Над проблемами смысла жизни, устройства мира люди размышляли задолго до появления философии, в цивилизациях Древнего Египта и Месопотамии, Финикии и Архейской Греции, Китая и Индии. Вопросы о смерти и бессмертии, о природе добра и зла, об источнике существующего порядка вещей являются по сути вечными в истории культуры, потому, что затрагивают глубинные основы бытия человека. Попытки ответа на эти вопросы содержатся в культуре всех народов, независимо от уровня их развития. Осознавались эти проблемы прежде всего в форме мифа. Миф представляет собой яркий, образный рассказ о каком-либо событии или природным явлении. Но это особенный рассказ, которому человек верит абсолютно, потому что миф провозглашает истину. Этим миф отличается от поэтического образа. В то же время миф выражает знание человека о природном и социальном мире, но это знание образное, знание, в котором человек не отделяет себя от мира. Действующими лицами мифа являются боги или герои. Мир предстает одушевленным целым, населенным богами, с которыми человек может общаться, даже влиять на них. Миф также представляет собой описание ритуальных действий, совершение которых позволяло бы сохранить существующий порядок вещей. Таким образом, миф в неразрывное целое сплавляет образ, знание и действие. Он является древнейшей синкретической формой познания мира, вносящей определенный порядок в тот многообразный, хаотичный опыт, которым обладал древний человек. Особенностью мифологического понимания мира является очеловечивание природы (антропоморфизация). Это выражается в частности в том, что важнейшие вопросы строения мира, его происхождения и развития решаются в терминах человеческой жизни и поведения. Создание мира представляется как рождение, часто в основе всего мирового процесса лежит действие первоначальной пары в качестве родителей всего сущего. Например, в китайской мифологии это были «ин» и «ян» - мужское и женское начала космоса, в греческой мифологии такой первоначальной парой выступает Земля и Небо. Миф не просто рассказывает истории он осуществляет своеобразный анализ поставленных вопросов, вычленяет образные характеристики космоса, основных природных стихий. Так повествуя о создании богов, природных явлений, людей, вещей миф устанавливает между ними связи и отношения, однако это не причинно-следственные связи, какие бы могла изучать наука, а связи порождения и иерархии. Характерно, что миф не видит разницы между реальностью и видимостью скажем, сон часто воспринимается как реальность, не различает живое и мертвое, они могут переходить друг в друга. Часто абстрактные понятия овеществляются, так в Египте была богиня Маат - истина, В Греции Гомер в Илиаде описывая щит Ахилла изображает на нем Злобу и Смерть в человеческом облике.Философия противоположна мифу тем, что различает человека и окружающий мир, стремится описать мир с помощью понятий, а не образов, пытается устанавливать естественные связи и отношения между явлениями. А главное, философия пытается постичь мир так как он существует сам по себе, избегая непосредственно обращаться к божественным силам для его объяснения. Тем самым в противоположность мифу, философия - это рациональной знание. Поэтому чтобы объяснить ее появление надо понять как возникает рациональный подход к миру. В качестве общих причин появления рационального подхода к миру следует указать развитие материальной культуры и ремесленного производства, которые требуют умения воспринимать мир естественно, ведь для того, чтобы изготовить вещь надо знать как она устроена, здесь рассказы о богах мало чем могут помочь. Медленное, но неуклонное накопление знаний о мире составило существенную предпосылку появления философии. В самом общем виде для появления философии необходим также определенный экономический уровень общества, обеспечивающий разделение труда на физический и умственный, а также досуг для занятия теоретическими исследованиямиВ то же время параллельно с накоплением рационального опыта происходит рационализация самого мифа. Это выразилось в том, что с одной стороны, происходит вычленение ритуальной стороны мифа и появление жреческого сословия, с другой стороны, происходит поэтизация мифа, он записывается и, обретая письменную форму, становится предметом для рационального размышления. Эти явления происходят в течение Х-УП вв. до н.э. в самых различных обществах. Однако лишь в Индии, Китае и Древней Греции появляется философия. Очевидно, необходимы были помимо общих факторов еще и особенные, специфические социально-культурные условия, сделавшими возможными появление этой формы культуры. Характерно, что особенности возникновения философии наложили неизгладимый отпечаток на дальнейшее существование этих первых исторических форм философии.