Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эффективность правового регулирования: понятие, критерии оценки и факторы детерминации.



Основы классической концепции эффективности права были разработаны на рубеже 70-х – 80-х годов теперь уже прошлого века такими видными учеными-правоведами как В.Н. Кудрявцев, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко, В.В. Глазырин. Согласно их теории, эффективность юридических предписаний следует рассматривать как соотношение между фактически наступившими результатами их действия и темы целями, ради достижения которых эти предписания были созданы. Следовательно, для того, чтобы судить об эффективности того или иного правоположения, мы должны оценить степень практической реализации поставленной законодателем цели на практике, степень соответствия идеальной нормативной модели и реально полученных результатов.

Такой подход в целом представляется достаточно обоснованным и не вызывает каких-либо принципиальных возражений. Действительно, если цели правового регулирования не достигаются, не трансформируются в конкретные результаты, то говорить об эффективности права в данном случае конечно же не приходится, а следует говорить о том, что нормы не работают.

Однако, ряд ученых-правоведов полагают (и я с ними в этом солидарен), что степень реализации юридической цели не может быть единственным критерием оценки эффективности правового предписания. Ведь при таком подходе к проблеме мы заранее выводим из зоны критического анализа содержание юридических предписаний, и в частности их цели, и как бы предполагаем, что, что вся правовая политика государства направлена на достижение исключительно социально-полезных ориентиров, что она всегда абсолютно обоснована и безошибочна, во всех случаях адекватна насущным социальным потребностям.

Однако практика, к сожалению, нередко свидетельствует об обратном. Достаточно вспомнить хотя бы советские законодательные акты, направленные на принудительную коллективизацию сельского хозяйства, национализацию собственности, принудительную депортацию целых народов. Запланированные законодателем цели были достигнуты, но каковы были эти цели? Можем ли мы в данном случае говорить об эффективности правового регулирования? Можно ли вообще оценивать эффективность государственного произвола, цинизма и беззакония?

Думается, что нормы, преследующие антисоциальные цели, реализация которых приводит, или потенциально может привести, к негативным для общества или отдельных граждан последствиям, не могут считаться эффективными, как бы не были высоки показатели достижения таких целей.

Вековая юридическая мудрость гласит; «Salus patriae suprema lex» – «Благо народа – наивысший закон». Именно из этой наиболее общей и абстрактной и в то же время достаточно понятной цели правового регулирования должен исходить любой истинный юрист, оценивая результаты работы правовых механизмов. В противном случае, мы рискуем превратиться в догматиков, которые восхищаются техническим совершенством и мощью юридических конструкций, и не видят за ними высшего смысла и назначения права.

Следовательно, одним из важнейших критериев оценки эффективности правового регулирования, помимо достижения поставленных целей, является также степень социальной ценности полученных результатов, их соответствия насущным потребностям и интересам общества, мера их содействия его прогрессивному развитию по пути наиболее полной реализации естественных и предоставленных законом прав и свобод человека.

Конечно, выявление данного аспекта эффективности – достаточно непростая задача, ведь оно предполагает проведение всесторонней, комплексной оценки результатов правового регулирования, анализ всех полюсов и минусов, всех наступивших и возможных последствий, системную оценку их социального значения.

Кроме того, в понятие эффективности права необходимо включить еще один аспект а именно – характеристики процесса достижения цели, и прежде всего – характеристики используемых в правовом регулировании средств и механизмов. Ведь вполне очевидно, что для законодателя, и прежде всего для общества, далеко не безразлично, какими именно средствами, при помощи каких «затрат» будут реализовываться цели правовой политики.

Прежде всего принципиальное значение для современного правового регулирования приобретают такие характеристики правовых средств, как их оперативность, экономичность, и не в последнюю очередь – моральная, нравственная приемлемость.

Думается, что современная правовая политика России должна решительно опровергать тезис о том, что «цель оправдывает средства». Ведь сама история доказала, что применение антигуманных средств, средств, унижающих человеческое достоинство, попирающих естественные права и свободы граждан, для реализации казалось бы достаточно благовидных целей, неизбежно приводит к обесчеловечиванию самих целей, к превращению их в ориентиры, которые не воспринимаются и не поддерживаются значительной частью населения.

