2) исторически сложившиеся формы организации совместной деят-ти;
3) систему связей и взаимод. м-ду соц. группами.
В совр. лит-ре понятие соц. стр-ры общества использ. как в широком, так и в узком смысле слова:
1) в первом слу. соц. стр-ра общ-ва понимается как система основных сфер обществ. жизни – экономич., политич., духовной и др;
2) во втором случ. соц. стр-ра общ-ва обознач. совокупность различных соц. групп, существующих в общ-ве, и отношений м-ду ними. Основные компоненты соц. стр-ры общ-ва:
1) индивид, обладающ. соц.-значимыми кач-вами, определяющ. его личную позицию;
2) соц. общность, представляющая собой то или иное объединение людей на основании общих признаков;
3) соц. институт как система форм организации и мех-мов регулирования обществ. отношений, соответствующих учреждений, а так же совокупность норм, благодаря которым общ-во функционир. и развивается.
Соц. стра-ра общ-ва и ее разные классификац. отражают соц. дифференциацию обществ. системы. В завис. от критерия, который применятеся для выявления тех или иных компонентов социума, выделяют след. традиционные типы соц. стр-р общ-ва: этническую, демографическую, поселенческую, соц-классовую, стратификационную, профессионально-оразовательную. Качественные хар-ки основных соц. стр-р общ-ва:
1) этнич. стр-ра общ-ва: основными эл-тами ее историч. развития выступают род, племя, народность и нация. Род и племя обладают практически идентичными признаками, такими как: кровнородственные отношения, общность происхожд., поселения, языка, обычаев и верований. Усиление экономич. связей в эпоху капитализма приводит к формир. нации, с присущим ей единством территории, экономич. жизни, культуры, психологич. склада, языка и нац. самосознания.
2)Демографич. стр-ра: ее базовым эл-том явл. народонаселение, котор. облад способностью самовоспроизводства и проживает на той или иной тер. Выдел демографич. показатели: численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная стр-ра, миграционная мобильность.
3) Поселенческая стр-ра общ-ва означ. пространственную форму организации общ-ва и представл. объединение людей по их принадл. к типу поселения. Население, прожив. в разных типах поселений, отлич. образом жизни, хар-ром труда, условиями быта, кол-вом свободного времени, доступов к образованию.
4) соц-классовая стр-ра общ-ва разарабатыв. в марксистской ф-фии и представл. собой совокупность классов, слоев и групп, которые различ. своим соц.-экономич. положением.
5) Стратификационная стр-ра общ-ва учитывает недостатки классвого подхода и расширяет систему критериев дифференциации населения в связи с тем, что общ-во – это многомерная система.Основоположником такого подхода признан М. Вебер. Страта – это группа людей, которые обладают одним и тем же соц. статусом, положением в обществ системе. критериями стратификации выступ: форма собственности, имущ. положение, образование, профессия, властные отношения.
6) Профессионально-образовательная стр-ра, в кач-ве критериев выделения различных соц. групп использует такие параметры, как образование и профессиональная деятельность.
56. Ф-фия политики. Политическая организация общества в исторической динамике.
