Культура — искусственный мир, созданный человеком. Выделяют материальную культуру (созданные человеком вещи), духовную культуру (знание и ценности) и нормативную культуру (нормы, правила, законы). Философия является одной из форм духовной культуры наряду с наукой, религией, искусством, правом. Ее появление в 7 в. до н. э. в трех цивилизациях знаменовало собой перелом в развитии человечества, который был назван немецким философом ХХ в. К. Ясперсом «осевым временем». Рассматривая вопрос об источниках происхождения философии, исследователи дают разные ответы. Одни авторы считают таким истоком чувственно-образный мир мифа, в котором «очеловеченный» универсум рассматривался как единое целое, в котором земное и сакральное неразличимы. Миф представляет мир живым и одушевленным.Другие исследователи, признавая факт возникновения философии в лоне мифологии, считают, что непосредственно она вырастает из совокупности различного рода знаний, которые накопило человечество к этому времени. Унаследовав у мифологии стремление к целостному восприятию мира, философия осмысливает его уже с помощью Логоса (греч. -говорить) — разумного слова, оформляя накопленные знания рационально-теоретическим способом. При этом для античных мыслителей философия не сводилась лишь к рациональному познанию, она была «любовью к мудрости», а значит учила не только познанию, но и искусству жить.Какие бы источники происхождения философии не выявляли исследователи, большинство из них сходятся во мнении, что непосредственным импульсом к размышлению о мире и человеке, процессу философствования, стало естественное состояние - состояние удивления.Удивление у древних философов вызывало не только многообразие мира, но и ощущение того, что мир существует как гармонически целостная реальность. С поисков ответа на вопрос об истоках этой гармонии началась философия. Так, Пифагор (автор термина «философия») уже в У1 в. до н.э. стремился математически оформить эту гармонию с помощью числовых закономерностей. Для него Логос означал математические отношения.Удивление вызывала способность людей даже в тяжелых и пограничных состояниях своей жизни поступать по совести, творить добро и совершат бескорыстные поступки.Удивительным было и то, что в отличие от большинства людей, которые организуют свою жизнь опираясь на обыденный опыт, ограничиваясь в вопросах познания суевериями, обычаями, есть люди, которые истину воспринимают как реальность, и в стремлении к ней видели смысл жизни.Как возможны ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА? Этот вопрос волнует уже древнегреческих мыслителей, стремление ответить на него приводит к пониманию сущности культуры и человека.Культура как целое является проблемой для философии. Решая ее философия исследует способность человека изменять и взращивать свою жизнь руководствуясь «человеческим стилем», где нормами жизни были бы духовные ценности. Уже древние греки рассматривали культуру как антитезу варварству. Общество, основанное на принципах культуры, с которым они отождествляли Грецию, противопоставлялось сообществу людей, в котором господствовали установки на силу, тиранию, где господствовал «звериный стиль», обрекая человека на животное существование.Каждая эпоха, реализуя «человеческий стиль», имеет свои нормы. Древнегреческая культура утверждала нормы истины, добра, красоты. Христианская культура — истину, любовь, свободу. Эпоха Возрождения — красоту, свободу, достоинство человеческой личности, Новое время — свободу, равенство, братство. Таким образом, с точки зрения философии сущность культуры — ее способность быть мерой человеческого в человеке, народе, человечестве. Отстаивая гуманистическую сущность культуры и определяя ее как реализацию «высших ценностей с точки зрения культивирования высших достоинств человека» (М. Хайдеггер), философия защищает культуру как жизнь человека в человеческом лике, а не зверином обличии. Отстаиванию этой истины подлинные философы посвящают не только свои тексты, но и жизнь.Возвышая человека над самим собой, культура ориентирует его на внутренний путь развития, данный в самом человеке, и который каждый должен проделать самостоятельно. Поскольку культура общества развивается, постольку и философия, стремясь выразить изменяющийся облик мира, меняется вместе с ним. Она, по сути, является «эпохой, выраженной в мысли»2, самосознанием культуры, поэтому изучение философии отдельных эпох помогает понять смысл происходящих событий, увидеть общее и особенное в культуре различных народов, почувствовать единые ритмы мировой духовной истории.Одной из важнейших особенностей философии является постоянное стремление ее творцов переосмыслить сущность этой области творческой мысли. Это связано, в частности, с тем, что философия постоянно меняет свой облик, те или иные философские проблемы выходят на первый план, формируя своеобразное проблемное поле исследований для данного этапа развития культуры. Параллельно философии приходится все время уточнять свои отношения с другими формами культуры, прежде всего с наукой.
