Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизм правового регулирования: понятие и структура.



Правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие права на общественные отношения, осуществляется посредством особого механизма – механизма правового регулирования.

Механизм правового регулированияэто взятая в единстве система всех правовых средств, организованных последовательным образом, при помощи которой обеспечивается результативное специально-юридическое воздействие на общественные отношения.

Категория механизм правового регулирования (далее - МПР) позволяет исследовать сущность и природу права с новой стороны, в особом измерении – в плоскости его практической «работы», действия, реализации запланированных в нем результатов. Данное понятие позволяет охватить единым термином различные юридические явления, изучить их в совокупности, во взаимосвязи и взаимодействии, показать их в процессе «работы», подчеркнуть их значение и роль.

Следует отметить, что МПР – не просто случайный набор различных юридических средств, объединенных произвольно в единую категорию. Напротив, МПР – это особая система, со свойственной ей внутренней организацией, особой логикой построения. Применение термина «механизм» здесь не случайно. Юридические средства, объединенные в эту систему образуют именно механизм, ибо они организованны особым образом, «выстроены» так, чтобы действовать согласованно, последовательно и поэтапно. Категория МПР призвана показать прежде всего как, посредством каких механизмов протекает специально-юридическое воздействие на общественную жизнь, какие этапы оно проходит.

Характерная особенность МПР - это его функциональная, динамическая сущность. МПР есть механизм поэтапного «развертывания» объективного права во вне, в область реальных общественных отношений. В правовой системе общества он играет роль своеобразного постоянно действующего «привода», «регулятивной цепи», связывающей право (должное) и жизнь (сущее), идеальные модели и реальные процессы и явления. Каждое звено данной цепи занимает в ней свое особенное место, выполняет специфические задачи и функции и, в то же время, включается в общую систему, способствуя таким образом достижению целей механизма в целом.

Довольно разноплановые по своей природе и функциям юридические средства, объединяясь в МПР, образуют целостный «организм», единую, внутренне согласованную непротиворечивую комбинацию элементов, назначение которой заключается в постоянном действии, в непрерывном «прокручивании» правовой «энергии».

Именно регулятивная, динамическая сущность отличает МПР от такого сложного многоэлементного правового явления как правовая система общества.

На первый взгляд, эти два феномена имеют довольно схожие определения. Так, под правовой системой общества нередко понимается совокупность всех юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.

Однако эти категории не совпадают и соотносятся как часть (МПР) и целое (правовая система). Последнее понятие более широкое и включает в себя наряду с МПР такие явления как право, юридическую практику, правовую политику, правовую идеологию и др. МПР - это только часть, регулятивная, функциональная плоскость правовой системы.

Пожалуй, главным содержательным признаком МПР, объясняющим сущность и значение данной категории, является то, что МПР призван обеспечить практическую реализацию поставленных законодателем целей, гарантировать достижение запланированного в праве результата, и в конечном счете обеспечить практическую реализацию интересов субъектов правовых отношений. МПР- специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и обеспечивающий доведение процесса управления до определенного логического результата.

Формальным признаком МПР является то, что он есть единая система различных по своей природе и функциям юридических средств, определенный комплекс регулятивных элементов правовой сферы. Данный признак указывает на структурное строение этого правового феномена.

Итак, выделим более четко основные характерные признаки механизма правового регулирования.

1) МПР по своей природе есть упорядоченная совокупность юридических средств, разнообразных регулятивных феноменов правовой системы.

2) Основное назначение МПР – обеспечить реализацию поставленных законодателем целей правового регулирования.

3) МПР представляет собой организованную, логично выстроенную систему, в которой юридические средства выстроены особым образом, последовательно, сориентированы на конкретные стадии работы МПР.

4) МПР – функционирующая, динамическая система, природа которой предопределяет ее постоянное действие, «работу» правовых средств.

 

Структура механизма правового регулирования

 

В юридической науке наиболее распространена точка зрения согласно которой критерием для выделения основных элементов МПР является структура самого процесса правового регулирования. Большинство правоведов выделяют основные элементы МПР в зависимости от той стадии правового регулирования, на которой они вступают в «работу», к каждой стадии данного процесса как бы «привязывается» определенная совокупность правовых средств.

Подобный подход позволяет охватить различные юридические средства и представить их в виде единой функционирующей системы, показать ее внутреннюю логику, отразить роль и функциональное назначение каждого юридического инструмента в общей схеме МПР.