Политич. ор-ция общ-ва сложилась на поредел. этапе его развития. по мере усложения общественной жизни из сферы материального труда стал выделяться труд умственный – труд по организации пр-ва и управлению обществ. делами. Уже у первобытн. людей существовали общие интересы, защита которых возлагалась на отдельных лиц, хтя и под контролем всего общ-ва. Раньше эти обществ. ф-ции выполняли старейшины, военоначальники и фрецы. Вначале они в свободное от исполнения своих ф-ций время работали наравне с другими челенами общ-ва, общины Дисциплина труда держалась силой привычки, традиций, авторитета. В случае ее нарушения отдельными членами коллектива, не считавшимися с общими интересами, прибегали к форме коллективного воздействия. Для этого не нужен был специальный аппарат. С возникновением частной собственности и классов положение меняется. С этого времени взаимоотнош. в общ-ве не огранич. отноше. м-ду отдельными индивидами и м-ду индивидом и общ-вом. Они дополняются политич. отношениями м-ду классами, которые отражают их экономич. положение. Возникает политика. Политика – слово греческое и означ. искусство управлять страной. Это деят-ть обществ. классов, партий, группировок, направленная на осущ. их интересов и целей. Старые «учреждения», существовавшие в родовой общине, были не в состоянии регалировать эти новые политич. отношения. Необходима была иная совокупность организаций учреждений, регулирующих жизнь общ-ва, а именно, политическая организация общ-ва. Политич. орагнизац. общ-ва представляет собой систему учреждений, выражающих и защищающих интересы классов и наций данного общ-ва. В нее входят гос-во, политич. партии, различного рода обществ. организации, с помощью которых осущ. управление страной. В соответствии с основным классовым делением политическая организация общ-ва расколота на две части: одна часть – система организаций и учреждений, облад. властью, другая – оппозиционные организации.
57. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Диалог культур в современном мире.
Ф-фия к-ры – это философская дисциплины, занимающаяся осмыслением к-ры как специфич. феномена, изучением ее сущности, закономерностей становления и развития, стр-ры и функциониров. Первонач. концептуализация к-ры осущ. в философии Просвещения и немецкого романтизма. Культура начинает пониматься как сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком в рез-те преобразования бытия естественного. При этом оформляются два базовых подхода к пониманию оснований к-ры. Для просветителей они определяются универсальным единством разума. Романтики апеллировали к эстетико-мифологическим началам к-ры, говоря об иррационально-мистической и индивидуально-множественной природе культурного творчества. Совр. стратегии ф-фии к-ры достаточно условно можно развести в соответствии с выделенными акцентами либо на универсальных интегральных основаниях к-ры, либо на творческой индивидуальности и множественности. 1) Аксиологич. стратегия рассматр. к-ру как систему общезначимых ценностей. они составл. свободную от дополнительных обоснований сферу целей человеч. деят-ти, определяя тем самым регулятивные правила поведения личности. 2) Семиотическая стратегия понимает к-ру как систему знаков. Наиболее универсальная знаковая система – это язык. Проводя аналогию м-ду принципами организации языка и к-ры, данная стратегия рассматривает последнюю как сферу функционир. и циркуляции хнаков в соответствии с определенными правилами. 3) Психоаналитическая стратегия рассматр. к-ру как рез-т сублимации бессознательных импульсов. В кач-ве «Сверх Я» к-ра аккумулирует в себе комплекс соц.-значимых эталонов и запретов поведения, образующихся в процессе онтропогенеза и воспроизводящих в каждом индивидуальном опыте личности. Выступая как репрессивно-сдерживающая надстройка по отнош. к бессознательному, к-ра одновременно генетически производна от него. 4) Деятельностная стратегия определяет к-ру как продукт человеческой деят-ти, способ ее организации и развития. Ключевым культурообразующим фактором явл. именно предметно-практическая деят-ть, в рез-те которой создается «вторая природа», определяющ. особенности собственно человеч. среды обитания. 5) Игровая стратегия связывает истоки и законы функционир. к-ры с игрой как формой свободной творческой активности. Акцентируя внимание на феноменах духовной к-ры, данная стратегий указывает на их самодостаточность и избыточность по отношению к материальным интересам и практической целесообразности, что позволяет говорить об их игровом хар-ре. 6) Экзистенциально-диалогическая стратегия центрирует к-ру на феномене человека. Если человек – это «мера всех вещей», то к-ра – мера человеческого в человеке, его способность к культивации себя как личности. Критикую феномены массовой к-ры, экзистенциализм апеллирует к необходимости творческого конституирования собственных смысловых горизонтов и ценностей.Бытие культуры возможно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто воспринимает явление культуры. Смысловое значение предмета культуры мертво, если они изолировано от общества, а народ отчужден от культуры. Диалог культур является формой взаимодействия, понимания и оценки культурной предметности и находится в центре культурного процесса.