Философия и наука
философия и наука обладают рядом общих черт,поскольку являются формами рационального знания. Они используют специальную терминологию стремятся к обоснованному,доказуемому знанию. Правда, в отличие от науки , которая может использовать такие эмпирические методы обоснования как наблюдение и эксперимент,методы философии носят сугубо теоретический характер, она лишена возможности эмпирически обосновывать свои положения.
между философией и наукой есть существенные отличия. Прежде всего , они касаются предметной области философии и науки. Отдельные науки изучают фрагменты действительности, а философия - мир как целое. Кроме того, философия ставит вечные, предельные проблемы,касающиеся смысла существования человека, а наука - конкретные, в принципе, в конечном счете решаемые. Ученый стремится к получению объективного, независимого от человека знания. Цель же философии -раскрыть отношение человека к миру,поэтому позиция философа, его учение всегда более личностна и субъективна, чем позиция ученого.Исторически взаимоотношения философии и науки складывались по разному. Философия появляется значительно раньше, чем первые научные теории, например, геометрия Евклида была создана лишь в 3 веке до н.э.. В начале философы не различают собственно философию и науку, первая понимается как рациональное знание, противостоящее общепринятому мнению и религиозным представлениям. Такое понимание философии мы встречаем в работах великого греческого философа Платона. Однако уже его ученик Аристотель различает первую и вторую философию, соответственно собственно философское и научное знание. Первая философия, по мнению мыслителя, должна исследовать первоосновы бытия, в то время как вторая философия (наука) занимается исследованием конкретных областей действительности. В последствии за «первой философией» закрепилось название «метафизики», которая определялась как учение о первых началах бытия, о всеобщих принципах познания и до 20 века рассматривалась как второе название философии. Средневековые мыслители сохранили понимание философии как метафизики, однако для них предметом философии являлись Бог и душа человека, сама же философия мыслилась как рациональное богопознание и в этом смысле выступала «служанкой богословия». Наука не выделялась как особая форма культуры, отождествлялась с философией. Мыслители эпохи Возрождения начали великое освобождение философии из под власти религии, они полагали, что философия должна преимущественно рассказывать о человеке, его месте во вселенной. Философия становится «светским» знанием о природе и человеке. Тогда же начинается осознаваться относительная самостоятельность научного знания, которое невозможно свести к философии.В 16-17 вв. в Европе появляется новый культурный феномен —классическая наука, которая строится как математическое и экспериментальное естествознание, способное давать проверяемое и практически применяемое знание о мире. Естественно, философия не могла пройти мимо этого явления, поэтому начиная с 17 века (начало нового времени) проблема познания, его методов становится центральной для философии, происходит своеобразная гносеологизация философского знания. По мере развития науки обостряются ее отношения с философией. Последняя, подобно королю Лиру, который раздал все своем имущество детям и вынужден был оставить родной дом, постепенно отдает в ведение науки важнейшие области своих исследований: учение о космосе, учение о материи, учение о душе, об обществе. Они становятся научнымидисциплинами: космологией, физикой, психологией, социологией. В первой половине 19 веке появляются ученые и философы, получивших название позитивистов, которые провозгласили смерть философии, полагая, что «наука становится сама себе философией», а за прежней философией остается лишь анализ самой науки. Однако, философия пережила этот своеобразный кризис в своих отношениях с наукой. Она отказалась от претензий быть «царицей наук», и в то же время утвердилась в своем стремлении исследовать не только мир и его всеобщие свойства, но человека в мире, чье существование принципиально отличается от существования природных явлений. Проблема человека становится важнейшей в философии 20 века. В то же время была осознанна необходимость в целостном, системном взгляде на мир, способном синтезировать научное знание, соотнести его с проблемами смысла человеческого существования. Более того, в современном мире мы видим возникновение глобальных проблем, затрагивающих интересы всего человечества. Эти проблемы