Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые механизмы и правовые режимы



 

В переходные периоды развития социально-политических организаций, на этапах их качественного изменения, особое значение приобретают процессы модернизации правовой формы. Именно совершенствование юридических средств является наиболее приоритетным для демократических государств способом оптимизации управления, повышения степени эффективности регулятивного воздействия на те или иные сферы социальных отношений.

Одним из наиболее значимых аспектов развития правовой системы реформирующегося общества является грамотное и целесообразное конструирование системно-структурной компоненты позитивного права, оптимальной организации особых целостных и устойчивых регулятивных комплексов правовых средств, обеспечивающих на этапе практического действия нормативных моделей необходимые элементы координации, взаимосогласованности и взаимодействия, гарантирования и обеспечения.

Особое место в правовом регулировании социальных отношений занимают такие комплексные инструментальные феномены как правовые механизмы.

Следует отметить, что правовые механизмы – это еще достаточно слабо изученные наукой явления. Термин «механизм» в правоведении употреблялся чаще всего для обозначения модельной логической схемы специально-юридического воздействия на социальные отношения – механизма правового регулирования а также для характеристики таких масштабных инструментально-процедурных юридических конструкций как механизм реализации праваи механизм правоприменения. Применительно к иным, более частным правовым явлениям применение указанного термина чаще всего допускалось в отраслевых юридических исследованиях, и являлось зачастую вполне обоснованным, но в целом «интуитивно» найденным методологическим подходом, не аргументированным в должной степени общенаучными и теоретико-правовыми положениями.

Между тем, при рассмотрении самой материи позитивного права и правовой системы в целом в инструментальном аспекте, оказывается, что неотъемлемыми элементами их структуры выступают не только простые (элементарные) юридические инструменты (такие как дозволения, запреты, субъективные права и обязанности, меры поощрения, меры ответственности и др.), но и сложные по составу (комплексные) правовые средства (юридические нормы и институты, правовые режимы, правоотношения, нормативные и правоприменительные акты, договоры, правореализационные операции и т.д.). Ко второй группе юридических средств относятся также правовые механизмы.

Правовые механизмы есть объективно существующие регулятивные явления, достаточно распространенные в правовой системе и играющие исключительно важную роль в процессе специально юридического воздействия на социальные отношения. Большинство своих целей и правомерных интересов субъекты реализуют с помощью не отдельных, единичных правовых средств, а именно благодаря наличию определенных правовых механизмов.

Так, например, гражданско-процессуальное законодательство предусматривает для восстановления нарушенных гражданских прав субъекта использование конкретного юридического механизма, основными звеньями которого являются: обращение в суд с исковым заявлением – судебное разбирательство – вынесение судебного решения – исполнение решения суда.

Вышеуказанная законодательная конструкция представляет собой особый юридический механизм, в рамках которого последовательно организован целый ряд отдельных юридических средств. Практическое действие данной системы средств должно развиваться по определенной «программе», «схеме», проходить ряд этапов. При этом действие одних юридических инструментов как бы подкрепляется, гарантируется работой других, применяемых «в дополнение», если поставленная цель все еще не достигнута.

Каждое звено вышеупомянутого правового механизма, в свою очередь, само является относительно автономным инструментальным комплексом, и соответственно можно говорить о механизме подачи искового заявления, механизме судебного разбирательства, механизме вынесения судебного решения и т.д.

Правовые механизмы действуют и в других отраслях законодательства. Так, Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет правовые механизмы возбуждения и расследования уголовного дела, проведения отдельных следственных действий, судебного производства, кассационного обжалования приговоров, пересмотра приговоров в порядке надзора, производства в суде присяжных и др. В Конституции РФ нашли свое закрепление механизм «сдержек и противовесов», общие механизмы формирования Правительства и Государственной Думы, разработки и принятия федеральных законов, политической ответственности Президента перед Федеральным Собранием, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции и др.

Использование формально-догматической методологии общей теории права при исследовании правовых механизмов предполагает прежде всего формулирование теоретического определения данных феноменов, которое адекватно бы отражало их наиболее характерные объективные признаки и свойства, а также их сущность и значение в правовой системе.

 

По нашему мнению, правовой механизм можно определить как необходимый и достаточный для достижения конкретной юридической цели (или системы целей) комплекс юридических средств, последовательно организованных и действующих поэтапно по определенной нормативно заданной схеме (процедуре).