С нашей точки зрения, структура МПР складывается из четырех основных звеньев, которые образуют:

1) Нормы права (юридические средства нормативного характера);

2) Юридические факты;

3) Правовые отношения;

4) Акты реализации прав и обязанностей (юридические средства правореализационной практики).

Рассмотрим структуру МПР более подробно.

Правовое регулирование представляет собой длящийся во времени процесс, проходящий ряд стадий, этапов, на каждом из которых реализуются особые цели, и действуют различные юридические инструменты, призванные служить достижению конкретных правовых результатов.

Данный процесс начинается непосредственно с момента регламентации определенных социальных связей с помощью права, с момента создания правотворческими органами государства нормативной базы правового регулирования.

Первая стадияправового регулирования – стадия нормативно-юридического регламентирования общественных отношений. Эта стадия находит свое отражение в таком элементе МПР как юридическая норма.

Сущность юридической нормы, как известно, заключается в обобщении множества широко распространенных, видовых жизненных ситуаций и отношений в едином, обязательном для всеобщего выполнения правиле поведения. Норма есть абстрактная модель, эталон, стандарт, в соответствии с которым схожие социальные взаимосвязи единообразно регулируются.

Особенность юридической нормы заключается также в том, что она осуществляет общее, неперсонифицированнное воздействие на участников общественной жизни.

Юридическая норма выступает типовым масштабом поведения субъектов. Она моделирует круг участников социальных отношений, на которых распространяется правовое воздействие, ориентирует их на достижение поставленных целей, предоставляет им разнообразные правовые инструменты, необходимые для реализации их интересов, определяет фактические обстоятельства, с которыми связано возникновение, изменение либо прекращение правоотношений (юридические факты), регламентирует условия и формы практической правореализационной деятельности, указывает на ее возможные последствия и т.п. Другими словами, норма права призвана прежде всего осуществлять «юридическое программирование» социальной жизни.

По своему содержанию юридическая норма есть сложное, системное правовое явление, охватывающее многообразные юридические феномены.

Если рассматривать юридическую норму в качестве правового средства, как одно из основных звеньев структуры МПР, то нетрудно заметить, что она не является монолитным образованием, каким-то базовым, первичным регулятивным элементом МПР. Напротив, она представляет собой комплексный собирательный юридический феномен, ибо за ней всегда стоит конкретный набор разноплановых юридических средств, образующих в своей совокупности целостный регулятивный механизм: юридические факты, запреты, дозволения, обязывания, санкции, модели средств правореализационной практики и т.п.

Следовательно, норма права является своеобразным юридическим средством комплексного, собирательного характера, которое состоит из простых, базовых инструментов.

 

Следовательно, юридическая норма выполняет в процессе правового регулирования особую организационную функцию, которая заключается в систематизации, определенном упорядочении всего модельного юридического инструментария.

Следует подчеркнуть, что норма права - не просто форма механического объединения правовых целей и средств. Ее роль в правовом регулировании выражается в особой качественной организации юридических инструментов. Разнообразные юридические средства, объективируясь в норме права, приобретают особые свойства (формальное выражение, общеобязательная нормативность, государственная поддержка), которые позволяют им быть реальными действенными регуляторами социальных связей.

Вторая стадия правового регулирования – стадия наступления юридически значимых фактов и конкретизации условий действия нормативных юридических программ. Здесь происходит своеобразное «сцепление» общих нормативных моделей с реальной жизнью, с конкретными общественными отношениями. Суть данного процесса в том, что правило для всех становится правилом для индивидуального субъекта, находящегося в конкретной ситуации.

Для того чтобы подобный переход состоялся, необходимо прежде всего четко определить те условия, которые должны наступить для того, чтобы норма права «заработала», оговорить время, место, обстановку ее действия, круг конкретных субъектов, которые используют ее на практике, их цели и мотивы и т.д.

Юридическим средством, характеризующим данную стадию правового регулирования, является юридический факт или система юридических фактов (фактический состав).

Юридические факты, как правовые регуляторы, выделяются среди других юридических средств, входящих в МПР, своей специфической природой и особыми функциями.