Важнейшей особенностью древнегреческой культуры была особая духовная атмосфера уважения к разуму, допускающая различные взгляды в обществе. Это связано с социально-политической формой греческого общества. Оно существовало как совокупность городов- государств (полисов). Это было одно из первых в истории европейских цивилизаций открытое и демократическое общество. Решая свои жизненные проблемы в процессе совместного обсуждения, древние греки постепенно научились ценить чужую мысль, осознали значение рационального мышления, умения разумно обосновывать свои взгляды. Не случайно обязательным элементом школьного образования в греческом обществе была риторика, наука о красноречии. В мире городов -полисов невиданного ранее расцвета достигает культура., творят великие архитекторы, построившие афинский Акрополь, великие скульпторы и живописцы. В мифах, записанных древнегреческими поэтами Гомером и Гесиодом создается античный образ мира, как чувственно - материального космоса, управляемого судьбой - роком и населенного богами и людьми. Однако творчество этих великих поэтов ознаменовало начало кризиса мифологического сознания. Это произошло потому, что Гомер и Гесиод описывая один и тот же греческий пантеон богов, делают это по разному, заставляя своих слушателей задуматься о том, кто же из них прав. Под влиянием творчества этих великих греков миф становится предметом размышления, подвергается рационализации и критическому анализу. Традиция и предания связывают появление античной философии с именами Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, живших в 7-6 вв. до н.э. в городе Мелете на малоазийском побережье Ионического моря. Именно они сделали предметом рационального мышления мир в целом, бытие как таковое, поставив в истории культуры первый философский вопрос, а именно, что есть первооснова бытия, из чего все состоит.
Учение первых философов о мире.
Античная философия - совокупность отмеченных некоторой общностью философских учений, развивающихся с конца 7 в. до н.э. до 6 в. н.э. в Древней Греции, Эллинском мире и Римской империи. Будучи первой формой философского знания, античная философия провозглашает и защищает автономию разума. Первый философы открывают за яркой пестротой и многообразием единичных вещей сложную, чувственно не воспринимаемую, гармоничную сущность космоса. Мир начинает осмысливаться в абстрактных понятиях, которые потом войдут в арсенал европейской философии. В эпоху античности складываются основы будущих философских направлений, формируются философские проблемы, решением которых будет озабочена вся традиционная европейская философия. Традиция и предания связывают появление философии с именами Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, Живших в 7-6 веках до н.э. в городе Милете на Малоазийском побережье Ионического моря. Именно они сделали предметом рационального размышления мир в целом, пытаясь за многообразием вещей и процессов обнаружить то общее, что объединяет их в единый космос. Первые философы предположили, что существует единое, вечное, неуничтожимое первоначало, их которого состоят все вещи. Так рождается первая проблема философии: проблема первоначала, первоосновы мира. Фалес такое первоначало увидел в воде, Анаксимен - в воздухе, Гераклит (6 в. до н.э.) - в огне, Эмпедокл (5 в. до. н.э.) полагал, что в основе мира -четыре стихии: вода, огонь, земля, воздух. В дальнейшем сюда добавляли еще пятый элемент - эфир. По сути, стремясь к целостному видению мира, первые философы обнаруживают его вещественную природу, открывают агрегатные состояния вещества: жидкость, газ и твердое тело, добавляя к ним еще и огонь. Первые философы представляли космос как движущееся тело, в котором количественные изменения ведут к качественным (Анаксимен) и который подвержен циклическим изменения. Гераклит создает грандиозный образ вечно, огненной, пульсирующей Вселенной. Он утверждает, что космос вечен, а явления мира преходящи, источником становления является столкновение противоположных тенденций космоса: влажного и сухого, горячего и холодного и т.д. Так пусть в наивной форме складываются первые диалектические представления о мире. Первых философов по праву называют натурфилософами. Предмет их раздумий - природа, частью которой является и человек. Они высказали много не только философских идей, но и научных гипотез, не различая собственно научное и философское знание. Так, утверждают, что Фалес первый предсказал солнечное затмение, вычислил высоту пирамид. Анаксимандру принадлежит идея происхождения жизни из воды. В 6 в до н. э. в Великой Греции, так назывался тогда район южной Италии, появилась одна из первых философских школ, Пифагорейский союз. Создателем ее был Пифагор, родившийся на острове Самос, что недалеко от Милета и перебравшийся в Италию. Пифагорейский союз представлял собой не просто школу, где можно было получить знания, но политическую и религиозную организацию, которая стремилась создать новые принципы нравственной и политической жизни. Пифагор положил начало количественному подходу к космосу. Он полагал, что основой мира является число и гармония, то есть, важны не просто элементы (стихии) из которых состоят вещи, но их количество и соотношение. Пифагор создает математику как науку, поскольку разрабатывает процедуру математического доказательства, доказывая ряд теорем, в том числе знаменитую теорему названную в его честь. Существенный шаг в развитии философской мысли сделали философы из Италийского города Элея, Ксенофан, Парменид, Зенон (6-5 вв до н.