Одним из основных формальных признаков правового механизма является то, что он по своей природе есть объективированный на нормативном уровне стабильный по составу комплекс юридических средств. Анализ строения правового механизма показывает, что он является сложным по составу регулятивным образованием, интегрирующим в своей структуре ряд относительно самостоятельных инструментов как нормативного, так и правореализационного характера.

Правовые механизмы прежде всего следует рассматривать как особые законодательные конструкции, объективирующие определенный «набор» юридических регуляторов, практическое действие которого способно гарантированно обеспечить реализацию тех или иных нормативно установленных ориентиров. Однако, в структуру правового механизма неизбежно включаются также и средства правореализации – конкретные акты юридически значимой деятельности субъектов.

Существенным свойством правового механизма является также то, что он есть не просто произвольная совокупность различных юридических феноменов, а именно «система – логически цельный, устойчивый комплекс взаимосвязанных и последовательно организованных регулятивных явлений, призванных «работать» сообща, «помогая» друг другу. Данное свойство гарантирует стабильность и устойчивость инструментальной структуры правового механизма.

Правовой механизм сконструирован для реализации определенной юридической цели (или нескольких целей). Конкретная цель, поставленная законодателем, является при создании механизма системообразующим фактором, ибо под нее подбирается и необходимый набор инструментария.

Еще одним существенным признаком правового механизма является его динамическая, функциональная природа. Этот признак объясняет назначение данного правового явления, раскрывает его смысл. Хотя правовые механизмы первоначально конструируются законодателем в форме нормативных, модельных регуляторов, являются прежде всего особыми конструкциями позитивного права и законодательства, свою реальную ценность они демонстрируют только в процессе практического действия, когда те или иные субъекты последовательно используют их для реализации своих правомерных интересов.

Среди признаков правового механизма нельзя не отметить особую «запрограммированность» его действия. В основе действия правового механизма лежит определенная нормативно заданная «программа», своеобразный «алгоритм», «схема» работы, которая предусматривает какие средства, на каком этапе и при каких условиях должны быть задействованы. Другими словами, действие юридического механизма всегда основано на четкой процедуре.

Вышеуказанные признаки правового механизма определяют его самостоятельность как феномена правовой материи.

 

Научному познанию особенностей природы правового механизма способствует использование сравнительного метода, сопоставление его с иными наиболее схожими с ним по своим формальным свойствам юридическими явлениями. Плодотворным в этом смысле является сравнение правового механизма, в частности, с таким феноменом как правовой режим.

Правовой режим представляет собой особый комплекс, согласованную систему юридических инструментов, которая создает в регулируемой области определенную степень благоприятности или неблагоприятности для осуществления интересов субъектов права, призванную обеспечить устойчивое регулирование какой-либо группы социальных отношений, определенного участка общественной жизни.

На первый взгляд, понятия «правовой механизм» и «правовой режим» имеют схожие определения и близки по своему содержанию. Однако, данные научные категории все же обозначают достаточно самостоятельные юридические реальности, поэтому их необходимо разграничить.

Во-первых, следует учесть, что правовой режим по своему объему и инструментальной структуре есть гораздо более сложное явление по сравнению с правовым механизмом. Если правовой механизм – это сугубо инструментальная субстанция, особый «набор» (как правило достаточно небольшой) нескольких правовых инструментов, то правовой режим – это более обширный комплекс правовых средств, включающий множество отдельных правовых инструментов, механизмов, охватывающий определенный набор методов и типов правового регулирования.

Возьмем, например, такие понятия как «правовой режим налогообложения» или «правовой режим предпринимательской деятельности». Вполне очевидно, что они подразумевают весь арсенал юридических средства, механизмов, методов и типов юридического воздействия, используемых законодателем для регулирования определенной области социальных отношений. Правовой режим регулирования конкретных объектов может отражаться в целом ряде нормативно-правовых актов, начиная от Конституции и заканчивая ведомственными положениями и инструкциями.

Во-вторых, правовой режим, по сравнению с правовым механизмом, имеет более масштабный объект воздействия, которым выступает, как правило, целая отрасль, сфера общественного бытия (предпринимательство, собственность, семейные отношения, землепользование и пр.).

