Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации.



Соц. стр-ра общ-ва представл. собой:

1) совокупность относит. устойчивых общностей людей;

2) исторически сложившиеся формы организации совместной деят-ти;

3) систему связей и взаимод. м-ду соц. группами.

В совр. лит-ре понятие соц. стр-ры общества использ. как в широком, так и в узком смысле слова:

1) в первом слу. соц. стр-ра общ-ва понимается как система основных сфер обществ. жизни – экономич., политич., духовной и др;

2) во втором случ. соц. стр-ра общ-ва обознач. совокупность различных соц. групп, существующих в общ-ве, и отношений м-ду ними. Основные компоненты соц. стр-ры общ-ва:

1) индивид, обладающ. соц.-значимыми кач-вами, определяющ. его личную позицию;

2) соц. общность, представляющая собой то или иное объединение людей на основании общих признаков;

3) соц. институт как система форм организации и мех-мов регулирования обществ. отношений, соответствующих учреждений, а так же совокупность норм, благодаря которым общ-во функционир. и развивается.

Соц. стра-ра общ-ва и ее разные классификац. отражают соц. дифференциацию обществ. системы. В завис. от критерия, который применятеся для выявления тех или иных компонентов социума, выделяют след. традиционные типы соц. стр-р общ-ва: этническую, демографическую, поселенческую, соц-классовую, стратификационную, профессионально-оразовательную. Качественные хар-ки основных соц. стр-р общ-ва:

1) этнич. стр-ра общ-ва: основными эл-тами ее историч. развития выступают род, племя, народность и нация. Род и племя обладают практически идентичными признаками, такими как: кровнородственные отношения, общность происхожд., поселения, языка, обычаев и верований. Усиление экономич. связей в эпоху капитализма приводит к формир. нации, с присущим ей единством территории, экономич. жизни, культуры, психологич. склада, языка и нац. самосознания.

2)Демографич. стр-ра: ее базовым эл-том явл. народонаселение, котор. облад способностью самовоспроизводства и проживает на той или иной тер. Выдел демографич. показатели: численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная стр-ра, миграционная мобильность.

3) Поселенческая стр-ра общ-ва означ. пространственную форму организации общ-ва и представл. объединение людей по их принадл. к типу поселения. Население, прожив. в разных типах поселений, отлич. образом жизни, хар-ром труда, условиями быта, кол-вом свободного времени, доступов к образованию.

4) соц-классовая стр-ра общ-ва разарабатыв. в марксистской ф-фии и представл. собой совокупность классов, слоев и групп, которые различ. своим соц.-экономич. положением.

5) Стратификационная стр-ра общ-ва учитывает недостатки классвого подхода и расширяет систему критериев дифференциации населения в связи с тем, что общ-во – это многомерная система.Основоположником такого подхода признан М. Вебер. Страта – это группа людей, которые обладают одним и тем же соц. статусом, положением в обществ системе. критериями стратификации выступ: форма собственности, имущ. положение, образование, профессия, властные отношения.

6) Профессионально-образовательная стр-ра, в кач-ве критериев выделения различных соц. групп использует такие параметры, как образование и профессиональная деятельность.


56. Ф-фия политики. Политическая организация общества в исторической динамике.