Понятие диалога в культурном процессе имеет широкий смысл. Это диалог создателя и потребителя культурных ценностей, это диалог поколений, и диалог культур как формы взаимодействия и взаимопонимания народов. Культурные различия - закономерное следствие неповторимой истории народов мира, источник многообразия исторического процесса.
58. Религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности.
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.), религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые), религиозные организации.
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицированна в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Искусство построено на чувственном восприятии действительности, искусство не нужно объяснять. Чтобы понять образ, его достаточно почувствовать. Философия требует усилий и подготовки со стороны человека, стремящегося объяснять видимый мир посредством понятий и логики. Но и тот, и другой способ нацелены на познание видимого мира, религия же [religio лат. связь] нацелена на связь, частичное постижение мира невидимого.
59. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.
Слово «техника» употребляется в 2-х смыслах, -во-1-ых, для обозначения мастерства субъекта какой-либо дея-сти,-во-2ых,для обозначения ср-в и орудий дея-сти.В совр.эпоху мы имеем пр-во сложных техн.уст-в,проникающих во все сферы дея-сти.Поэтому эту эпоху называю еще технотронной эпохой.По этой же причине область дей-сти,для к-ой хар-но применение техники,называют техносферой.Техника-настолько сложное явление,что сформировать его сущностные хар-ки весьма трудно. Наиб. популярная-схема Ясперса, в к-ой названы след. специф. черты техники как социокульт.я вления:1)Техника-часть общей рационализации общ-ва. Она покоится на деятельности исчисляющего рассудка.2)Техника-применение силы природы против самой природы.3)Применение техники осущ-ется методами,внешними по отн-ю к предмету.Она хар-ет способность делать и господствовать,а не созидать и выращивать.4)Техника ставит на место непосредственного отн-я м/д челом и природой опосредованное отн-е.5)Применение силы природы против самой природы основано на зн-и,в конечном счете,науч.зн-и.6)Применение техники имеет своим следствием«облегчение жизни,сокращение каждодневных усилий,затрачиваемых на поддержание усл-й физ.существования,увеличение досуга и удобства».7)Если животное находит уже данную среду и живет в ней,чел поср-вом техники выводит преднайденную среду за собственные границы в беспредельность.8)Эта среда,выведенная в беспредельность,есть новая,искусственная среда обитания,2ая природа.А «жизнь в среде,отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности чела».9)Этот,созданный техникой, искусственный мир,в свою очередь, воздей-ет на чела,развивая,в частности,в нем дух изобретательства и предпринимательства. Несмотря на то,что сущностные хар-ки техники как социокультурного явления нельзя дать списком,следует признать,что предложенная Ясперсом схема относится к числу весьма удачных и в значительной мере отражает то состояние,к-ое сложилось к началу 2ой пол.20в., за исключением,категорического утверждения о тотальной человекоразмерности техники.Совр.техника является практ.приложением науки и составляет с ней сложный симбиоз.Этот симбиоз-гл.ср-во развития совр.общ-ва.В силу чего общ.прогресс часто рассм-ется прежде всего как научно-техн-ий.В к.19в.отн-е к последнему стало раздваиваться.Наряду с положительным,сформировалось и отрицат.отн-е к нему. Это сказалось не только на отн-ии к науке,но и к технике.В общ-ве сформировалось 3 подхода к технике:нейтральный (все зависит от ее применения), положительный и отрицательный.Примером 1ого является подход,сформулированный Ясперсом. Сама по себе,говорит он о технике,она не является ни благом,ни злом,но м.б.использована во благо и во зло.То и другое имеет совсем иные истоки, коренится в челе,и только это придает технике смысл.Все более возрастающая роль техники в общ-ве привела к выделению в ф-ии относительно самостоятельной области-ф-ии техники.