Природа юридического факта двойственна. Прежде всего он всегда выступает конкретным явлением объективной общественной жизни, представляет собой реальное, фактическое обстоятельство, событие или процесс социального либо природного характера. В роли юридических фактов могут выступать какие-либо события (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, истечение сроков, наступление естественной смерти и т.п.) или действия субъектов (волевые акты правомерного или противоправного поведения людей).

В ряде случаев для возникновения, прекращения либо изменения конкретного правового отношения, для успешной реализации какой-либо юридической модели и возникновения желаемого результата необходимо возникновение сложной жизненной ситуации, наступление не одного, а группы обстоятельств, наличие целой системы, комплекса юридических фактов. Такая система обозначается в правоведении понятием фактический (юридический) состав.

Юридический факт есть явление, относящееся к сфере объективно сущего, ибо он не основан непосредственно на праве, не порождается им как многие другие юридические средства. Однако это лишь формальная сторона природы данного феномена.

Сущностная же сторона заключается в том, что юридические факты – это не любые жизненные обстоятельства, а лишь те из них, которые в силу их значимости для общества и государства, закреплены, предусмотрены юридическими нормами в качестве связующего звена между общей программой регулирования и конкретными общественными отношениями, практикой реальных субъектов.

Юридический факт, с одной стороны, существует как модель - в юридической норме (в сфере юридически должного), а с другой выступает как реальное обстоятельство общественной жизни (сферы объективно сущего).

Особая природа юридического факта предопределяет ту специфическую роль, которую данное средство играет в процессе правового регулирования.

Во-первых, наиболее общая задача юридического факта в рамках МПР состоит в обеспечении непрерывности связи между правовой нормой, охватывающей формально закрепленные правовые цели и модельный юридический инструментарий, с конкретными субъектами права, находящимися в заданной нормой ситуации. Юридический факт выполняет, таким образом, коммуникативную функцию, играет роль своеобразного «проводника» юридической энергии, того «магнита», который «притягивает», «связывает» право (сферу должного) и жизнь (сферу сущего), идеальные модели и «живые» правоотношения.

Во-вторых, будучи компонентом нормы права, одним из нормативно установленных правовых средств, юридический факт имеет своей целью гарантировать начало процесса правового регулирования в необходимых ситуациях. При наступлении в реальной жизни фактического обстоятельства, адекватного нормативно заданной модели, юридический факт выступает тем «рычагом», который запускает действие установленного в законодательстве юридического инструментария и «направляет» его работу на достижение соответствующих результатов. В этом проявляется особенности регулятивной функции юридического факта в рамках МПР.

Следует также отметить, что отнесение юридических фактов ко второй стадии процесса правового регулирования является несколько условным теоретическим приемом. Дело в том, что данные правовые средства работают не на каком-либо одном этапе правового регулирования. Они «вплетены» в этот процесс и действуют на различных его стадиях. Ведь юридические факты опосредуют не только возникновение, но и изменение, а также прекращение правовых связей, и поэтому ими могут выступать многие звенья МПР: акты реализации прав и обязанностей, некоторые охранительные акты правоприменения и др.

Так, например, при назначении субъекта на государственную должность приказ директора соответствующего органа выступает в качестве правоприменительного акта, который, являясь по сути дела завершающим элементом правового регулирования, служит одновременно юридическим фактом, изменяющим правоотношения (по поводу принятия на должность) и открывающим новый цикл правового регулирования - правоотношения по поводу осуществления субъектом своих должностных обязанностей.

 

Третья стадия правового регулирования – установление индивидуальной юридической связи между субъектами социальных отношений. На данной стадии на основе нормы права и при наступлении соответствующих юридических фактов, складываются реальные правовые связи между субъектами.

Юридическим средством, характеризующим данную стадию правового регулирования является правовое отношение.

Правоотношения - это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Особенности функциональной роли правоотношений в МПР предопределены прежде всего специфической природой данных феноменов. Во-первых, всякое правовое отношение это реально существующая связь между конкретными, четко определенными субъектами. Правоотношение также всегда имеет фактическое материальное содержание (экономическое, политическое, культурно-нравственное и др.), в зависимости от тех интересов, на основе которых субъекты взаимодействуют друг с другом.

Во-вторых, правоотношение есть такая социальная связь, которая особым образом урегулирована правом, в результате чего приобретает особое юридическое содержание, которое образуют взаимные субъективные права и юридические обязанности лиц, гарантированные государством.