Политич. ор-ция общ-ва сложилась на поредел. этапе его развития. по мере усложения общественной жизни из сферы материального труда стал выделяться труд умственный – труд по организации пр-ва и управлению обществ. делами. Уже у первобытн. людей существовали общие интересы, защита которых возлагалась на отдельных лиц, хтя и под контролем всего общ-ва. Раньше эти обществ. ф-ции выполняли старейшины, военоначальники и фрецы. Вначале они в свободное от исполнения своих ф-ций время работали наравне с другими челенами общ-ва, общины Дисциплина труда держалась силой привычки, традиций, авторитета. В случае ее нарушения отдельными членами коллектива, не считавшимися с общими интересами, прибегали к форме коллективного воздействия. Для этого не нужен был специальный аппарат. С возникновением частной собственности и классов положение меняется. С этого времени взаимоотнош. в общ-ве не огранич. отноше. м-ду отдельными индивидами и м-ду индивидом и общ-вом. Они дополняются политич. отношениями м-ду классами, которые отражают их экономич. положение. Возникает политика. Политика – слово греческое и означ. искусство управлять страной. Это деят-ть обществ. классов, партий, группировок, направленная на осущ. их интересов и целей. Старые «учреждения», существовавшие в родовой общине, были не в состоянии регалировать эти новые политич. отношения. Необходима была иная совокупность организаций учреждений, регулирующих жизнь общ-ва, а именно, политическая организация общ-ва. Политич. орагнизац. общ-ва представляет собой систему учреждений, выражающих и защищающих интересы классов и наций данного общ-ва. В нее входят гос-во, политич. партии, различного рода обществ. организации, с помощью которых осущ. управление страной. В соответствии с основным классовым делением политическая организация общ-ва расколота на две части: одна часть – система организаций и учреждений, облад. властью, другая – оппозиционные организации.


57. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Диалог культур в современном мире.

Ф-фия к-ры – это философская дисциплины, занимающаяся осмыслением к-ры как специфич. феномена, изучением ее сущности, закономерностей становления и развития, стр-ры и функциониров. Первонач. концептуализация к-ры осущ. в философии Просвещения и немецкого романтизма. Культура начинает пониматься как сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком в рез-те преобразования бытия естественного. При этом оформляются два базовых подхода к пониманию оснований к-ры. Для просветителей они определяются универсальным единством разума. Романтики апеллировали к эстетико-мифологическим началам к-ры, говоря об иррационально-мистической и индивидуально-множественной природе культурного творчества. Совр. стратегии ф-фии к-ры достаточно условно можно развести в соответствии с выделенными акцентами либо на универсальных интегральных основаниях к-ры, либо на творческой индивидуальности и множественности. 1) Аксиологич. стратегия рассматр. к-ру как систему общезначимых ценностей. они составл. свободную от дополнительных обоснований сферу целей человеч. деят-ти, определяя тем самым регулятивные правила поведения личности. 2) Семиотическая стратегия понимает к-ру как систему знаков. Наиболее универсальная знаковая система – это язык. Проводя аналогию м-ду принципами организации языка и к-ры, данная стратегия рассматривает последнюю как сферу функционир. и циркуляции хнаков в соответствии с определенными правилами. 3) Психоаналитическая стратегия рассматр. к-ру как рез-т сублимации бессознательных импульсов. В кач-ве «Сверх Я» к-ра аккумулирует в себе комплекс соц.-значимых эталонов и запретов поведения, образующихся в процессе онтропогенеза и воспроизводящих в каждом индивидуальном опыте личности. Выступая как репрессивно-сдерживающая надстройка по отнош. к бессознательному, к-ра одновременно генетически производна от него. 4) Деятельностная стратегия определяет к-ру как продукт человеческой деят-ти, способ ее организации и развития. Ключевым культурообразующим фактором явл. именно предметно-практическая деят-ть, в рез-те которой создается «вторая природа», определяющ. особенности собственно человеч. среды обитания. 5) Игровая стратегия связывает истоки и законы функционир. к-ры с игрой как формой свободной творческой активности. Акцентируя внимание на феноменах духовной к-ры, данная стратегий указывает на их самодостаточность и избыточность по отношению к материальным интересам и практической целесообразности, что позволяет говорить об их игровом хар-ре. 6) Экзистенциально-диалогическая стратегия центрирует к-ру на феномене человека. Если человек – это «мера всех вещей», то к-ра – мера человеческого в человеке, его способность к культивации себя как личности. Критикую феномены массовой к-ры, экзистенциализм апеллирует к необходимости творческого конституирования собственных смысловых горизонтов и ценностей.Бытие культуры возможно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто воспринимает явление культуры. Смысловое значение предмета культуры мертво, если они изолировано от общества, а народ отчужден от культуры. Диалог культур является формой взаимодействия, понимания и оценки культурной предметности и находится в центре культурного процесса.

