исходя из своих потребностей, преследуя свои цели. Но он действует не один, и в результате коллективных, массовых действий возникает нечто иное, чего не мог ожидать каждый из субъектов действия. Возникает, как говорят в механике, результирующая составляющая. Это и есть исторический закон.К.Маркс рассматривает общество как систему общественных отношений. Он выделяет два типа отношений: материальные, независимые от воли людей в них вступающих, это экономические, производственные отношения и идеологические отношения, в которые люди вступают сознательно, это политические и разнообразные духовные отношения. Материальные отношения образуют базис общества, идеологические — его надстройку. Так Маркс создает учение о структуре обществе, при этом утверждая, что экономические отношения определяют идеологические. Общество развивается и на каждом этапе своего развития характеризуется особенностями базиса и надстройки, их единство образует общественно-экономическую формацию, то есть общество на конкретно-исторической стадии его существования. Общественная структура — противоречива, в частности, Маркс выделяет противоречия внутри базиса, между базисом и надстройкой. Поскольку носителями общественных отношений являются классы, поэтому противоречия в структуре обществе выражается в классовой борьбе, высшая форма которой революция — является по образному выражению мыслителя «локомотивом истории». История общества осуществлялась через смену формаций: первобытно общинная формация сменялась рабовладельческой, после которой наступала эпоха феодализма, вслед за которой наступало время капитализма.Исходя из диалектических представлений о противоречиях как движущей силы развития всех процессов бытия (в том числе и общества) и из того, что в мире нет ничего окончательного, абсолютного и совершенного, Маркс и Энгельс сделали вывод о том, что буржуазный строй не является венцом истории, неизбежен его крах и переход к коммунистической формации. В этом теоретическом выводе таилась опасность попыток насильственного, волюнтаристского ускорения этого перехода. В 1917 году это было осуществлено в России.В теории познания Маркс преодолел созерцательность предшествующих форм материализма, показав ведущую роль практики в познавательной деятельности человека. В отличие от многих предшественников, выступающих с претензией на объективный, внеидеологический характер своих философских взглядов, Маркс прямо указывает на партийность, классовость своей философии: «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, пролетариат находит в философии своё духовное оружие»6 Маркс безуспешно пытался примирить в себе учёного и революционера. В этой борьбе первый уступил второму.При анализе вышеперечисленных характерных моментов марксистской философии нередко возникает вопрос: а не утопичны ли взгляды на общество и выводы из них, у Маркса, Энгельса и их последователей? Стоит напомнить, что утопия - это не просто заблуждение или фантастическая выдумка. Это –важнейший элемент критики (конечно, позитивной и конструктивной) существующего порядка вещей. А у Маркса её не занимать. Достаточно прочитать названия нескольких работ: «Нищета философии» (в ответ на «Философию нищеты» Прудона), «Святое семейство, или критика критической критики», «Критика политической экономии» и т.п. Недаром в одном из ответов на шутливую анкету дочери Маркс сказал, что его девиз - «Подвергать всё сомнению».Противоположность между научным и утопическим в марксизме относительна и грань между ними довольно зыбкая. Утопична не сама критика капитализма, устанавливающая мыслимые пределы её существования. Утопично стремление придать этой критике характер прямого революционного действия. Это вера в способность революционных масс своими действиями приблизить, ускорить гибель капитализма. Маркс утопичен в той мере, в какой претендовал не только на объяснение действительности, но и на её изменение и преобразование, т.е. был не только учёным, но и революционером.Утопией является не само по себе стремление к свободе, равенству, справедливости, а представление о том, что оно реализуется действиями одного класса, пускай самого передового и многочисленного. Кстати, в России начала XX века даже этого условия не было. Оказалось, что вера в освободительную миссию пролетариата так же утопична, как в конце XVIII века во Франции вера в третье сословие с лозунгом «Свобода, Равенство, Братство».С самого зарождения и в процессе развития в марксистской философии обозначились, а затем и усилились некоторые негативные тенденции. Обострение классовой борьбы рабочего класса проецировалось и на сферу философии. Отсюда нетерпимость к инакомыслию. После смерти классиков марксизма началась канонизация их учения, что выразилось в стремлении рассматривать всю предшествующую философию как подготовительный этап к марксизму. Все эти тенденции ускорились и усилились в Советском Союзе. Кроме того, с 1938 года, с момента выхода «Краткого курса истории ВКП происходит вульгаризация и догматизация философии марксизма, она принимает характер государственной философии, единственно верного, «научного» мировоззрения.Интересно, что в самом начале ХХ века (1900 г.), когда значительная часть российской интеллигенции исповедовала марксизм, Л.Н. Толстой, давая интервью корреспонденту болгарского журнала «Мысъл», говорил: «Один неглупый немец по имени Карл Маркс написал одну неглупую книгу под названием «Капитал». Следует ли из этого, что эту книгу нужно провозглашать Евангелием и что мы должны носиться с ней как с писаной торбой?»Как относиться к марксизму и соответственно к марксистской философии? Как к любому учению, цивилизованно. Без обожествления или, наоборот, демонизации. Цивилизация не предаёт анафеме собственные идейные порождения. Она извлекает уроки.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.