Следовательно, правовое отношение - это, с одной стороны, феномен, относящийся к сфере сущего, к области реальной общественной жизни, а, с другой стороны, оно есть особая «живая», материальная форма существования юридически должного, правового. Правовое отношение – фактическая общественная связь, на которую «спроецирована» определенная юридическая модель. Юридическое содержание правоотношения вытекает из той или иной нормы права, при наступлении соответствующих юридических фактов, которые трансформируют общую программу поведения в реальную жизненную ситуацию.

Основная цель правоотношения, как особого юридического средства МПР, заключается в конкретизации условий действия юридических норм, в индивидуализации субъектов, на которых нормы распространяют свое действие.

Правоотношение также является тем средством, с помощью которого вся система нормативного юридического инструментария концентрированно оформляется в два блока мер поведения, которые являются своеобразными формами «живого» существования правовых инструментов. Такими блоками выступают субъективные права и юридические обязанности участников правовых отношений.

Права и обязанности представляют собой особые комплексные правовые средства, которые на стадии оформления правоотношений охватывают собой множество первичных юридических инструментов. Так, нормативные правовые обязывания, запреты, санкции приобретают форму конкретной практической обязанности; дозволения, поощрения, льготы, предусмотренные правовыми нормами, становятся субъективными правами определенных лиц. Юридическая обязанность (вид и мера требуемого законом поведения) и субъективное право (вид и мера дозволенного и гарантированного законом поведения) представляют собой два важнейших юридических средства, с помощью которых соответствующие правовые средства-модели воплощаются в жизнь.

Наконец, правоотношение выполняет в МПР такую важную функцию, как справедливое распределение юридического инструментария между участниками социальных связей. Правоотношение есть то средство, при помощи которого субъекты права наделяются правовыми инструментами, которые необходимы для удовлетворения их интересов. «Распределение» правовых инструментов производится так, чтобы праву одного субъекта соответствовала обязанность другого. Одна из сторон правоотношения всегда является управомоченной на использование соответствующих правовых средств для достижения необходимого результата, а другая – обязанной не препятствовать этому процессу, либо активно содействовать управомоченному субъекту. Права и обязанности субъектов корреспондируют друг другу, выступают в единстве, и таким образом достигается целесообразность процесса правового регулирования, гарантируется практическое достижение запланированных законодателем и субъектами права результатов.

Следовательно, формирование правовых отношений – важный закономерный этап правового регулирования, необходимый элемент процесса достижения юридических целей. Если норма – основа правового регулирования, юридический факт - проводник правовой энергии, то правоотношение – то средство, благодаря которому юридические модели получают возможность практической реализации. Вне конкретного правового отношения реальное функционирование правовых средств и достижение юридических целей немыслимо. Именно поэтому данные феномены имеют всеобщее значение, являются обязательным юридическим средством в МПР, ибо если этот механизм приводится в действие, то он не может миновать стадию правоотношения.

 

Четвертая стадия правового регулирования – это стадия практической реализации субъективных прав и юридических обязанностей. На данной стадии процесс правового регулирования завершается: общие юридические модели, установленные в правовых нормах и конкретизированные в правоотношениях, переходят в то фактическое поведение субъектов, к которому стремился законодатель. Субъекты практически, своими активными действиями воплощают в жизнь те права и обязанности, которые предоставляются им соответствующей нормой права в той или иной юридической ситуации, и, таким образом, реализуют соответствующие цели.

Так, например, собственник вещи в правоотношении, вытекающим из договора купли-продажи, достигает своей цели лишь тогда, когда реально (своими действиями) исполняет свою обязанность по передаче вещи покупателю и одновременно реально использует свое право на получение вознаграждения.

На данном этапе нередко происходит задействование различных правообеспечительных, правоохранительных средств и механизмов, гарантирующих устранение возможных препятствий. В итоге на завершающей стадии правового регулирования происходит реализация конкретных юридических целей, их трансформация в практические результаты.

Данная стадия правового регулирования объективно выражается в таком элементе МПР как юридические средства правореализационной практики, которые образуют собой замыкающее звено МПР. По своей природе данные средства есть разнообразные юридические явления регулятивного характера, система которых обладает как признаком единства, так и некоторой внутренней дифференциацией.