э.) Они первыми поставили одну из центральных философских проблем - проблему бытия.[1] Стремясь ответить на вопрос о том, что обще всем вещам и процессам в мире, элеаты пришли к всеобщему понятию бытия и сделали его самостоятельным предметом философствования. Они же дали общее расчленение этой проблемы, выделил аспекты, значимые и в рамках современных философских исследования. Это, прежде всего, вопрос о том, существует ли небытие; имеет ли бытие начало во времени или оно вечно; бесконечно оно или конечно, движется или покоится; познаваемо или нет, цельное оно или множественное. Парменид в своей поэме « О природе» полагал, что существует только бытие, небытия же нет, так как его невозможно сделать объектом мысли. Здесь уже осознается одна из важнейших особенностей философских проблем - их соотнесенность с человеком. Бытие едино, цельно, существует вне времени, однородно, не движется, имеет форму шара. Это, казалось бы, на первый взгляд, странное учение поставило еще одну важную философскую проблему -различение сущности вещи и явления (кажимости). Всегда ли то, что мы видим, воспринимается нами правильно, и видим ли мы истину? Парменид различает знание, полуученое разумом и соответствующее истине, и другое - полученное на основе мнения, обмана воображения. Поэтому его и не смущает кажущаяся нелепость его взглядов, например, отрицание им движения. Таким образом, рассматривая проблему соотношения единого и многого, элеаты пришли к отрицанию множественности вещей, подлинным бытием наделяется ими лишь Единое, познаваемое разумом. В это же примерно время, в 5 веке до н.э., жил философ, который предложил противоположное решение проблемы - это был Демокрит из города Абдеры. Он считал, что существуют атомы (бытие) и пустота (небытие), в которой они движутся. В противоположность милетцам Демокрит считал, что атомы не обладают чувственными качествами, они невидимые, неделимые частицы вещества, обладающие формой, величиной, положением в пространстве. Атомы существуют вечно, из них состоят все вещи, в том числе душа человека. Космос появляется в результате вихревого движения атомов и подчиняется строго необходимости, закону. Боги тоже состоят из атомов и подчинены законам, то есть они лишаются своей божественной сущности. С именем Демокрита связано становление такого направления философии, как материализм, сторонники которого полагают, что в основе мира лежит материя, сознание же зависит от материи. Для Демокрита материализм является еще не осознанной позицией, а исходным интуитивным принципом, который не обосновывается рационально, то есть по форме его материализм - стихийный, хотя и является более развитым и определенным, чем позиция философов милетской школы и Гераклита, также относимых к этому направлению.
Философия Сократа
В 5 в. до н.э. в Афинах появляются первые философы - профессионалы, получившие имя софистов. Они сформулировали положение об относительности и ограниченности человеческого знания, полагая, что разум может обосновать любое утверждение - как истинное, так и ложное. Антагонистом софистов был великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он родился и всю жизнь прожил в городе Афины, ведя жизнь обычного горожанина, воевал, когда была война, занимал общественные выборные должности, учился и сам учил философии. Правда, в противоположность софистам он не брал денег за уроки. И вот его, многими уважаемого и любимого человека, знаменитейшего философа в 399 г. до н.э. граждане Афин приговаривают к смерти. Отказавшись от помощи друзей, подготовивших ему побег, Сократ выпивает чашу с ядом. Столкнувшись, как и софисты, с текучестью, произвольностью обыденных знаний, Сократ разрабатывает особый, сократовский метод диалога, а в сущности метод определения понятий, требующий избегать противоречий в рассуждениях. Основой метода Сократа служила ирония, способ обнаружения ограниченности, и зачастую ложности представлений о вещах. Сам философ называл свой метод майевтикой, повивальным искусством, говоря, что его задача помогать рождению мыслей. Применяя свой метод к анализу таких философских и этических понятий, как добро, благо, красота, справедливость, Сократ достигает неожиданных эффектов, так как обнажает противоречивость обыденных представлений о них. В противоположность софистам Сократ стремился найти единую, общую основу для текучих человеческих представлений, которую он видел в разуме, обнаруживающем объективную всеобщность, то есть сущность вещи. Для Сократа есть только одно благо -знание и одно зло - невежество. Поэтому философ и свою жизнь посвящает поиску знания, исследуя не столько космос, сколько обыденную человеческую жизнь. Его критика несправедливости афинских граждан и правительства вызывала часто всеобщие нарекания, отсюда и смерть Сократа явилась уроком верности истине, своему предназначению.
