Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы человека в философии эллинизма



Деятельность Аристотеля завершает классический период развития античной философии. В последней четверти 4 в. до н.э. наступает эпоха эллинизма. В это время Афины по-прежнему являлись самым крупным центром философской мысли. Здесь существовали и развивались школа Платона, называемая академией, школа Аристотеля - Ликей. В 4 в . до н.э. появляютсмя новые философские школы: стоики, эпикурейцы, скептики. Они значительноевнимание уделяли проблеме личности и ее жизненному пути, пытаясь понять, как человеку защитить себя от разрушительного влияния материального и социального мира. Школа стоиков была основана Зеноном из Элиды (4 в . до н. э.), в числе ее сторонников были такие выдающиеся философы древности, как Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Просуществовала эта школа до 3 в. н.э.. Стоики полагали, что мир един и представляет собой живое, одушевленное тело, подчиняющееся закону - судьбе. Человек, будучи частью космоса, должен следовать только велению природы. Но последняя понимается не материально, а как высшая сущность мира. Все материальное, в том числе человеческое тело, рассматривалось стоиками как зло, преграда на пути человека к добродетели. Человек обладает разумом и может познать благо, построить свою жизнь в соответствии с ним. Однако на это способен не каждый человек, но лишь мудрец. Стоики полагали, что мудрец всегда бесстрастен, несуетен, стремится избегать пороков, не подвержен страху и безумию. Он строит свою жизнь в соответствии с космической необходимость, становясь подобным богам, и, как и они обладает свободой. Так, вместе со стоиками в философию входит идея свободы как познанной и претворенной в жизнь необходимости. Эта идея будет воспроизводиться в философии нового времени у Спинозы, Гегеля, Маркса.
В 4 в. до н.э. в Афинах появляется еще одна философская школа, название которой, как и название стоиков, стало нарицательным - эпикурейская школа. Её основатель Эпикур полагал, что целью философии являются благо и счастье человека, которые достижимы, если избавить его от страха перед богами и смертью, поэтому Эпикур создает свою теорию космоса, где нет места богам и свою теорию морали. Если стоики опирались на традицию, идущую от Гераклита и Платона, то Эпикур был продолжателем дела Демокрита. Как и последний, он полагал, что мир состоит из атомов, движущихся в пустоте. Боги, даже если они существуют, абсолютно безразличны к человеку, не вмешиваются в его жизнь, поэтому не следует их бояться. Что качается смерти, то, по мнению Эпикура, это фантом, так как душа состоящая из легких и летучих атомов, разлагается в момент смерти и, следовательно, не может быть подвергнута мучениям и наказанию в загробном мире, что так страшит людей. Цель жизни - наслаждение, которое понимается философом как отсутствие страданий тела и смятения души. Достичь этой цели можно лишь живя разумно, соблюдая во всем меру, не испытывая страха. Это позволит человек жить свободно, в соответствии со своей волей, а не только по велению судьбы, как полагали стоики. Здесь впервые формулируется одна из центральных проблем моральной философии -проблема свободы воли, соотношения свободы и необходимости в поведении человека. Скептики (эта школа была основана Пирроном) писали о противоречивости и бесполезности всякого мышления, которое не позволяет познать суть вещей, оставляя человека в мире явлений (кажимости). Скепсис - это определенная жизненная позиция, суть которой в достижении состояния невозмутимости. Поскольку суть мира скрыта от человека, то ему следует воздерживаться от суждений, жить по обычаю. Эти три школы эллинизма, различаясь своим пониманием проблемы бытия и познания, подчиняя человека судьбе (стоики), миру явлений (скептики) или провозглашая свободу человека (эпикурейцы), в сущности, говорили об одном: о самостоятельности, нравственной независимости человека, его невозмутимости по отношению к внешнему миру, подавляющему и разрушающему его. Последние века существования античной культуры отмечены печатью разложения, что связано с распространением мистических доктрин и религиозных учений, отвергающих основной принципа античной цивилизации
- доверие и восхищение разумом (Логосом). Состояние культурного кризиса было необходимой предпосылкой возникновения новой средневековой культуры. В основе которой лежало христианство. Однако прежде чем окончательно уйти в небытие, античная культура дала нам еще одно свидетельство своей творческой мощи - философскую школу неоплатоников. Основателем ее был Плотин (205-270 гг). С Платоном его роднит негативное понимание материи, которую он характеризует как «тьму» и «зло», как «не - сущее». Ей противостоит Единое, обозначаемое как «свет» и «добро» и представляющее собой сверхразумный онтологический принцип, начало истечения (эманации) божественного света, оформляющего материю Эманация создает такие ступени бытия, как мировая душа и природа (космос). Человеческая душа изначально чужда телу, поэтому главной этической задачей является преодоление телесности (аскеза). Главной задачей и условием познания является «отторжение» мысли (экстасис), поскольку божественная природа Единого недоступна рациональному мышлению. Разделяя с Платоном концепцию материи и света как способа творения мира вещей, Плотин противопоставляет ему иррационализм своего учения: место платоновской «идеи Блага» занимает непознаваемое Единое, которое не является и не может быть никакой «идеей». Вместе с тем от христианства его отделяет безличное понимание Единого, окончательно преодоленное лишь в учении Августина. К константинопольским неоплатоникам относится Порфирий (232-304 гг.). Он знаменит тем, что активно издавал сочинения Платона и комментировал логические трактаты Аристотеля. Так, в комментарии к аристотелевским «Категориям» он впервые поставил главную онтологическую проблему средневековой философии- проблему универсалий. Существовали афинская и сирийская школы неоплатонизма. Их наиболее видные представители - соответственно Прокл и Ямвлих - разрабатывали философско - теологические доктрины, во многом схожие с учением Плотина, которые в значительной мере повлияли на раннехристианскую «теорию», способствовали слиянию «высокой» философии с «народным» мистицизмом христианских общин в единое миропонимание. Им же принадлежит заслуга в продолжении традиций античной логики, в издании и распространении трудов Платона и Аристотеля. Именно неоплатоникам мы во многом обязаны сохранением адекватного образа античной культуры и философии.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.