Деятельность Аристотеля завершает классический период развития античной философии. В последней четверти 4 в. до н.э. наступает эпоха эллинизма. В это время Афины по-прежнему являлись самым крупным центром философской мысли. Здесь существовали и развивались школа Платона, называемая академией, школа Аристотеля - Ликей. В 4 в . до н.э. появляютсмя новые философские школы: стоики, эпикурейцы, скептики. Они значительноевнимание уделяли проблеме личности и ее жизненному пути, пытаясь понять, как человеку защитить себя от разрушительного влияния материального и социального мира. Школа стоиков была основана Зеноном из Элиды (4 в . до н. э.), в числе ее сторонников были такие выдающиеся философы древности, как Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Просуществовала эта школа до 3 в. н.э.. Стоики полагали, что мир един и представляет собой живое, одушевленное тело, подчиняющееся закону - судьбе. Человек, будучи частью космоса, должен следовать только велению природы. Но последняя понимается не материально, а как высшая сущность мира. Все материальное, в том числе человеческое тело, рассматривалось стоиками как зло, преграда на пути человека к добродетели. Человек обладает разумом и может познать благо, построить свою жизнь в соответствии с ним. Однако на это способен не каждый человек, но лишь мудрец. Стоики полагали, что мудрец всегда бесстрастен, несуетен, стремится избегать пороков, не подвержен страху и безумию. Он строит свою жизнь в соответствии с космической необходимость, становясь подобным богам, и, как и они обладает свободой. Так, вместе со стоиками в философию входит идея свободы как познанной и претворенной в жизнь необходимости. Эта идея будет воспроизводиться в философии нового времени у Спинозы, Гегеля, Маркса. В 4 в. до н.э. в Афинах появляется еще одна философская школа, название которой, как и название стоиков, стало нарицательным - эпикурейская школа. Её основатель Эпикур полагал, что целью философии являются благо и счастье человека, которые достижимы, если избавить его от страха перед богами и смертью, поэтому Эпикур создает свою теорию космоса, где нет места богам и свою теорию морали. Если стоики опирались на традицию, идущую от Гераклита и Платона, то Эпикур был продолжателем дела Демокрита. Как и последний, он полагал, что мир состоит из атомов, движущихся в пустоте. Боги, даже если они существуют, абсолютно безразличны к человеку, не вмешиваются в его жизнь, поэтому не следует их бояться. Что качается смерти, то, по мнению Эпикура, это фантом, так как душа состоящая из легких и летучих атомов, разлагается в момент смерти и, следовательно, не может быть подвергнута мучениям и наказанию в загробном мире, что так страшит людей. Цель жизни - наслаждение, которое понимается философом как отсутствие страданий тела и смятения души. Достичь этой цели можно лишь живя разумно, соблюдая во всем меру, не испытывая страха. Это позволит человек жить свободно, в соответствии со своей волей, а не только по велению судьбы, как полагали стоики. Здесь впервые формулируется одна из центральных проблем моральной философии -проблема свободы воли, соотношения свободы и необходимости в поведении человека. Скептики (эта школа была основана Пирроном) писали о противоречивости и бесполезности всякого мышления, которое не позволяет познать суть вещей, оставляя человека в мире явлений (кажимости). Скепсис - это определенная жизненная позиция, суть которой в достижении состояния невозмутимости. Поскольку суть мира скрыта от человека, то ему следует воздерживаться от суждений, жить по обычаю. Эти три школы эллинизма, различаясь своим пониманием проблемы бытия и познания, подчиняя человека судьбе (стоики), миру явлений (скептики) или провозглашая свободу человека (эпикурейцы), в сущности, говорили об одном: о самостоятельности, нравственной независимости человека, его невозмутимости по отношению к внешнему миру, подавляющему и разрушающему его. Последние века существования античной культуры отмечены печатью разложения, что связано с распространением мистических доктрин и религиозных учений, отвергающих основной принципа античной цивилизации - доверие и восхищение разумом (Логосом). Состояние культурного кризиса было необходимой предпосылкой возникновения новой средневековой культуры. В основе которой лежало христианство. Однако прежде чем окончательно уйти в небытие, античная культура дала нам еще одно свидетельство своей творческой мощи - философскую школу неоплатоников. Основателем ее был Плотин (205-270 гг). С Платоном его роднит негативное понимание материи, которую он характеризует как «тьму» и «зло», как «не - сущее». Ей противостоит Единое, обозначаемое как «свет» и «добро» и представляющее собой сверхразумный онтологический принцип, начало истечения (эманации) божественного света, оформляющего материю Эманация создает такие ступени бытия, как мировая душа и природа (космос). Человеческая душа изначально чужда телу, поэтому главной этической задачей является преодоление телесности (аскеза). Главной задачей и условием познания является «отторжение» мысли (экстасис), поскольку божественная природа Единого недоступна рациональному мышлению. Разделяя с Платоном концепцию материи и света как способа творения мира вещей, Плотин противопоставляет ему иррационализм своего учения: место платоновской «идеи Блага» занимает непознаваемое Единое, которое не является и не может быть никакой «идеей». Вместе с тем от христианства его отделяет безличное понимание Единого, окончательно преодоленное лишь в учении Августина. К константинопольским неоплатоникам относится Порфирий (232-304 гг.). Он знаменит тем, что активно издавал сочинения Платона и комментировал логические трактаты Аристотеля. Так, в комментарии к аристотелевским «Категориям» он впервые поставил главную онтологическую проблему средневековой философии- проблему универсалий. Существовали афинская и сирийская школы неоплатонизма. Их наиболее видные представители - соответственно Прокл и Ямвлих - разрабатывали философско - теологические доктрины, во многом схожие с учением Плотина, которые в значительной мере повлияли на раннехристианскую «теорию», способствовали слиянию «высокой» философии с «народным» мистицизмом христианских общин в единое миропонимание. Им же принадлежит заслуга в продолжении традиций античной логики, в издании и распространении трудов Платона и Аристотеля. Именно неоплатоникам мы во многом обязаны сохранением адекватного образа античной культуры и философии.