Во-первых, главным существенным признаком средств правореализации является то, что они призваны обеспечить практическое использование юридических средств нормативного характера, реальное осуществление субъектами правоотношений своих прав и обязанностей и гарантировать, таким образом, завершение процесса правового регулирования. В этом проявляется своеобразие регулятивной функции правореализационных средств.

Во-вторых, выступая элементом юридической практики, формами деятельности субъектов права, они, с другой стороны, существуют и на нормативном, модельном уровне, ибо прямо или косвенно предусмотрены нормами права.

В-третьих, они всегда выступают в неразрывном единстве с юридическим инструментарием нормативного характера, образуя особую подсистему МПР - механизм реализации права.

Роль средств правореализации в процессе правового регулирования выражается в том, что при наступлении соответствующих юридических фактов и формирования конкретного правоотношения, средства-деяния переходят из своего модельного состояния в сферу практической деятельности, где с их помощью субъекты права оперируют всеми правовыми инструментами для достижения своих целей. На практике этот механизм выглядит так: обязанность исполняется, право используется, запрет соблюдается, санкция применяется и т.п.

Юридические средства правореализационной практики выступают, таким образом, в качестве форм существования и функционирования юридических средств-инструментов в сфере правореализационной деятельности, на заключительном этапе правового регулирования. Их назначение в МПР в первую очередь заключается в «обслуживании» юридического инструментария, в образовании тех процессуальных форм, в которых последний реализуется на практике.

В-четвертых, по своей природе средства правореализационного характера неоднородны и могут иметь как письменно выраженную, документальную форму (средства-документы), так и выступать в форме юридически значимых результативных действий субъектов правоотношений (средства-деяния).

Формально выраженные акты реализации прав и обязанностей, такие как договоры, иски, претензии, разнообразные следственные и судебные акты и другие юридические средства-документы являются важными правовыми механизмами для достижения юридических целей, ведь в ряде случаев без их использования невозможно достижение необходимого юридического результата.

Однако реализация прав и обязанностей далеко не всегда имеет документально выраженную форму. В ряде случаев она связана непосредственно с процессом, с определенным поведением, с действием, либо юридически значимым бездействием участников правоотношений.

Юридические средства-деяния в наиболее общем виде можно выразить в четырех основных формах реализации права: соблюдении, исполнении и использовании и применении.

Особую роль в механизме правореализации играют такие юридические средства как индивидуальные правоприменительные акты, которые представляют собой официальные решения компетентных органов по конкретным юридическим делам. Они содержат государственно-властные веления, выраженные в определенной форме и направленные на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты правоприменения обычно выражены в форме юридических документов: акты Президента, федеральных и региональных исполнительных органов власти, акты органов прокуратуры, милиции, суда, разного рода надзорных и контрольных органов и др. Иногда они могут выражаться в форме процесса, действия: устные распоряжения руководителя, жесты работника милиции, регулирующего дорожное движение и др. Они могут быть оперативно-исполнительными либо правоохранительными по своему характеру.

Роль данных актов в правовом регулировании состоит в том, что они, действуя на основе юридических норм, порождают индивидуальные права и обязанности и выступают поэтому как важные юридические факты.

Рассмотренные выше основные элементы МПР являются его наиболее важными и крупными звеньями. Между тем, очевидно, что каждый такой узловой элемент в свою очередь сам является системой, объединяющей едиными задачами разнообразные юридические средства. Таким образом, в структуре МПР, помимо макроуровня – уровня четырех базовых регулятивных звеньев, обнаруживается и более глубокий микроуровень – уровень первичного, базового правового инструментария. Наиболее полно данный срез правовых инструментов представлен на уровне правовых норм.

Микроуровень структуры МПР образуют разнообразные первичные, исходные средства правового регулирования. Особое значение среди них имеют такие ключевые первичные юридические средства-инструменты как дозволения, запреты, обязывания, меры наказания и меры поощрения.

Ключевое значение перечисленных правовых инструментов в МПР заключается в том, что они, во-первых, непосредственно связаны со специально-юридическими функциями права, представляют собой концентрированное воплощение основных способов воздействия права на социальные связи, и, во-вторых, они имеют первичный, базовый характер по отношению к другим правовым средствам, лежат в основе их системы, так как в определенных сочетаниях образуют все остальные средства-инструменты и средства-деяния, оформляются и выражаются в них. Первичные правовые средства есть те базовые частицы, из которых «соткана» вся регулятивная ткань права.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.