Хотя термин был введен еще в 1877 г.нем.мыслителем Каппом, опубликовавшим книгу«Основания ф-ии техники»,статус особой фил.дисциплины она приобрела в 60-е г.20в.Ф-я техники тесно связана с ф-ей науки,с одн.стороны,и фил.антропологией,с др.Как и всякая дисциплина,находящаяся в процессе становления,она страдает элементами эклектики и имеет тенденцию в ряде случаев выйти за рамки фил.дисциплины. Согласно Порусу,давнему исследователю природы ф-и техники,в наст.время на 1ый план в этой отрасли знания выдвигаются след.проблемы:глобальный хар-р техн.развитая,его способность затрагивать интересы всех народов планеты; проблема ограничения количеств.роста техники рациональными пределами; угроза всемирной катастрофы,непосредственно связанная с развитием военной техники и возможной необратимостью эколог.кризиса, проблема гуманизации техн.роста, предотвращения его конфликта с процессом самоутверждения творч.личности и др. Несмотря на признаки развития,судьба ф-ии техники неясна. Это объясняется,во-1ых,тем,что сама идея фил.наук,дублирующих в рефлексии конкретные науки,уже более 100 лет подвергается убедительной критике,во-2ых,тем,что создание под флагом ф-ии дисциплины,напоминающей не имеющую мировых аналогов отечеств.культурологию,чревата появлением конгломерата из разл.методов,тем, подходов и решений,принципиально не поддающихся синтезу.
60. Источники и движущие силы общественного развития. Эволюция, революция и реформа в общественной динамике.Проблема источника историч. развития связана с решением вопроса о том, что движет историю, т.е. о тех глубинных причинах, которые определяют качеств. изменение общ-ва и его переход к новому состоянию. В решении этой проблемы на сегодняшний день выделяют три основные модели: теории социального противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта. Теории соц. противореч. исходят из общедиалектических установок, в соответств. с которыми именно единство и борьба противоположностей явл. источниками развития как в природе, так и в общ-ве. Согласно этой концепции, не столько единство как взаимообусловленность и дополнительность, сколько война противоборствующих сил определяет внутр. динамику прогресса. В кач-ве предтеч данной теории можно выделить Макиавелли, Гоббса, Гегеля. Рассматривая соц. противоречия как «вечный двигатель» истории, марксизм видит их высшую форму проявл. в классвой. Солидарисм далет акцент на соц. сплоченности как гаранте сбалансированного развития общ-ва. Основанием солидарности является разделение труда и стратификационная стр-ра общ-ва, что определяет универсальную взаимозависимость индивидов. Неизбежно возникающие конфликты и противоречия рассматр. здесь как отклонение от нормы и существенное препятствие для прогресса. Теории конфликта выступают как синтетические по отношению к вышеназванным можелям. По сравнению с соц. противоречием конфликт явл. более узким понятием и определ-ся как осознанное противостояние двух или более сторон. В формах соревнования и конкуренции конфликты способствуют соц. инноваиям, явл. источником историч. развития. сли говоря об источнике историч. развития, мы отвечаем на вопрос «что движет историю», то проблема движущих сил и субъекта истории – это вопрос о том, кто ее движет.В этом плане под субъектом историч. развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. В кач0ве субъекта истории в философии выделяли: личность, народные массы, элиту. Под движущими силами истории понимали: народ, народные массы, массы. Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в ф-фии Просвещ. Статус великой личности определялся ее способностью к генерации новых идей и ее возможностью повести за собой широкие слои населения во имя воплощения этих идей в жизнь. Учение о народных массах как субъекте и движущей силе истории разработано в марксизме. Не идеи, но развитие производста явл. здесь определяющим фактором историч. динамики. Теории эли каксубъекта истории и массы как ее движещей силы. Элита облад. материальным, политическим и интеллектуальным превосходством над массой, реальным весом и влиянием в общ-ве.
61. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы.
Одной из важнейших проблем ф-фии истории явл. вопрос о направленности и периодизации историч. процесса, т.е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общ-во. В решении вопроса о направленности выделяют линейные и нелинейные интерпретации истории. Нелинейные интерпретации истории выступают как генетически первичные и восходят к мифологическим представл. о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в повторяющихся космич. циклах. Первая концептуализац. данной идеиосущ. в 18 в. одним из основоположников ф-фии истории Дж. Вико. Согласно его теории, исторический круговорот складывается из трех стадий: божественной, героической, человеческой. В неклассич. ф-фии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизац.-циклич. моделях, наиболее авторитетными из которых явл. концепция культурно-историч. типов Данилевского, «морфология к-ры» О. Шпенглера, теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятие цивилизация здесь использ. для обознач. устойчивого этнокультурного образования, сохраняющ. свою специфику и целостно на протяжении длит. историч. промежутка времени. Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и о единстве историч. судьбы человечества. Линейные интерпретации истории существуют в двух основных видах: прогрессизм и регрессизм. Регрессизм идеализирует прошлое, в кот. усматр. «золотой век» цивилизац. Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человеч-ва о справедливости, благополучии и свободе. для неклассич. концепций прогрессизма хар-но:
1) выделение материально-производственных факторов в кач-ве критериев и гарантов прогресса;
2) подчинение истории человечества единым универсальным законам;
3) абсолютизация прогресса как направленного качественного развития общ-ва от его низших стадий к высшим.
В завис. от выбранной единицы периодизации истории выделяют формационный и цивилизационно-стадиальный подходы. Формационная концепция прогресса развивается в марксизме, согласно которому история – это закономерная смена общественно-экономических формаций.
Формация – это исторически конер. тип общ-ва, характериз. определенным единством базиса и надстройки. При этом именно базис явл. определяющим по отношению к надстроечным институтам, обуславливая одновременно специфику формации в целом. Цивилизац.-стадиальные модели представлены в концепциях постиндустриального общ-ва. Понятие цивилизации здесь выступает в двух основных аспектах:
1) как противопоставление доцивилизац. общ-вам;
2) как длительная стадия в развитии общ-ва, основанная на определенном типе технико-технологич. факторов, определяющ. историч. специфику природно-преобразоват. и социокультурной практики.
Выдел 3 типа цивилизац.:
1) доиндустриальная
2) индустриальная
3) постиндустриальная.
62. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.
К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится прежде всего теория А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями». Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Это — западная, две православных (русская и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных». Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому распространению общества. Он не вызывается им. Если географическое распространение с чем-нибудь положительно связано, то скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает. Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост — это непрерывное «отступление и возвращение» харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды внешнего окружения.
Как и латыши, немцы, французы или испанцы, белорусы являются представителями европейской культуры и цивилизации. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить антропологические, культурные, языковые данные белоруса с данными западноевропейца. Достаточно сравнить сохранившуюся старую архитектуру белорусских Гродно и Пинска с архитектурой европейских городов, в том числе и Вильно, до недавнего времени принадлежавшего нам в такой же мере, как и нашим не сомневающимся в своей европейскости северным соседям-литовцам. Беларусь - европейская страна, белорусы - европейский народ, в своей массе исповедующий христианство, причём нередко западного (католического, протестантского) обряда. Почти всю свою историю предки нынешних белорусов, литвины и литовские русины, жили в едином, насколько можно об этом говорить применительно к тому времени, культурном, духовном, информационном пространстве с Западной Европой. Реформация, контрреформация, великие географические открытия и колонизация - до конца 18 века Беларусь-Литва неизменно жила в контексте общеевропейской жизни. В отличие от России, мятущейся по сути дела со времён монгольского ига между "западничеством" и "славянофильством", для Беларуси до 19 века о сомнении в принадлежности к европейской культуре не могло быть и речи.