Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура научного сообщества и этические нормы науки.



Системное исслед. науки, ее междисциплинарных сязей, соц. целей и ценностей дополняется значимым аспектом ее функционир. – этическим, что предполаг. разработку систему моральных принципов и правил поведения познающего субъекта как члена научного сообщества и общ-ва в целом. Сегодня оформляется система прикладной этики в виде биоэтики, мед. этики, экологич. этики и др., что четко указывает на включене этич. компоненты в научное познание. Осознание такой взаимосвязи можно найти уже в работе Р. Мертона «Нормативная система науки» в виде базовых императивов ученого, получивших название «этос науки». Этос науки – комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. Основн. принципы: 1) универсализм – ученый должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научн. знанию; 2) всеобщность – рез-ты научного исслед. должны рассматр. как общее достояние членов научного сообщества; 3) незаинтересованность – стремление к истине должно быть главным в деят-ти ученого и не зависеть от различн. вненаучных факторов; 4) организованный скептицизм – критичность исамокритичность в оценке научных достижений.

Сегодня предпринята попытка разработать своеобразный нравственный кодекс ученого путем включения новых этич. норм, которым должны следовать совр. ученые: 1) гражданская и нравственная ответственность ученого за последствия своих открытий; 2) отсутствие права на опасный эксперимент; 3) добросовестное отношение к научному труду: ответственность за кач-во получ. информации, запрет на плагиат, уважение к научным рез-там предшественников и коллег; 4) решение научных спросов исключит. научными ср-вами, не превращать теоретич. разногласия в личную неприязнь; 5) ответственность за воспитание научной молодежи в духе гамунизма, демократич. норм, научной честности.


52.Основные программы исследования общества в современной философии.

В истор. соц. ф-фии сложились и функционир. исслед. программы, каждая из которых представл. собой систему теоретич. и методологич. принципов, ориентир. и направляющих исследоват. деят-ть. К основным из них относят след.: натуралистич., социологич., культур-центрическая, психологич., социопсихолгич. Их различие состоит прежде всего в том, какой научной методологии отдается предпочтение в анализе обществ. явл. Эти программы конкретизир. и реализ. в адекватных им концепциях, т.е. теоретич. картинах изучаемой сферы реальности. Натуралистич. программа ориентирована на эталоны естественнонаучного знания, законы и методологию его ведущих дисциплин и рассматр. общ-во по аналогии с природой. Социологич. прогр. формир. в рез-те стеновления в первой пол. 19 в. социологии – науки об общ-ве, родоначальником которой явл. О. Конт, стремившийся создать спец. методологию исслед. общ-ва, так называемую «соц. физику». Социологич. программа может рассматр. в кач. альтернативы натуралистич., поскольку подчеркивает кач. специфику соц. реальности, отличной от других видов реальности. В рамках данной прогр. общ-во позиционируется в кач-венадындивидуальной реальности, подчиняющейся объективным соц. законам. Культурно-историч. программа формир. во втор. пол. 19 – нач. 20 вв. и исходит из идеи принципиального различия наук о природе и наук о духе и разной методологии, использ. при при анализе природных и соц. систем. Такой подходсвяз. с ее ориентац. на достиж. в области историч., антропологич., психологич., аксиологич знания. Психологи. и социопсихологич. программы методологически едины в анализе обществ. системы, т.к. приоритетными избираются психич. факторы на основании биопсихосоц. природы человека.Если первая прогр. рассматр. в кач-ве ведущего фактора социодинамики психику индивидов, то вторая – переносит акцент на специфику групповой и соц. психологии. Эти программы представлены такими общеизвестными психологами 20 в., как Л. Уорд, Г. Тард, Г. Лнбон, З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни.


53. Понятие общества и социальной реальности. Общество как система.

Предметом изучения соц. философии является общество как целостная система. Ее специфика задана ориентацией на выявление сущности человеч. общ-ва, его качественного своеобразия, целей, мех-мов социогенеза, динамики и смысла истории. Общества определяют как:

1) выделенную из природы и взаиможействующ. с ней реальность;

2) систему человеч. деят-ти, ее условий и рез-тов;

3) систему взаимод. м-ду людьми;

4) систему соц. коммуникации м-ду людьми на основе культурных ценностей;

5) определнный этап человеч. истории или конкретного общ-ва.

Стру-ру общ-ва образуют след. эт-ты: соц. индивиды, соц. группы, соц. общности, соц. институты. Соц. ф-фия рассматривает общ-во в каче-ве сверхсложной системы, в которой – наряду с объективными – всегда присутствуют субъективные факторы, поскольку главным действующим лицом, актором соц. деят-ти, организующим соц. реальность, является сам человек. Он привносит в соц. реальность индивидуально-значимые и общечеловеческие смыслы и значения, которые обеспечивают необходимую коммуникацию м-ду людьми, создает к-ру и осуществляет выбор вар-тов развития общ-ва. такой статус соц. субъкта порождает у него иллюзию, что он знает свой объект исследования изнутри, будучи включенным в его структуры, и способен управлять им и контролировать законы его функционирования. Поэтому фундаментальной соц.-философской проблемой является поиск ответа на вопрос: что составляет основу общественонго согласия людей и, тем самым, определяет целостность общ-ва как такового?.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.