В-третьих, правовые режимы функционально направлены прежде всего на оптимальное регулирование общественных связей, на обеспечение грамотного и эффективного правового воздействия на их определенный участок, на установление и поддержание в нем необходимого «правового климата», благоприятного или неблагоприятного для субъектов. И уже, во вторую очередь, они направлены на достижение конкретного комплекса целей правового регулирования. Таким образом, цели правовых режимов являются функциональными, ибо отражают не только результаты, но и направлены на обеспечение самого процесса регулирования.

Назначение же правовых механизмов связано с гарантированием наиболее оптимального, удобного и эффективного достижения конкретных юридических целей и задач. Так, например, для осуществления наказания преступника существует механизм возбуждения и расследования уголовного дела, механизм искового производства предназначен для гарантирования защиты и восстановления нарушенных прав и свобод граждан. Цели правовых механизмов являются предметными и более конкретными по содержанию.

В-четвертых, правовой режим – более статическая по сравнению с правовым механизмом сущность, ибо он направлен прежде всего на создание и закрепление, стабилизацию определенного статуса общественных отношений. Юридические механизмы, напротив, предназначены главным образом для практического действия, не случайно в них «закладываются» определенные «программы», «схемы» практической работы. Вне практики механизмы права не имеют никакой социальной ценности.

 

 

Необходимо отметить, что для современного Российского государства проблема конструирования эффективных механизмов и режимов, способных к надежной работе и гарантирующих достижение необходимых результатов, является одной из самых актуальных. Ведь зачастую те или иные цели правовой политики не достигаются именно из-за неумения законодателя грамотно и последовательно организовать юридический инструментарий, выстроить действенную схему его работы.

Например, на протяжении нескольких лет российские ученые и политики говорили о том, что одной из основных причин распада общего правового пространства страны является отсутствие эффективных юридических механизмов, гарантирующих успешное разрешение противоречий и споров между федеральными и региональными органами государственной власти, касающихся вопросов правотворчества, а также механизма юридической ответственности органов государственной власти субъектов РФ за принятие нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному законодательству.

Между тем, имеющиеся «в арсенале» на тот период времени правовые средства, призванные препятствовать процессу наращивания юридических коллизий между общефедеральным и региональным законодательством, не смогли остановить его и повернуть вспять.

В связи с этим, позитивно воспринимается факт принятия с подачи Президента РФ Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»».

В данном правовом акте, в частности, устанавливается четкий юридический механизм привлечения региональных законодателей к ответственности за издание правовых актов не соответствующих общефедеральному законодательству, наиболее крупными звеньями которого являются: судебное решение о противоречии законодательного акта субъекта РФ федеральному законодательству – срок для добровольного приведения соответствующего закона в соответствие с общефедеральным законодательством – решение суда о наличии препятствий для реализации закрепленных законодательством РФ полномочий федеральных органов государственной власти или местного самоуправления, или о нарушении прав и свобод человека и гражданина – предупреждение Президента РФ – 3-х месячный срок для исполнения решения суда – внесение Президентом РФ в Государственную Думу проекта федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ – принятие Государственной Думой федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

Показательно, что уже через несколько месяцев после введения в действие данных юридических механизмов, четыре пятых от более чем трех с половиной тысяч нормативно-правовых актов субъектов Федерации, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, были «приведены в соответствие». Думается, что не последнюю роль в достижении такого результат, наряду с работой полномочных представителей Президента в федеральных округах и соответствующей деятельностью Генеральной прокуратуры России, сыграло закрепление на законодательном уровне вышеупомянутого правового механизма.

При этом характерно, что сам механизм ответственности должностных лиц за злоупотребление правотворческими полномочиями фактически и разу не был применен, и столь экстренное «приведение в соответствие» региональной нормативно-правовой базы было произведено «добровольно». Данный опыт наглядно демонстрирует инструментальный потенциал и социально-политическую ценность продуманных юридических механизмов, их регулятивные возможности, значение и роль в жизни общества.

Таким образом, правовые механизмы – есть реально существующие и широко распространенные инструментальные феномены правовой системы, играющие важную роль в процессе правового регулирования общественных отношений.

Теоретическое и практическое значение научной разработки проблем, связанных с правовыми механизмами (прежде всего на общетеоретическом уровне), связано главным образом с тем, что это будет способствовать уяснению факта реального существования подобных явлений, исследования их природы, сущности и содержания, анализу их инструметального потенциала, назначения и функциональной роли в правовой системе и в правовом регулировании и прежде всего в эффективной юридическом обеспечении и защите неотъемлемых гражданских прав и свобод.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.