Философия Платона
Учеником Сократа был великий древнегреческий философ Платон (427 -347 гг до н.э.). У Сократа он позаимствовал его знаменитый метод, расширив его, придав ему черты подлинной диалектики. Так же как и Сократ, Платон не стремился создать системы, законченного образа мира, его больше увлекал поиск истины, поэтому его работы часто написаны в форме диалогов, где спорящие обмениваются доводами и не всегда ясно, кто же из них прав. Платон попытался преодолеть пропасть между Единым, подлинным умопостигаемым бытием элеатов и миром множества чувственно -воспринимаемых вещей. Эти две формы бытия опосредованы, соединены миром идей (эйдосов). Платон понимает их как вечные образцы, модели, по которым из бесформенной текучей, бесконечной материи строятся все вещи. Сама материя ничего не может породить, она лишь воспринимает идущие от идей световые истечения (эманации), которые оживляют темную материю, придают ей ту или иную форму. Идеи прекрасны, неизменны, так как живут вне времени. Материя является источником разрушения и смерти, делает вещи безобразными, множественными, изменяющимися. Все имеет свою идею, но и сами идеи имеют как бы идею идей, высшую идею, которую Платон понимает как Благо, тождественное с абсолютной красотой. Это высшее Благо - начало все начал, демиург, конструирующий земной мир по самым мудрым и прекрасным законам - идеям. Благо выступает как цель, к которой стремится человек в своей жизни и познании. Источником, движущей силой, заставляющей человека стремиться к Благу, является душа человека. Платон создает теорию бессмертия души, воспринятую потом христианством. Философская теория Платона - это объективный идеализм, видящий в основе мира нечто невещественное духовное. В его основе лежит важный факт, открытый Платоном, а именно: вещь и мысль о вещи, хотя и существуют, но их бытие различно, хотя бы потому, что мысль, идея нетленна, неразрушима и постоянна в противоположность смертности и изменчивости вещей. Таким образом, Платон обнаруживает, по сути, новую форму бытия - духовное бытие. Мир идей, с точки зрения философа, является условием и источником познания мира, поскольку познать можно лишь нечто устойчивое, определяющее целостность вещи, то есть ее идею. Последняя относится к вещам как общее к единичному, являясь законом существования вещи. Платон, вслед за элеатами, противопоставляет чувственное знание как неподлинное рациональному знанию, которое может быть истинным. Рациональное знание доопытно (априорно), предшествует чувственному знанию. Философ обнаруживает новые аспекты проблемы познания. Когда стремится понять, почему человек может знать общие законы, формулировать абстрактные понятия, если непосредственно ему дан только мир конкретных единичных вещей. Ответ, данный Платоном - его теория врожденных идей, постигаемых интуитивно, не может удовлетворить нас, но сама проблема осталась и занимает умы современных философов. Теория идей реализуется греческим мыслителем в его учении об обществе, развитом в диалоге «Государство». Характерен уже сам подход философа. Его интересует не какое-либо конкретное государство, а идея государства, государство как Благо и справедливость. Создавая одну из первых социальных утопий, Платон пишет о строго иерархическом, по сути, кастовом государстве, где наверху иерархической лестницы находился класс правителей-мудрецов, опиравшихся на касту воинов и земледельцев. Государство Платона своей целью имело не достижение счастья и благополучия подданных, а достижением некоего идеала справедливости, блага. Справедливость понимается философом как выполнение каждым человеком своего предназначения. Другим важным свойством идеального государства Платон считает стабильность. Поскольку собственность разрушает стабильность, провоцируя конфликты в обществе, он один из первых начал критиковать частную собственность. Анализируя формы государственного правления, философ отдавал предпочтение монархии или аристократии. Платон оказал огромное влияние на развитие европейской философии. Фактически все античные философы, жившие после него, многие средневековые мыслители, так или иначе, следовали в русле его идей.
Философия Аристотеля.
Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - один из величайших философов и ученых древности. Он впервые создал систему философского знания, начал четко различать философское и собственно научное знание. Он утверждал, что первая философия изучает первоосновы бытия, то есть нематериальные, вечные сущности, в то время как физика, или вторая философия исследует природу как отдельный род бытия. Аристотель критиковал теорию идей своего учителя, полагая, что она бесплодна, ведет лишь к простому удвоению мира. Поскольку в содержании идей нет ничего, что отличало бы их от вещей. Платон, по мнению Аристотеля, не решил также проблему связи идей и чувственного мира, идеи не могут объяснить становления, изменения предметов. Критика теории идей заставила Аристотеля по-новому поставить проблему бытия. Сохраняя идущее от элеатов представление о бытии как вечном и само тождественном Едином, Аристотель ищет его в самом изменчивом, чувственном мире. «Бытие» означает данность вещи, ее свойств, отношений к человеку, который, исследуя предметы, руководствуется четырьмя принципами бытия, или как называет их философ, причинами вещей. Каждая вещь может быть проанализирована со стороны ее формы, или сущности, ее материи, каждая вещь движется и имеет внешнюю причину движения, и это движение имеет определенную цель. Сущность вещи, или форма (формальная причина), отвечает на вопрос, что есть эта вещь, чем она отличается от других и, следовательно, выступает как нечто единичное. С другой стороны, сущность вещи является тем общим, что характеризует не только данную конкретную вещь, но все подобные ей предметы. Таким образом, форма (эйдос) у Аристотеля выступает как единство общего и единичного и существует не вне, а внутри каждой вещи. Именно эта особенность предметов делает их доступными научному познанию, так как наука направлена на общее и основывается на необходимом. Материя понимается Аристотелем как материал, из которого сделана вещь. Однако сам материал также оформлен, то есть тоже представляет собой единство формы и материи. Если проводить эту последовательность до логического конца, то мы придем к первоматерии Аристотеля, представляющей собой чистую возможность осуществления формы. Материя, по Аристотелю, совечна форме, пассивно, безжизненна, неопределенна. Третьим принципом бытия оказывается причина движения вещи, которая всегда находится вне ее. Аристотель еще не знает возможности самодвижения. Чтобы избежать бесконечного ряда движущихся предметов, философ пишет о существовании самой первой причины движения или перводвигателя. Наконец, четвертый принцип бытия определяет направленность движения. Такой общей целью для всего космоса является Красота, Благо и Истина. Аристотель специально занимался проблемами движения, ему принадлежит, в частности, определение движения как изменения вообще. Движение, будучи целесообразным, реализуется через многообразие форм, и причиной движения живой материи является душа, которая характеризуется как организующий и управляющий принцип тела. Аристотель различает три типа души: растительную, ощущающую (или животную) и разумную. Применяя четыре принципа анализа бытия при исследовании души, мыслитель утверждает, что душа, движущая тело, тоже имеет свою собственную форму, которую он называет Умом. Этот Ум (форма или эйдос разумной души) существует вне времени и пространства, является бессмертным и представляет собой высшую степень бытия. Он зависит только сам от себя и является неподвижным перводвигателем и абсолютной целесообразностью или Благом. Так Аристотель приходит к понятию Бога, но не антропоморфному, языческому представлению о богах, а сложному философскому понятию Бога, которое потому будет использоваться для обоснования христианских догм. В теории познания греческий философ отвергает теорию врожденных идей Платона. Различая чувственное и рациональное познание, он не отвергает роли чувственного знания, способного адекватно отражать единичные вещи, но отдает предпочтение рациональному познанию. Он различает следующие виды знания: высшие принципы (архэ) научного знания, которые недоказуемы и получаются путем непосредственного усмотрения или отчасти через индукцию; научное знание или знание об общем; опыт - знание единичного и мнение -знание, построенное на вероятностных основаниях. Аристотель разрабатывает и теорию истины как соответствия знания воспроизводимой вещи. Мыслитель разрабатывает логику как учение о методах доказательства, впервые сформулировав три закона логики: тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Одной из особенностей философии Аристотеля явились тончайшие терминологические различения, что требовало подробного, развернутого понятийного аппарата, и Аристотель создает свое учение о категориях. Он описал, классифицировал и пытался проанализировать взаимосвязи таких категорий, как сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, страдание - категорий, некоторые из которых применяются и сейчас в философских исследованиях. Аристотель вошел в культуру не только как философский, но и глубокий политический ум. Он исследовал многообразие различных форм политического устройства («Политика»). Стремясь понять основы стабильности государства, он видит их в среднем слое, призванном смягчать противоположность бедных и богатых. Он не отвергал значения частной собственности. В то же время утверждал, что власть закона предпочтительнее власти любой личности. Его концепция правового государства легла в основу европейских конституционных идей.