Понятие диалога в культурном процессе имеет широкий смысл. Это диалог создателя и потребителя культурных ценностей, это диалог поколений, и диалог культур как формы взаимодействия и взаимопонимания народов. Культурные различия - закономерное следствие неповторимой истории народов мира, источник многообразия исторического процесса.


58. Религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности.

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.), религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые), религиозные организации.

Мора́ль (лат. moralisкасающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицированна в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Искусство построено на чувственном восприятии действительности, искусство не нужно объяснять. Чтобы понять образ, его достаточно почувствовать. Философия требует усилий и подготовки со стороны человека, стремящегося объяснять видимый мир посредством понятий и логики. Но и тот, и другой способ нацелены на познание видимого мира, религия же [religio лат. связь] нацелена на связь, частичное постижение мира невидимого.


59. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

Слово «техника» употребляется в 2-х смыслах, -во-1-ых, для обозначения мастерства субъекта какой-либо дея-сти,-во-2ых,для обозначения ср-в и орудий дея-сти.В совр.эпоху мы имеем пр-во сложных техн.уст-в,проникающих во все сферы дея-сти.Поэтому эту эпоху называю еще технотронной эпохой.По этой же причине область дей-сти,для к-ой хар-но применение техники,называют техносферой.Техника-настолько сложное явление,что сформировать его сущностные хар-ки весьма трудно. Наиб. популярная-схема Ясперса, в к-ой названы след. специф. черты техники как социокуль­т.я вления:1)Техника-часть общей рационализации общ-ва. Она покоится на деятельности исчисляющего рассудка.2)Техника-применение силы природы против са­мой природы.3)Применение техники осущ-ется методами,внешними по отн-ю к предмету.Она хар-ет спо­собность делать и господствовать,а не созидать и выра­щивать.4)Техника ставит на место непосредственного отн-я м/д челом и природой опосредованное отн-е.5)Применение силы природы против самой природы основано на зн-и,в конечном счете,науч.зн-и.6)Применение техники имеет своим следствием«об­легчение жизни,сокращение каждодневных усилий,зат­рачиваемых на поддержание усл-й физ.существования,увеличение досуга и удобства».7)Если животное находит уже данную среду и живет в ней,чел поср-вом техники выводит преднайденную среду за собственные границы в беспредельность.8)Эта среда,выведенная в беспредельность,есть но­вая,искусственная среда обитания,2ая природа.А «жизнь в среде,отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности чела».9)Этот,созданный техникой, искусственный мир,в свою очередь, воздей-ет на чела,развивая,в част­ности,в нем дух изобретательства и предпринимательства. Несмотря на то,что сущностные хар-ки тех­ники как социокультурного явления нельзя дать списком,следует признать,что предложенная Ясперсом схема относится к числу весьма удачных и в значительной мере отражает то состояние,к-ое сложилось к началу 2ой пол.20в., за исключением,катего­рического утверждения о тотальной человекоразмерности техники.Совр.техника является практ.приложе­нием науки и составляет с ней сложный симбиоз.Этот симбиоз-гл.ср-во развития совр.общ-ва.В силу чего общ.прогресс часто рассм-ется прежде всего как научно-техн-ий.В к.19в.отн-е к последнему стало раздваиваться.На­ряду с положительным,сформировалось и отрицат.отн-е к нему. Это сказалось не только на отн-ии к науке,но и к технике.В общ-ве сформировалось 3 подхода к технике:нейтральный (все зависит от ее при­менения), положительный и отрицательный.Примером 1ого является подход,сформулирован­ный Ясперсом. Сама по себе,говорит он о технике,она не является ни благом,ни злом,но м.б.использо­вана во благо и во зло.То и другое имеет совсем иные ис­токи, коренится в челе,и только это придает техни­ке смысл.Все более возрастающая роль техники в общ-ве при­вела к выделению в ф-ии относительно самостоя­тельной области-ф-ии техники.Хотя термин был введен еще в 1877 г.нем.мыслителем Каппом, опубликовавшим книгу«Основания ф-ии техники»,статус особой фил.дисциплины она приобрела в 60-е г.20в.Ф-я техники тесно связана с ф-ей науки,с одн.стороны,и фил.антро­пологией,с др.Как и всякая дисциплина,находящаяся в процессе становления,она страдает элементами эклектики и имеет тенденцию в ряде случаев выйти за рамки фил.дисциплины. Согласно Порусу,давнему исследователю природы ф-и техники,в наст.время на 1ый план в этой отрасли знания выдвигаются след.проблемы:глобальный хар-р техн.развитая,его способность затрагивать инте­ресы всех народов планеты; проблема ограничения количеств.роста техники рациональными пределами; угроза всемирной катастрофы,непосредственно связанная с развитием военной техники и возможной необратимос­тью эколог.кризиса, проблема гуманизации тех­н.роста, предотвращения его конфликта с про­цессом самоутверждения творч.личности и др. Несмотря на признаки развития,судьба ф-ии тех­ники неясна. Это объясняется,во-1ых,тем,что сама идея фил.наук,дублирующих в рефлексии кон­кретные науки,уже более 100 лет подвергается убедитель­ной критике,во-2ых,тем,что создание под флагом ф-ии дисциплины,напоминающей не имеющую мировых аналогов отечеств.культурологию,чрева­та появлением конгломерата из разл.методов,тем, подходов и решений,принципиально не поддающихся синтезу.