Итак, эффективность в правовой сфере – это понятие, призванное охарактеризовать качественное состояние процесса правового регулирования в его целостности, комплексно, всесторонне, с учетом как сугубо юридических, так и политических, социальных, нравственных и других его характеристик.

Эффективность правового регулированияэто особая качественная характеристика процесса специально-юридического воздействия права на социальные отношения, которая включает в себя три основных, обозначенных на схеме элемента:

1) степень реализации юридической цели (результативность);

2) степень социальной ценности полученных результатов;

3) степень оптимальности применяемых юридических средств.

Следующей важной проблемой теории эффективности права является вопрос о тех факторах, которые влияют на показатели данного свойства, об условиях, которые способствуют или наоборот препятствуют повышению действенности работы юридических предписпаний.

Конечно же этих факторов достаточно много и каждому из них можно посвятить не одно диссертационное исследование. Если же говорить кратко и схематично, то можно отметить, что степень эффективности правового регулирования зависит от влияния целой системы факторов, которые условно можно обозначить в виде трех модулей:

1) характеристики процесса правообразования;

2) характеристики права и законодательства;

3) характеристики «внешней среды»

Прежде всего, нам всегда следует помнить о том, что результаты действия правовых норм программируются задолго до того, как эти нормы вступят в действие а именно на этапе формирования юридических положений.

К наиболее значимым в этом смысле факторам правообразования следует отнести соблюдение на этапе создания юридических моделей общих конституционных принципов правотворчества, таких как научный характер, профессионализм, законность, демократизм, национальное равноправие, гласность и оперативность. Если названные принципы действительно работают в правотворческом процессе, то это является одной из существенных гарантий формирования потенциально эффективного права.

Особо хотелось бы остановиться на двух первых принципах, которые для наших законодателей являются наиболее проблемными.

Научность правотворческого процесса предполагает, что в ходе подготовки проекта нормативного акта, необходимо использовать имеющиеся научные фундаментальные и прикладные разработки, касающиеся соответствующей проблемы, проанализировать сложившуюся в обществе социально-политическую, экономическую и иную ситуацию, выявить наиболее важные потребности социального развития, учесть накопленный отечественной и зарубежной юридической практикой опыт. В результате, законодатель должен создать максимально адекватный, целесообразный, продуманный алгоритм достижения конкретного результата.

К сожалению, российский законодатель не всегда действует на научной основе. В этом плане у него имеются серьезные проблемы. Нередко он испытывает затруднения уже при определении тех целей и задач, которые необходимо реализовать в настоящий период времени, не может определиться в вопросе юридической стратегии.

Характерной тенденцией как в политической, так и в правовой жизни страны в годы «перестройки и реформ» у нас стал своеобразный дефицит целей. Проводимая в стране так называемая «правовая реформа» не были обеспечены идеологически, ощущалось отсутствие у властей долгосрочной стратегии, четких и понятных ориентиров движения. Нередко шаги законодателя напоминали скорее правовые эксперименты и импровизации, чем продуманную правовую политику.

Серьезной проблемой для современного Российского государства является проблема профессионализма законодателей. На сегодняшний день практически отсутствуют механизмы обучения правотворческой деятельности, поэтому субъекты, призванные творить право, зачастую не обладают необходимой для подобной деятельности образованием и опытом. Особенно остро данная проблема стоит на региональном и местном уровне.

Следующая группа факторов, влияющих на эффективность правового регулирования – это характеристики права и законодательства.

Первым критерием здесь является целесообразность правовых средств. Конструкции законодательства должны служить реализации известных целей, быть целенаправленными регуляторами. В противном случае, они могут превратиться в препятствие для эффективного правового регулирования.

Еще одним фактором является достаточность правовых средств. Он предполагает отсутствие в законодательстве как дефицита необходимых юридических инструментов, так и наличия в нем устаревших, не адекватных сложившейся социальной обстановке правоположений.