также становятся предметом философского осмысления. В целом современное состояние философии характеризуется сложным (богатым по содержанию) противоречивым взаимодействием двух принципиально важных тенденций, которые можно условно обозначить как интеграционно-глобалистское и дифференционно- «специализаторское». Философия может и должна сохраниться как некоторая принципиальная целостность, отражающая действительное единство мира и общечеловеческую самоценность, универсальность мышления. С другой стороны, философия не может существовать , не взаимодействуя со всеми сферами современного научного познания, проникая в их сущностные, глобальные проблемы. Очевидно, в рамках фундаментальных наук ( а иногда и специальных) неизбежно возникают теоретические проблемы, требующие своего философского (по форме и способу решения) осмысления. Так постоянно происходит обогащение философии опытом развития научного знания, его достижениями и проблемами. В свою очередь, благодаря участию философии происходит теоретизация и подлинная фундаментализация знаний, добытых специальными науками. В этом взаимодействии и взаимообогащении - перспективный путь к единству гуманитарного, общетеоретического и специального знания открывается путь к единству наук в их многообразии. В таком аспекте философия сохраняется, реализует свою интегрально-универсальную, цементирующую роль. В великой триаде «знать -уметь - понимать» философия всегда будет участвовать в качестве необходимого, обязательного элемента.
Философия и религия
Еще одной формой духовной культуры, с которой у философии сложились достаточно сложные отношения, является религия. Религия как форма духовной культуры представляет собой систему верований, с помощью которых люди пытаются осмыслить свое отношение к сверхъестественному. Как и философия религия стремиться объяснить человеку устройство мира, ответить на вечные проблемы, волнующие человека: о добре и зле, смерти и бессмертии и.др. Поэтому по своей мировоззренческой направленности философия и религия могут совпадать. Однако между ними существует принципиальное различие. Философия строит свое знание на критическом осмыслении опыта человечества, она начинает свое размышление о мире с рационального сомнения. Религия же в основу своих утверждений кладет веру в существование сверхъестественного начала (Бога). Конечно, Бог может стать предметом философского размышления, философ может быть верующим, но и в этом случае он начинает с сомнения, с вопроса « есть ли Бог?». Известно, что в философии сложилось несколько способов доказательства бытия Божия, о чем мы поговорим в разделах, относящихся в к философии Средних веков.Исторически отношения философии и религии складывались неоднозначно. В эпоху Античности эти две формы культуры сосуществовали достаточно мирно. Хотя известны случаи преследования философов по религиозным мотивам, достаточно вспомнить процесс Сократа, однако такие практики не были распространены и в общем античные философы могли достаточно откровенно высказываться критически о богах. В эпоху Средних веков философия рассматривалась как служанка богословия, занимая подчиненное место по отношению к религии. Ощущая постоянное давление богословия, философская мысль пыталась отстоять свою независимость и разработала теорию двух истин, провозгласив автономию философии по отношению к религии. В эпоху Возрождения и Нового времени происходит процесс формирования светской культуры, частью которой становится и философия. Этот процесс сопровождался критикой и переосмыслением основных положений христианства, созданием атеистического мировоззрения, критикой церкви как социального института. Все это вызвало недовольство церкви, привело к усилению духовной цензуры, спровоцировало ряд процессов против философов, достаточно вспомнить суд над Дж. Бруно, Г. Галилео. Однако центральное положение религии в культуре нового времени было безвозвратно утрачено, ее место заняла наука, она же стала определять содержание образования.В современном мире религия все больше становится частнымделом человека, не утрачивая при этом своей мировоззренческой функции. Более того, деятели церкви постоянно используют философское и научное знание для обоснования и распространения своих взглядов. Поэтому и критическое осмысление религиозных учений остается по прежнему одной из задач рациональной философии. Более того, признавая право человека на свободный выбор своего мировоззрения, философия стремится предложить ему свои варианты решения смысложизненных, вечных проблем.