 

60. Источники и движущие силы общественного развития. Эволюция, революция и реформа в общественной динамике.Проблема источника историч. развития связана с решением вопроса о том, что движет историю, т.е. о тех глубинных причинах, которые определяют качеств. изменение общ-ва и его переход к новому состоянию. В решении этой проблемы на сегодняшний день выделяют три основные модели: теории социального противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта. Теории соц. противореч. исходят из общедиалектических установок, в соответств. с которыми именно единство и борьба противоположностей явл. источниками развития как в природе, так и в общ-ве. Согласно этой концепции, не столько единство как взаимообусловленность и дополнительность, сколько война противоборствующих сил определяет внутр. динамику прогресса. В кач-ве предтеч данной теории можно выделить Макиавелли, Гоббса, Гегеля. Рассматривая соц. противоречия как «вечный двигатель» истории, марксизм видит их высшую форму проявл. в классвой. Солидарисм далет акцент на соц. сплоченности как гаранте сбалансированного развития общ-ва. Основанием солидарности является разделение труда и стратификационная стр-ра общ-ва, что определяет универсальную взаимозависимость индивидов. Неизбежно возникающие конфликты и противоречия рассматр. здесь как отклонение от нормы и существенное препятствие для прогресса. Теории конфликта выступают как синтетические по отношению к вышеназванным можелям. По сравнению с соц. противоречием конфликт явл. более узким понятием и определ-ся как осознанное противостояние двух или более сторон. В формах соревнования и конкуренции конфликты способствуют соц. инноваиям, явл. источником историч. развития. сли говоря об источнике историч. развития, мы отвечаем на вопрос «что движет историю», то проблема движущих сил и субъекта истории – это вопрос о том, кто ее движет.В этом плане под субъектом историч. развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. В кач0ве субъекта истории в философии выделяли: личность, народные массы, элиту. Под движущими силами истории понимали: народ, народные массы, массы. Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в ф-фии Просвещ. Статус великой личности определялся ее способностью к генерации новых идей и ее возможностью повести за собой широкие слои населения во имя воплощения этих идей в жизнь. Учение о народных массах как субъекте и движущей силе истории разработано в марксизме. Не идеи, но развитие производста явл. здесь определяющим фактором историч. динамики. Теории эли каксубъекта истории и массы как ее движещей силы. Элита облад. материальным, политическим и интеллектуальным превосходством над массой, реальным весом и влиянием в общ-ве.


61. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы.

Одной из важнейших проблем ф-фии истории явл. вопрос о направленности и периодизации историч. процесса, т.е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общ-во. В решении вопроса о направленности выделяют линейные и нелинейные интерпретации истории. Нелинейные интерпретации истории выступают как генетически первичные и восходят к мифологическим представл. о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в повторяющихся космич. циклах. Первая концептуализац. данной идеиосущ. в 18 в. одним из основоположников ф-фии истории Дж. Вико. Согласно его теории, исторический круговорот складывается из трех стадий: божественной, героической, человеческой. В неклассич. ф-фии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизац.-циклич. моделях, наиболее авторитетными из которых явл. концепция культурно-историч. типов Данилевского, «морфология к-ры» О. Шпенглера, теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятие цивилизация здесь использ. для обознач. устойчивого этнокультурного образования, сохраняющ. свою специфику и целостно на протяжении длит. историч. промежутка времени. Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и о единстве историч. судьбы человечества. Линейные интерпретации истории существуют в двух основных видах: прогрессизм и регрессизм. Регрессизм идеализирует прошлое, в кот. усматр. «золотой век» цивилизац. Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человеч-ва о справедливости, благополучии и свободе. для неклассич. концепций прогрессизма хар-но:

1) выделение материально-производственных факторов в кач-ве критериев и гарантов прогресса;

2) подчинение истории человечества единым универсальным законам;

3) абсолютизация прогресса как направленного качественного развития общ-ва от его низших стадий к высшим.

В завис. от выбранной единицы периодизации истории выделяют формационный и цивилизационно-стадиальный подходы. Формационная концепция прогресса развивается в марксизме, согласно которому история – это закономерная смена общественно-экономических формаций.

Формация – это исторически конер. тип общ-ва, характериз. определенным единством базиса и надстройки. При этом именно базис явл. определяющим по отношению к надстроечным институтам, обуславливая одновременно специфику формации в целом. Цивилизац.-стадиальные модели представлены в концепциях постиндустриального общ-ва. Понятие цивилизации здесь выступает в двух основных аспектах:

1) как противопоставление доцивилизац. общ-вам;

2) как длительная стадия в развитии общ-ва, основанная на определенном типе технико-технологич. факторов, определяющ. историч. специфику природно-преобразоват. и социокультурной практики.

Выдел 3 типа цивилизац.:

1) доиндустриальная

2) индустриальная

3) постиндустриальная.


62. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится прежде всего теория А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями». Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Это — западная, две православных (русская и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных». Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому распространению общества. Он не вызывается им. Если географическое распространение с чем-нибудь положительно связано, то скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает. Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост — это непрерывное «отступление и возвращение» харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды внешнего окружения.

Как и латыши, немцы, французы или испанцы, белорусы являются представителями европейской культуры и цивилизации. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить антропологические, культурные, языковые данные белоруса с данными западноевропейца. Достаточно сравнить сохранившуюся старую архитектуру белорусских Гродно и Пинска с архитектурой европейских городов, в том числе и Вильно, до недавнего времени принадлежавшего нам в такой же мере, как и нашим не сомневающимся в своей европейскости северным соседям-литовцам. Беларусь - европейская страна, белорусы - европейский народ, в своей массе исповедующий христианство, причём нередко западного (католического, протестантского) обряда. Почти всю свою историю предки нынешних белорусов, литвины и литовские русины, жили в едином, насколько можно об этом говорить применительно к тому времени, культурном, духовном, информационном пространстве с Западной Европой. Реформация, контрреформация, великие географические открытия и колонизация - до конца 18 века Беларусь-Литва неизменно жила в контексте общеевропейской жизни. В отличие от России, мятущейся по сути дела со времён монгольского ига между "западничеством" и "славянофильством", для Беларуси до 19 века о сомнении в принадлежности к европейской культуре не могло быть и речи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.