В российском законодательстве и сегодня существует масса пробелов в средствах, которые наносят серьезный удар по его эффективности, приводят к недостижению как частных, конкретных юридических ориентиров, так и наиболее общих (на уровне отраслей) задач, превращают право в сборник деклараций и лозунгов, служащих формальными атрибутами демократического права.

Повысить качество и результативность правового регулирования помогает также грамотная системная организация юридических средств.

Чтобы право работало эффективно, все юридические конструкции должны быть логично «увязаны», взаимосогласованы, образовывать единый целостный регулятивный «организм». В подобной системе в идеале не должно быть места коллизиям, противоречиям, которые всегда приводят к ухудшению качества управления.

Еще одним фактором, влияющим на эффективность правового регулирования является наличие в законодательстве гарантирующих механизмов. Законодателю важно научиться грамотно «составлять» отдельные правовые инструменты в более сложные юридические механизмы и режимы, создавать в каждом конкретном случае необходимый и достаточный для достижения поставленной цели регулятивный комплекс. В подобных комплексах регулятивный потенциал одних правовых инструментов должен подкрепляться в необходимых случаях действием других (гарантирующих, обеспечительных, охранительных и пр.) правовых средств.

Совершенствуя нормативную базу правовой системы и юридическую практику, не следует забывать также о так называемых «внешних факторах», о том, что называют средой действия права.

Дело в том, что реализация правовых предписаний всегда происходит в исторически-конкретный период времени в определенной материальной и духовной среде, характеризующейся специфическим сочетанием политических и экономических процессов, духовного и нравственного климата, семейно-бытовых, религиозных и культурных традиций и прочих неюридических факторов. Правовые механизмы в процессе работы тесно соприкасаются с вышеуказанными элементами «среды», которые могут как усиливать потенциал юридических средств, так и снижать их эффективность, в значительной степени предопределяя результаты реализации права.

Для своей эффективной работы право нуждается в определенной внешней среде, и если последняя «неблагоприятна» для использования юридических инструментов, то и эффективность правового регулирования будут оставлять желать лучшего.

Не совсем утешительные результаты правовой политики Российского государства сегодня во многом связаны не с качеством закона, а именно со спецификой социальной среды, в которой реализуются правовые предписания.

Проблема среды действия права – это прежде всего проблема субъекта, реализующего нормативные предписания на практике. Устанавливая соответствующие правовые нормы, законодатель рассчитывает прежде всего на их добровольную реализацию, поэтому главный фактор адекватной реализации правовых норм заключается в степени заинтересованности людей в осуществлении тех или иных юридических предписаний.

Мотивация к правомерному или наоборот к противоправному поведению формируется у субъектов под влиянием различных факторов внешней среды. Среди наиболее существенных факторов можно назвать следующие.

Политический фактор

Данный фактор проявляется в том, что заметное влияние на процесс реализации правовых предписаний оказывают политические события и процессы.

С другой стороны, правовые средства не могут быть действенными регуляторами без соответствующей поддержки со стороны политической власти.

К сожалению, современные российские политические деятели не всегда желают действовать в рамках, установленных правом. Нередко со стороны властных структур, как федерального, так и регионального уровня, можно наблюдать попытки решать проблемы быстрее и надежнее при помощи чисто политических средств, причем иногда имеющих некоторый криминальный оттенок.

Там, где казалось бы должны действовать лишь правовые нормы, продолжает активно использоваться традиционное «телефонное право», применяются такие эффективные (с точки зрения достижения целей) средства как подкуп, шантаж, компроматы, другие формы давления на рядовых граждан и правоприменительные органы. Доходит дело и до так называемых «заказов» на физическое устранение неугодных субъектов (по принципу «нет человека – нет проблемы»).

Само законодательство нередко является жертвой политической целесообразности, когда его положения меняются не в соответствии с объективными потребностями общественного и государственного развития, а исходя из сиюминутных политических интересов тех или иных групп субъектов или даже отдельных личностей.

Очевидно, что такой подход к праву не только, не позволяет говорить о его эффективности, но и приводит к девальвации самой идеи цивилизованного правового регулирования.

 

Экономический фактор

Общемировая практика свидетельствует о том, что нормальное состояние экономической сферы – есть важнейшее условие, одна из гарантий действенной работы правовых средств и законности в обществе.

В связи с этим, в качестве одной из основных причин низкой эффективности современного российского законодательства следует рассматривать экономический кризис, охвативший страну.

К сожалению, осуществляемая в течение всех 90-х годов экономическая стратегия во многом оказалась нежизнеспособной. Ориентация на решение лишь макроэкономических задач привела к разрушению экономического потенциала страны, падению объемов производства во всех секторах экономики, дефициту бюджета, взаимным неплатежам и примитивным формам расчетов, обнищанию большей части населения, сокращению продолжительности жизни российских граждан.

Вполне очевидно, что такое положение дел в экономике не может не оказывать негативного влияния и на процесс реализации законов, а зачастую является основной причиной низкой результативности юридических средств.

Все это приводит к выводу о том, что радикального повышения показателей эффективности реализации права трудно добиться без нормализации экономических процессов в стране, без обеспечения гражданам нормальных, достойных условий жизни.

 

Культурно-нравственный фактор

На юридическую практику значительное влияние оказывает культурно-нравственный климат общества, моральные качества, принципы, установки и ценности, присущие индивидам, особенности их менталитета, психологии, специфика сложившихся в обществе традиций, привычек и т.п.

К сожалению, периоду «перестройки и реформ» в России сопутствовали такие явления как массовое распространение правового нигилизма, девальвация нравственных ценностей, падение уровня общей культуры.

Большинство граждан сегодня испытывают чувство неуверенности в завтрашнем дне, у них обострилось ощущение незащищенности, ненужности. Значительная часть населения утратила доверие как к государственной власти, так и к праву.

В массовом сознании прочно закрепилась убеждение в том, что в России законы не действуют. Невысокая эффективность работы правоохранительных органов заставляет граждан искать средства для решения своих проблем на стороне, за рамками закона. И такие средства им предоставляет организованная преступность, стремящаяся своими методами восполнить существующий повсеместно дефицит власти, порядка и законности. Сегодня чуть ли не модным стало обращаться за защитой своих интересов к разного рода криминальным элементам, которые более оперативно и быстро могут «рассудить» спор.

Подобная ситуация, несомненно, требует принятия срочных мер по снижению степени недоверия к власти и закону. Прежде всего, необходимо обратить внимание на «лицо» государственного аппарата, повысить уровень его профессиональной подготовки, общей и правовой культуры служащих. Необходимо также предпринимать все возможные усилия для реального возрождения в общественном сознании таких базовых идей и ценностей гражданского общества как гуманизм, милосердие, справедливость, законность и др.

 

Организационно- технический фактор

Данный фактор связан с тем, что для успешного воплощения законодательных положений в жизнь иногда весьма существенное значение приобретают определенные организационные и технические условия. Прежде всего, ключевое значение здесь имеет уровень правовой информированности субъектов правоотнощений. Чем выше этот уровень, тем более благоприятные условия создаются для действия юридических средств. Низкий уровень правовой информированности становится существенным препятствием для эффективного правового регулирования. Особенно важно успешно решать эту проблему в деятельности правоприменительных структур.

В связи с этим сегодня необходимо совершенствование всех форм информационного обеспечения: повышения квалификации, проведение научно-практических семинаров, конференций, «круглых столов» и т.п; внедрение в юридическую практику новейших компьютерных технологий и пр.

До сих пор не решена проблема достойного материально-технического обеспечения правоприменительных органов. Причем речь идет не только о компьютеризации труда, но и о таких традиционных для нашего государственного аппарата проблемах как помещения, транспорт, связь.

Определенный уровень юридической информированности необходим также и рядовым гражданам, поэтому с ними также следует вести правовоспитательную и обучающую работу.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что обеспечить эффективность правового регулирования социальных отношений можно только при комплексном, системном учете влияния всех названных факторов, при совершенствовании не только нормативной базы и юридической практики, но и при формировании наиболее благоприятной для использования правовых средств «внешней среды» – нейтрализации негативных процессов в экономической, политической, культурной, бытовой и других сферах жизни российского общества.


[1] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 357.

[2] См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Том 1. М., 1981. С. 299.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.